Новые фавориты гонки образований

80
Отказ. Во сколько экономике обходится работа компетентного учителя и какой доли будущей зарплаты недосчитывается подопечный нерадивого педагога? Стало ли качество образования конкурентным преимуществом?

Знание – сила. Несмотря на то, что корреляция образования и зарплаты интуитивно понятна, четкой количественной зависимости экономисты не пытались выявить достаточно долго. Эрик Ханушек из Стэнфорда этот пробел ликвидировал (Eric A. Hanushek, NBER Working Paper 16606 from December 2010). В своем исследовании ученый оценил зависимость будущего дохода учеников от целого ряда факторов, среди которых были когнитивные способности и общая успеваемость в школе американцев. Согласно полученному результату, в случае, если балл тестируемого по математике ученика был выше среднего уровня (на одно стандартное квадратическое отклонение (СКО)), то зарплата такого будущего работника была на 10–15% выше среднего уровня. В своем более раннем исследовании (Hanushek and Woessmann (2009)) автор проводил подобное исследование  и во многих других странах, не только в США. Результат был похож – 15-процентный прирост зарплаты при превышении результатов в национальных тестах на одно среднее отклонение над средним уровнем.
Много это или мало – 10–15%? Если вспомнить, что время и сложный процент творят с малыми суммами чудеса, можно догадаться, что это вполне внушительный разрыв. По расчетам Ханушека, при среднем дисконтированном доходе, полученном в течение всей жизни (с 25 до 70 лет), в $1,16 млн, 13-процентная дельта приведет к приобретению дополнительных $150 тыс.
Таким образом, делает вывод ученый, уровень знаний влияет на размер заработной платы. Но есть ли устойчивая связь между качеством преподавания и уровнем знаний ученика? Оказалось, есть, и, более того, она также поддается количественной оценке. Например, если эффективность преподавателя на 0,5 СКО выше среднего, то будущий (средний дисконтированный) доход такого ученика увеличивается еще больше – до $159,1 тыс.
Но и это еще не все. Автор ставит вопрос: что будет, если успеваемость (и когнитивные способности) всех американских учеников повысить на четверть СКО? По версии экономиста получается, что совокупный дополнительный ВВП страны, приведенный к настоящему моменту, составит $44 трлн. По сути, это нереализованный потенциал, так как, например, средний балл Канады на 0,4 СКО превышает этот показатель у США, а средний балл Финляндии и вовсе имеет фору в 0,58 СКО.

Расклад в пользу Азии. Учитывая, какой экономический потенциал несет в себе качественное образование, неплохо четко понимать, где находится наша страна и к чему ей хотя бы стоит стремиться. Для этого откроем последнее исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором составлен рейтинг стран по уровню качества гуманитарного образования и знания точных наук. Картина удивительная: из десяти стран-лидеров пять позиций занимают азиатские страны с Шанхаем (Китай) и Кореей впереди, США на 17-м месте, Россия – на 43-м.
Исследование ОЭСР охватывает не только страны-участницы, но и страны-партнеры, в результате чего выборка делается по 65 странам, представляющим данные по 470 000 учащимся. Впервые исследование качества образования  в странах ОЭСР проводилось в 2000 году, и с тех пор каждые три года данные по сфере образования организации обновляются. Согласно последним данным за 2009 год, 15-летние студенты из Шанхая в среднем сдают тест по математике на 600 баллов из 1000 возможных, тогда как их американские ровесники – лишь 487, а российские – 468.

Ахиллес догнал че­репаху. Если посмотреть статистику в динамике, то можно увидеть, кто за последнее десятилетие работал ради движения вперед, а кто просто топтался на месте. В качестве объекта сравнения возьмем данные ОЭСР по результатам тестов на «чтение» (способность усваивать материал, делать обоснованные выводы и т.д.). Сразу бросается в глаза, что средний балл по ­странам ОЭСР снизился с 500 в 2000 году до 493 в 2009-м. Приведенная ниже таблица наглядно демонстрирует динамику по ряду «опорных» стран. Невооруженным глазом видно, что основной прогресс пришелся на развивающиеся страны.
В итоге получается довольно обидный тренд: страны, добившиеся высоких результатов в качестве образования, в последнее десятилетие не просто не укрепляют своих позиций, но и зачастую откатываются назад, тогда как развивающиеся страны активно догоняют тяжеловесов.

Билл Гейтс и Бритни. В 2005 году журналист Томас Фридман в своей книге «Плоский мир» очень наглядно продемонстрировал проблемы, возникающие из-за взрывного роста квалификации спе­циалистов из развивающихся стран и стагнирующих коллег из стран развитых. Фридман приводит данные флагмана научно-технического развития США – НАСА: из более чем 18 000 сотрудников агентства 40% старше 50 лет, а количество сотрудников старше 60 лет как минимум в 3 раза выше количества тех, кому еще нет 30. НАСА уже испытывает значительные сложности с набором персонала, так как многие должности по соображениям безопасности не отдашь инженерам из Индии, России или Китая. А согласно докладу Национальной комиссии по преподаванию естественно-научных дисциплин от 2004 года, который цитирует Фридман, к концу 2010 года две трети учителей математики в стране достигнут пенсионного возраста. О росте качества образования в таких условиях говорить не приходится. Неплохо будет, если оно хотя бы не ухудшится.
Причину, по которой качество образования  в США пробуксовывает, Фридман видит в окончании холодной войны. Гонка вооружений создавала спрос на ученых, подстегивая прогресс. Теперь же нет нужды обгонять русских в небе, на земле  и под водой, и мотивация постепенно сходит на нет. В развивающихся странах вроде Китая и Индии стимул к развитию, наоборот, растет из-за понимания, что в современном мире только знания реально помогают получить столь желанное конкурентное преимущество. Теперь для молодых китайцев Билл Гейтс является тем же, кем Бритни Спирс для молодых американцев.

Печальный результат. Впрочем, причины стагнации образования могут быть разными. Япония, например, сознательно пошла на сокращение школьной программы. Когда во второй половине XX века выяснилось, что японские школьники испытывают на себе одну из самых серьезных нагрузок среди учеников развитых стран и сами эти нагрузки уже начали негативно сказываться на психическом состоянии учащихся, Министерство образования предложило сократить перечень необходимых предметов и вообще разгрузить детей по максимуму. Тренд на ослабление школьного образования продолжался до тех пор, пока не выяснилось, что знаний, полученных в школе, попросту недостаточно, чтобы сдать вступительные экзамены  в вузы. С тех пор, дети, родители которых думают об их будущем, после школы ходят в специальные платные школы, цель которых – нивелировать разрыв между школой и университетом. Отсутствие же у родителей необходимой денежной суммы на спецзанятия приводит к тому, что путь  к высшему образованию для такого ребенка заказан уже с детства. Это видно и по рейтингу качества образования стран ОЭСР, где Япония стоит последней среди азиатских стран. Конечно,  в рейтинге ОЭСР азиатских стран всего пять, однако факт остается фактом – образование «развитой» Японии превзошли развивающиеся страны.
Заметно отставание реформированной Японии и в такой сфере, как знание английского языка. Согласно данным ETS – компании, проводящей такие международные экзамены на знание английского языка, как TOEFL и GRE, – Япония  в прошлом году не вошла даже в десятку по среднему уровню полученных в тестах баллов среди азиатских стран.

Quo vadis.
Во взаимосвязи качества образования и экономики страны на микро– и макроуровне остаются свои темные пятна. Например, можно предположить, что связь не является односторонней. Рост качества образования улучшает экономическую динамику или наоборот? Однако в чем сомневаться не приходится, так это в том, что качество образования напрямую зависит от того, какие люди идут в учителя.
О том, как же привлечь или удержать талантливых учителей в сфере образования, рассуждает  в своем исследовании и Эрик Ханушек. Несмотря на его успех в измерении влияния качества образования на ВВП страны и доход учеников, ученый до сих пор не смог найти удовлетворительного ответа на вопрос, как же это качество спрогнозировать. Долгое время в США превалировало мнение о том, что учитель должен как минимум иметь степень магистра, чтобы учить детей, однако по мере сбора фактов и наблюдений выяснилось, что наличие степени не отражается на том, насколько учителя «эффективны». Также не помогают предсказать профпригодность  и разные специализированные экзамены, которые учителя должны время от времени сдавать. Автор отмечает, что создание таких фильтров, эффективность которых эмпирически не подтверждена, приводит  к тому, что на систему образования накладываются дополнительные расходы, КПД которых весьма низок.
Пока же получается, что ряд развивающихся стран, делающих невероятные успехи в области передачи знаний, нашли ответ к этой загадке.

 

 Динамика результатов теста на «чтение»

Страна

2000

2009

Прирост

Латвия

458

484

+26

Польша

479

500

+21

Португалия

470

489

+19

Лихтенштейн

483

499

+16

Бразилия

396

412

+16

Корея

525

539

+14

Венгрия

480

494

+14

Германия

484

497

+13

Греция

474

483

+9

Швейцария

494

501

+7

Мексика

422

425

+3

Бельгия

507

506

-1

Дания

496

495

-1

Италия

487

486

-1

Япония

522

520

-2

Норвегия

505

503

-2

Россия

462

459

-3

США

504

500

-4

Средний уровень ОЭСР

500

493

-7

Франция

505

496

-9

Финляндия

547

536

-11

Испания

493

481

-12

Австралия

528

515

-13

Чехия

492

478

-14

Швеция

516

497

-19

Великобритания

523

494

-29

Австрия

507

470

-37

Источник: ОЭСР, First Results from PISA 2000, PISA 2009 Results

 

Результаты рейтинга по успеваемости OECD

 

Место в рейтинге

Тест на «чтение»

Тест по математике

Тест по естественно-научным дисцилинам

Средий балл по OECD

n/a

493

496

501

Шанхай (Китай)

1

556

600

575

Корея

2

539

546

538

Финляндия

3

536

541

554

Гонконг (Китай)

4

533

555

549

Сингапур

5

526

562

542

Канада

6

524

527

529

Новая Зеландия

7

521

519

532

Япония

8

520

529

539

Австралия

9

215

514

527

Голландия

10

508

526

522

США

17

500

487

502

Россия

43

459

468

478

Источник: OECD, PISA 2009 Database

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль