«Айтишники» ждут водопада денег

77
Технологии. Период посткризисной стагнации в IT-секторе завершен. Следующий год станет годом роста уровня автоматизации бизнеса, наращивания компетенций и новых моделей сотрудничества с IT.

Отечественный IT-бизнес часто обвиняет исследовательские агентства в излишне строгих оценках и занижении показателей. Рыночные аналитики ссылаются на непрозрачность рынка, завышенные данные, вводят корректировки. Но 2010 год продемонстрировал обратную ситуацию. По данным IDC, в 2010 году IT-бюджеты выросли на 17%. В свою очередь, CIO утверждают, что расходы выросли максимум на 10% (исследование «IT в российских компаниях 2010–2011 гг. Выход из кризиса?», проведенное Cоюзом IT-директоров). В исследовании участвовало 237 CIO из компаний с выручкой от $500 млн. Общая выручка компаний, принявших участие в исследовании, составила $53 млрд, а суммарный объем IT-бюджетов – $500 млн. По данным Cоюза, средний объем затрат на IT на российских предприятиях составил 0,87% от выручки, в 2009 году этот показатель снижался до 0,8%. Таким образом, IT-бюджеты российских компаний выросли максимум на 10%, да и то с учетом погрешности оценки.
Зато руководители некоторых IT-компаний отмечают стабилизацию российского IT-рынка с самого начала 2010 года. «Выручка в первом квартале 2010 года была на 70% выше, чем в аналогичный период 2009 года, а третьем квартале была рекордной», – говорит директор компании «Микротест» Андрей Ларин. Генеральный директор компании «АНД Проджект» Илья Пантелеев заметил повышение клиентской активности в конце первого – начале второго кварталов 2010 года.
В то же время заместитель финансового директора компании «Форс» Андрей Чудновский никакой стабилизации в IT-отрасли не ощущает. По его мнению, пока речь идет скорее об ожиданиях. «Коммерческий сектор по-прежнему сдержанно относится к расходам на IT. А поскольку IT-бюджеты принимаются на календарный год, то качественный рывок, если он произойдет, рынок увидит к середине 2011 года», – рассуждает он. Все-таки бюджеты 2010 года отражали не слишком радостные настроения 2009-го. Возможно, ощущение стабилизации некоторых участников рынка объясняется стабильным госзаказом. А частный бизнес только набирается решимости начать масштабные работы.

Труды праведные. Главные изменения в спросе, которые отмечают IT-консультанты в области бизнес-приложений, – более пристальное внимание к финансам, решение вполне конкретных, точечных задач. Разнообразные формы учета расходов и доходов, управление платежами, оперативная аналитика – вот основные сферы внимания топ-менеджмента. Настоящий бум наблюдается в сфере CRM-решений – взаимоотношений с клиентами. С начала кризиса их недовольство стало основным рычагом воздействия на исполнителей.
Можно заключить, что кризис заставил руководителей сделать выводы и отказаться от имиджевых проектов в пользу реального повышения эффективности бизнеса. Конечно, смена приоритетов у заказчика повлияла и на исполнителей. Например, «Микротест» официально объявил об открытии практики SAP BusinessObjects. Многие обновили портфель ПО в области IT-безопасности, готовясь к волне ажиотажа вокруг закона № 152-ФЗ.
Тяжелый период в экономике стал лакмусовой бумажкой не только работоспособности и эффективности, но лояльности российских IT-компаний. Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий считает достижением, что за два последних трудных года, несмотря на все сложности, не испортились отношения ни с одним из крупных заказчиков. Правда, не стоит забывать, что конкуренция на российском IT-рынке высока и доходы бизнеса напрямую зависят от расположения и доверия заказчиков. Поэтому ссоры и нагнетание обстановки в условиях неплатежей могли погубить системных интеграторов.
В ожидании волны отложенного спроса встает вопрос о достаточном количестве персонала. Кризис привел к его сокращению, а растущий спрос требует немедленного отклика, иначе недолго и потерять клиентуру. Многие IT-компании задумались не просто о расширении штата, но о профессиональной подготовке сотрудников. Например, в IBS затраты на обучение персонала вернулись на докризисный уровень.
Много сказано о несоответствии отечественного высшего технического образования потребностям IT-консультантов. Поэтому почти все крупные компании участвуют в подготовке студентов в той или иной форме: кто-то открывает собственные курсы, кто-то сотрудничает с вузами. Все эти формы подразумевают бесплатность обучения, высокий конкурсный отбор, сертификацию молодых специалистов, помощь в трудоустройстве. Судить об остроте проблемы можно уже по тому, что даже в кризисные времена бизнес не сократил инвестиций в это направление.
Стараясь сохранить клиентуру, некоторые компании разработали новые схемы финансового взаимодействия. Кто-то предлагает расширенную предпродажную подготовку, когда бизнес-приложение с минимальным функционалом устанавливается у потенциального клиента бесплатно, в расчете на заинтересованность. «Приманка» действует. А кто-то продает работы в кредит, с рассрочкой лет на 5–10. Правда, последний вариант относится не просто к автоматизации, а к инфраструктурным проектам, в которых большую часть расходов съедает аппаратное обеспечение.

Подарки нового года. Следующий год способен принести позитивные перемены. Тактику активного развития и захвата рынков в 2010–2011 года выбрали 255 компаний – в два раза больше, чем в посткризисном 2009-м. Планы по активному развитию с помощью внедрения новых систем вырастут почти в 1,5–3 раза в денежном выражении по всем ключевым бизнес-направлениям: управление финансами, продажами, производством, снабжением и сбытом, маркетингом, разработкой продуктов и услуг, персоналом; планирование, повышение эффективности бизнеса. Бюджеты по постепенному развитию уже действующих систем также увеличатся в 1,5–2 раза.
Сергей Мацоцкий настроен более чем оптимистично: «Если не будет новых потрясений, то на волне роста экономики и с учетом отложенного спроса рост IT-рынка в 2011–2012 годах будет измеряться десятками процентов», – прогнозирует он. «Микротест» в 2011 году собирается нарастить выручку на треть. Продажи «АНД Проджект» и TopS BI в следующем году должны вырасти на 15–20%. Илья Пантелеев уверен, что каждое направление будет развиваться в своем темпе. «Если для ERP-систем это органический рост в пределах 5–7% в год, то по CRM-решениям можно ожидать увеличения спроса порядка 50% по сравнению с 2010 годом. Рост в сегменте нишевых узкоспециализированных продуктов составит 15–17%», – говорит он.
IT-компании «просеивают» свой продуктовый портфель. В «Форс» некоторые продуктовые направления сократятся. «Пришлось сделать это по тем направлениям, которые не получили должного спроса у заказчиков и не имеют перспектив выхода на минимальную рентабельность в ближайшие два года», – объясняет Андрей Чудновский. Вместе с тем, возникнет и новое – впервые за всю историю своего существования «Форс» будет продвигать не только программное обеспечение, но и оборудование в составе готовых мощных вычислительных комплексов.
Начиная со следующего года внимание бизнеса привлекут возможности облачной инфраструктуры – простота организации и дешевизна. Вряд ли это будет означать бум, но точно – начало роста сегмента. Многие IT-компании в расчете на спрос открывают новые направления. «Форс» уже расширил и усилил штат службы технической поддержки, в том числе с расчетом на оказание услуг с использованием «облачных технологий». Конечно, крупный бизнес останется при собственной инфраструктуре, которая гарантирует более высокую степень сохранности коммерческих данных. Зато облака прекрасно отвечают потребностям малых и средних компаний.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль