Виновный в прогрессе

53
Экс-миллиардер Александр Степанов оказался в тюрьме по обвинению в мошенничестве. Ему принадлежит корпорация «Энергомаш», пытавшаяся совершить революцию в теплоэнергетике на заемные средства.

Властная, административная, банковская системы устроены таким образом, чтобы инновации обходились стране максимально дорого. Те, кто пытается создать и внедрить новаторские решения по реальной цене, – не в чести. Так было и происходит, в том числе, в энергомашиностроении. Мощная отрасль во времена СССР, занимавшая 10% мирового рынка, в конце 1990-х едва удерживала долю в 1%. Старые машины без каких-либо модернизационных программ. Тогда я работал в корпорации «Энергомаш», был ее финансовым директором в 1997–2003 годах. Сейчас все пытаются побольнее ткнуть группу, называют ее проблемной компанией, которая заняла кучу денег под фантасмагорические проекты и не может расплатиться. Так происходит потому, что мерилом правильного ведения бизнеса стали исключительно текущее состояние финансов, курс акций, количество построенных заводов или принятых на работу людей.

Комсомольский угар. Отсутствие заказов, корпоративные войны в конце 1990-х годов подвигли «Энергомаш» на рывок. На мой взгляд, он мог бы изменить облик и возможности всей отрасли. Ведь мы, работая, как в комсомольском угаре, всем показали, что можно изобретать и строить без государственной кормушки и без колоссальных затрат.
Проект «ГТ-ТЭЦ Энерго» – возведение теплоэлектростанций в небольших населенных пунктах – содержал сразу пять интересных идей. Не вдаваясь в детали, перечислю: конструкционная, инжиниринговая, проектная, подрядная, сбытовая. Конечно, основное новшество заключалось в технологии станций. Они должны были быть административно удобными для потребителя и надежными – для замены архаичных котельных. Поэтому конструкция делалась максимально упрощенной. Мы добились КПД использования топлива у такого объекта в 88%. У крупных станций с парогазовыми машинами – 45–55%, с паровыми – до 40%. Далее стали совершенствовать конструкцию.
В обычной станции на редуктор, связанный с генератором, ложатся большие нагрузки, и он часто выходит из строя. Кроме того, в устройстве применяется много подшипников, и они постоянно орошаются маслом, что очень пожароопасно. Как наши инженеры решили проблему? «Энергомаш» первым в мире установил одновременно роторы турбины и генератора на  магнитные подвесы, то есть роторы подвешены в магнитном поле. Поэтому там нет ни масла, ни редуктора. Вследствие этого пришлось применять тиристорные преобразователи частоты, производство которых впервые налажено в России. В конструкцию станции вошли трансформаторные устройства, позволяющие выдавать электроэнергию низкого напряжения местным потребителям. Произошло удорожание примерно на 10–20%. Но какова может быть экономия, если проект растиражировать на страну: на тысячах станций всего лишь 12% энергии сжигаемого топлива уходило бы «в пар» вместо текущих 50–60%! И потратили мы лишь $1 млрд – от идеи до внедрения. Крохи с учетом возможного эффекта и на фоне сегодняшних заоблачных трат на инновации.

Кругом виноваты. По первоначальному амбициозному плану мы намеревались до 2008 года установить тысячу блоков. Но проект не удался так, как планировали. Сказалась нехватка инвестиционных ресурсов. Разумеется, кризис и реакцию банков в расчеты мы не закладывали. Но гораздо более важной ошибкой, из-за которой забуксовал «ГТ–ТЭЦ Энерго», оказалась наша наивность. Мы тогда еще не понимали, что в России можно изобрести хоть вечный двигатель, но им никто не заинтересуется, если у тебя нет административного ресурса.
Мы думали: поставим в любом населенном пункте источник тепла и электричества – и все будут счастливы. Но региональные руководители говорили: нет денег для подведения к станции газа, воды, электричества. Тогда мы сами потянули сети. И вместо $600 за киловатт установленной мощности станция стала стоить дороже. Оказалось, мы как инженерная компания не были нужны местным властям со своей идеей. Они спокойно «пилили» деньги на покупку дорогого мазута и угля для убогих котельных, потому что там огромный расход топлива, а система энергосбережения такова, что можно обогреть воздух по всей стране.
Другая ошибка – «Энергомаш» не предал проект огласке (рекламе), а прямого хода «наверх» мы не имели. Почему тысячи людей годами тратят безумные деньги и до сих пор не сделали ничего ни для страны, ни для потребителей? В общем, мы сами виноваты. В том, что занимались только энергомашиностроением, изобретательством и не хотели лезть в политику.  В любом случае, мы доказали, что в России можно заниматься современными технологическими разработками для гражданского потребления, внедрять технологии, серийно производить новейшую технику с высоким качеством и с минимальными затратами.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль