Ксения Рясова о московском девелопменте

64
В отношениях ритейлеров со столичными арендодателями назревает революция. А московская розница теряет статус «дойной коровы»

Арендные ставки, которые хотят получать арендодатели, мы, ритейлеры, платить просто не в состоянии. В 2009–2010 годах на рынок вышли новые международные сети, такие, как H&M, Uniqlo… Все они заявляли об агрессивных планах роста. Но после открытия небольшого количества магазинов развитие их фактически приостановлено. По тем арендным ставкам, которые существуют сейчас в лучших торговых центрах Москвы, да еще с учетом вложения в ремонт, можно, в лучшем случае, иметь break-even, то есть не генерить ни прибыли, ни убытки. Но это не бизнес. О снижении арендных ставок в обозримом будущем тоже речи не идет.  Скорее, наоборот, в ближайшее время ставки будут расти. В торговых цент­рах снова «лист ожидания», открывать новые магазины и развивать свой бизнес при кредитах до 10% хотят все. Но вот экономика этих открытий выходит довольно грустной. Если во всем мире оптимальная доля аренды в выручке fashion retail business считается 12%, то в московских торговых центрах она может доходить и до 40–50%. Если прибавить к этому налоги, зарплаты и себестоимость товара с прочими накладными расходами, то даже при наценке от 120% бизнес останется убыточным.

В 2009 году в Москве было введено 500 тыс. кв. метров торговых площадей. В 2010-м – на 50 тыс. меньше, в этом ожидается не более 300 тыс. кв. мет­ров, а в 2012-м – лишь 150 тыс. «квадратов». Мало того, в конце января 2010 года московские власти решили приостановить строительство около 400 тыс. кв. метров в центре города. Это коллапс. Московская розница скоро для всех ритейлеров из «дойной коровы» превратится в «планово-убыточный имиджевый проект». И мы уже рванули в регионы. В прошлом году из 73 открытых на две марки магазинов только четыре пришлось на Москву и три – на Санкт-Петербург. Конечно, уровень жизни там значительно ниже, само понятие «средний класс» в России весьма расплывчато. В 2000 году к среднему классу себя причисляли все, кто имел личный автомобиль! Сейчас, по оценке Института социологии РАН, к среднему классу можно отнести 28 млн человек. Цифра небольшая, особенно если учесть, что почти половина проживают в Москве и Санкт-Петербурге. Но и конкуренция в регионах значительно ниже. Региональные торговые центры очень ждут сетевиков и делают нам преференции. Хотя буквально на днях самарский «Космопорт» объявил нам такую же арендную ставку, как в московских «Мегах»! Самара, конечно, хороший город, но все же не столица.

Крупные торговые ритейлеры, такие, как «Магнит» и «Ашан», собираются сами строить торговые площади. Для fashion retail это не вариант совсем. Можно, конечно, покупать стритовые магазины, но наша задача – открыть максимальное количество точек в минимальные сроки, тогда как приобретение собственных площадей может существенно затормозить развитие. Из всего этого ясно одно: тех темпов роста рынка российского ритейла, что мы наблюдали до 2008 года, уже не будет.

 

* Ксения Рясова, президент и владелец Finn Flare.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль