Россию вылечит «большая фарма»

178
Локализация. К 2020 году чиновники обещают бум локального производства лекарств. Мировые гиганты не против строительства заводов в России, вот только правила игры перманентно меняются.

Крупные международные фармацевтические компании, так называемая «большая фарма», активизировались в России как раз в последние пару лет. Европейский лидер Sanofi-Aventis в конце 2009 года приобрел одно из крупнейших предприятий – производителя инсулина «Биотон-Восток», швейцарская Nycomed летом приступила к строительству завода в Ярославле, а весной соглашение о создании производства в Калужской области с региональными властями подписали итальянская Berlin-Chemie и датская Novo Nordisk. В скором времени ожидается объявление мест строительства заводов швейцарской Novartis и израильской Teva.
В 2009 году Ассоциация международных фармпроизводителей (AIPM), объединяющая более 50 международных компаний (свыше 80% мирового фармацевтического производства и более 60% объема лекарственных средств, поставляемых на территорию России), создала совет по локальным инвестициям. В него вошли более 20 компаний. По словам Владимира Шипкова, исполнительного директора AIPM, число участников рынка, желающих инвестировать в Россию, превышает число членов совета. По данным AIPM, суммарный объем потенциальных инвестиций компаний, входящих в ассоциацию, в различные формы локализации производства лекарственных средств в ближайшие годы составит более 1 млрд евро. При этом речь идет только о начальном этапе инвестиционных программ. Пока в России работают предприятия пяти международных компаний – членов AIPM: Gedeon Richter, KRKA, Servier, Sanofi-Aventis, Stada.

«Сделано в России».
Владимир Шипков называет две основные причины обострившегося интереса «большой фармы» к России: внутренняя эволюция международных фармкомпаний, нуждающихся в реализации потенциала новых рынков, и действия местных властей, сигнализирующие о необходимости создания в России развитой фармацевтической индустрии. По мнению экспертов, 15-процентная преференция в госзакупках на препараты с лейблом «Сделано в России», введенная в 2008 году в качестве антикризисной меры, стала чрезвычайно важным фактором в процессе локализации. «Хотя российский рынок занимает небольшую долю от мировых продаж AstraZeneca, он входит в топ-7 мировых рынков, приоритетных для нас с точки зрения инвестиционного развития», – отмечает директор по корпоративным связям и работе с государственными органами «АстраЗенека Россия» Юрий Мочалин. В последние годы роль государства в финансировании лекарственного обеспечения в России существенно выросла. В пример Юрий Мочалин приводит тот факт, что в 2009 году госпитальный сегмент, программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и «7 нозологий» (госпрограмма обеспечения лекарствами больных с особо тяжелыми заболеваниями) составляли уже более половины всего российского фармрынка.
Перспективность и важность работы с госсектором в России не скрывают и в Nycomed: «На таких быстрорастущих рынках очень важна именно долгосрочная стратегия, работа на перспективу. Многие продукты, которые мы продаем в России, производят другие компании. И мы полагаем, что возможность локального производства своих препаратов на наших мощностях будет привлекать к нам еще большее количество партнеров», – делится планами компании представитель «Никомед Россия – СНГ» Георгий Соустин.
Консолидация российского фармрынка пока не очень высока – на топ-5 компаний приходится 21% продаж в денежном выражении, рапортует «Фармэксперт». При этом единственная российская компания, которая присутствует в списке 20 крупнейших фармпроизводителей на российском рынке, – «Фармстандарт». Отсюда еще один фактор, влияющий на процесс локализации в России: отсутствие целесообразных для поглощения предприятий, несмотря на большое количество компаний, рассматривающих для себя такой путь развития.
Агентство Grayling, осуществляющее взаимодействие нескольких международных фармкомпаний с российскими госорганами, летом провело исследование «Реализация стратегии «Фарма-2020»: трудности глазами российского производителя, и что стратегия означает для иностранных инвесторов». Два десятка экспертов, опрошенных Grayling, склоняются к тому, что из 450 производителей, работающих в России, только 50 способны перейти на стандарты GMP к 2014 году, как это предписано законом. Остальные будут заинтересованы в привлечении иностранных инвесторов. То есть на местном рынке можно ожидать новых M&A. «Количество действительно привлекательных активов сравнительно невелико, здесь многое зависит от целей покупателя. Если нужны только производственные мощности – можно выбирать из десятков. Интересуют торговые марки? Таких объектов значительно меньше. Большинство производственных активов может представлять интерес исключительно с точки зрения получения подготовленной площадки, подведенных коммуникаций и энергомощностей, а также наличия лицензии. При этом производственные мощности необходимо, по сути, полностью перестраивать в соответствии с современными стандартами качества», – рассуждает директор по исследованиям «Фармэксперта» Николай Беспалов.
По оценке Николая Беспалова, инвестиции в строительство современного фармпредприятия колеблются в диапазоне от $50 до $100 млн. «Естественно, инвестору необходимы определенные гарантии возврата, возможно, в виде гарантированных преференций, например, в льготном режиме налогообложения. Также возможна система государственного софинансирования проектов, особенно в части подведения к строительным площадкам коммуникаций, энергомощностей. Эти цели можно решить путем создания фармацевтических кластеров, когда государство обеспечивает подготовку площадки, налоговые льготы или иные гарантии, обеспечивая благоприятные условия для привлечения инвесторов», – рассуждает Николай Беспалов.
Строительство заводов – не единственная форма локальных инвестиций «большой фармы». Еще одним из направлений деятельности стало заключение лицензионных соглашений о передаче прав на использование лицензий, знаний и технологий российским партнерам. Так работают французская Roche и российский Центр высоких технологий «ХимРар». Стороны подписали договор, согласно которому «ХимРар» получил права на разработку новых потенциальных лекарственных препаратов против СПИДа. Другое направление – совместная подготовка кадров. В этом году правительством Ярославской области и компанией Novartis был подписан меморандум о сотрудничестве. С целью повышения качества медицинской помощи стороны планируют совместно обучать российских врачей.

Острый вопрос.
Неотъемлемая часть работы международных фармкорпораций во всех странах – международные клинические и исследовательские программы. С недавних пор проведение клинических исследований в России стало обязательным условием для допуска на внутренний рынок. Из этой нормы родилась самая серьезная на данный момент проблема для иностранных фармкомпаний: с середины ноября Минздравсоцразвития отказывается выдавать разрешения на ввоз зарегистрированных лекарственных препаратов для проведения клинических исследований. «Большинство текущих международных исследований в России будет остановлено, если выдача разрешений не возобновится. Участники исследований останутся без терапии. По ряду заболеваний остановка или даже перерыв в приеме препаратов означает серьезные риски для здоровья пациентов. В перспективе участие России в таких программах станет невозможным», – заявляют в АОКИ.
Масштабы проблемы огромны: только Pfizer на данный момент проводит около 30 открытых программ клинических исследований в России. От того, насколько быстро будет разрешен вопрос с лекарствами для исследований, во многом будет зависеть скорость принятия решений компаний-производителей о строительстве предприятий по выпуску препаратов, которые, очень может быть, как раз сейчас и проходят клинические испытания.
Хотя амбициозные планы инвестирования в Россию озвучили почти все иностранные фармпроизводители, сроки их реализации могут затянуться. В исследовании Grayling перечислены несколько подстерегающих моментов. Среди них, например, почти полное отсутствие правоприменительной практики по четвертой части Гражданского кодекса (касается защиты интеллектуальной собственности). Взаимосвязанный момент – неразрешенность вопроса экспорта в России: до сих пор не очевидно, будет ли разрешено экспортировать производимые на территории России лекарства. В исследовании инвесторам также предлагается обратить внимание на Белоруссию, имеющую собственную концепцию фармрынка, ориентированную на дженерики. Эксперты отмечают, что на принятие решения о строительстве площадок в России может повлиять развитие отношений в рамках Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), а именно будет ли Россия вступать в ВТО в одиночку или союзом.
По словам Владимира Шипкова, скорость продвижения «большой фармы» будет зависеть в основном от регулятора фармотрасли. «В последнее время среда постоянно меняется. Не у всех штаб-квартир прибавляется оптимизма, например, относительно произошедшего с ценообразованием на ЖНВЛС. Другой пример: два года нам говорили, что приветствуются все формы локализации. Теперь упаковочное производство в России не учитывается при расчете преференций. К сожалению, в стране пока нет достаточного количества заводов, чтобы заменить импорт. Невозможно построить их вмиг, но лечить людей нужно. Власти же требуют от нас налаживать производство полного цикла, включая субстанции, которые на протяжении уже многих лет производятся в Юго-Восточной Азии и Индии, то есть фактически менять всю международную практику фармпроизводства», – считает Владимир Шипков. По его словам, успешность проекта локализации будет зависеть и от развития ситуации с клиническими исследованиями. Сейчас она такова, что компании, которые проводили мультинациональные клинические исследования, а не локальные, сталкиваются с тем, что для их утверждения российским законом может понадобиться несколько лет.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль