Стратегия двухлетней давности

73
Ревизия. В декабре 2008 года правительство утвердило стратегию развития российского финрынка до 2020-го. «Ф.» подводит первые итоги реализации этого долгосрочного проекта. Они выглядят удручающе скромными.

В стратегии указывается на недостатки рыночной инфраструктуры и законодательства и перечисляются меры, которые необходимы для устранения этих изъянов. 17 законопроектов вынесены в отдельный перечень: их предполагалось принять в первую очередь. «Этот список – то, что нужно сделать, чтобы устранить отставание регулирования нашего рынка от международных стандартов», – объяснял руководитель ФСФР Владимир Миловидов, участвовавший в подготовке стратегии наряду с коллегами из Мин­экономразвития, Минфина и Банка России. Именно эти  госструктуры были назначены ответственными за скорейшую разработку упомянутых документов, а в отдельных случаях компанию им составила ФАС. Спустя два года «Ф.» проверил, как идет выполнение плана. Выяснилось, что из всех «первоочередных» законопроектов принят только один. Часть гуляет между ведомствами, часть застряла в Госдуме, а некоторые поправки, похоже, до сих пор существуют только в головах их инициаторов.

Мнение зала. Мы попросили брокеров, управляющих, регистраторов и биржевиков поделиться собственными впечатлениями о том, какие наиболее яркие законодательные изменения произошли на фондовом рынке примерно с конца 2008 года. Самую горячую поддержку собеседников «Ф.» получил законопроект, который, по иронии судьбы, в «стратегический план» как раз не входил.
«Безусловно, это решение вопросов налогообложения операций физических лиц на финансовом рынке, что реально приблизило нас к мировым стандартам», – говорит директор департамента РТС Андрей Салащенко. «Был, наконец, решен вопрос, мешавший развитию рынка на протяжении 15 лет», – продолжает тему исполнительный директор «Олмы» Андрей Белинский. «Одним из наиболее существенных законопроектов, или, по крайней мере, вызвавших максимальный резонанс, стало изменение системы налогообложения операций на фондовом и срочном рынках. А именно – появление возможности сальдировать финансовые результаты сделок и переносить со следующего года убытки на будущие периоды в целях налогообложения», – уточняет гендиректор брокерского дома «Открытие» Евгений Данкевич. Тем же самым пакетом поправок введено понятие операций репо для физических лиц, напоминает он.
«Ведется мощная законотворческая деятельность, и трудно выделить какой-то один судьбоносный закон, принятый за эти два года», – разводит руками руководитель бизнеса доверительного управления активами Газпромбанка Анатолий Милюков. Главное – сейчас ничто не мешает работать на фондовом рынке с точки зрения законодательства, а регуляторы очень восприимчивы ко всем инициативам его участников, убежден он.
Наиболее заметные изменения заключаются в том, что заработали механизмы контроля над участниками финансового рынка и приняты меры, направленные на усиление их ответственности, считает заместитель гендиректора «Регистратора Р.О.С.Т.» Татьяна Бурлакова. «Профучастники первыми почувствовали повышение требований к качеству и размеру капитала, усиление надзора со стороны регулятора, что вполне ощутимо отразилось на их численности и уровне профессионализма», – констатирует она. Теперь ужесточения ждут эмитентов, для которых меняются правила раскрытия информации и проведения корпоративной политики. Кроме того, в январе вступает в силу антиинсайдерский закон, затрагивающий самый широкий круг участников рынка.

Из невыполненного. Первый блок стратегии посвящен населению на фондовом рынке. Там упоминается, например, о формировании компенсационного фонда для граждан, пострадавших из-за недобросовестных участников, о создании барьеров на пути финансовых пирамид, о повышении ответственности лиц, которые оказывают розничные финансовые услуги. Все это в основном как было, так и остается на бумаге.
Отдельная тема – регулирование деятельности загадочных розничных финансовых консультантов. Их прослойка в России настолько ничтожна, что даже сам этот термин в профессиональной среде нередко ассоциируется совсем с другими скандально известными финконсультантами – времен Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Впрочем, несмотря на искусственность нового института, идея принять для него специальный законопроект быстро нашла сторонников. Ведь в консультантов могли бы «переквалифицироваться» те юрлица, которым не хватает средств для поддержания брокерской или дилерской лицензии. Как бы то ни было, закон не принят.
«Необходимо установить более жесткие требования к распространению рекламы розничных финансовых услуг», – говорилось в стратегии. Поправки в законодательство поставили бы вне правового поля, например, рекламу форексников, которые с успехом пользуются низкой финансовой грамотностью граждан. ФАС должна была внести законопроект в Госдуму больше года назад, но этого не произошло.
Что же касается срочного рынка, то ни одна из инициатив, попавших в список первоочередных мер, до сих пор не реализована. Например, покупатель и продавец производного инструмента должны быть уверены в защите своих прав, если одна из сторон становится банкротом. ФСФР подготовила законопроект о ликвидационном неттинге, и в первом чтении депутаты его одобрили. Но с тех пор вот уже полтора года, если верить информационной системе Госдумы, он лежит где-то на дальней полке.
Один из «неотложных» пунктов касался инфраструктурных облигаций. Некоторые эмитенты уже разместили выпуски, называя их инфраструктурными, так и не дождавшись принятия отдельного закона, который, видимо, окончательно погряз в межведомственных согласованиях. Представители Мин­экономразвития и вовсе высказывали сомнения в его необходимости. Пока дело ограничилось точечными правками в нормативную базу.
Отдельные ожидаемые поправки затрагивают столь тонкую материю, как разграничение сфер влияния между ведомствами. Практика показывает, что чиновники крайне неохотно уступают полномочия коллегам. Так, ЦБ много лет держит за собой контроль над эмиссиями ценных бумаг кредитных организаций. В результате те остаются единственной «кастой» на рынке, для которой предусмотрены отдельные правила подготовки выпусков. К разряду подобных вопросов относится и наделение ФСФР доступом к информации о специальных банковских счетах профучастников. Учитывая разный политический вес ЦБ и ФСФР в системе госорганов, вряд ли стоит надеяться на скорое выполнение пунктов плана под номерами 9 и 16.

 

 Первоочередные меры второстепенного значения

Задача

Суть

Стадия рассмотрения

1

Усовершенствование законодательства, регулирующего услуги розничным инвесторам

Введение в законодательство нового института – инвестиционного советника (юрлица либо физлица), оказывающего консультационные услуги гражданам

Активная работа над законопроектом приостановлена, у ведомств есть сомнения в его целесообразности

2

Внесение поправок в закон о рекламе

Ужесточение требований к рекламе финансовых услуг, позволяющее, в частности, противостоять форексникам

Продолжаются межведомственные согласования, плановый срок внесения в Госдуму истек в октябре 2009-го

3

Законодательное закрепление механизма ликвидационного неттинга

Наделение участников срочного рынка правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента

Больше полутора лет без движения после принятия депутатами в первом чтении

4

Уточнение порядка квалификации имущественных прав в качестве производных финансовых инструментов

В частности, наделение ФСФР правом квалифицировать тот или иной финансовый инструмент в качестве срочного контракта

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек год назад

5

Совершенствование налогообложения товарных активов в случаях, когда на биржах обращаются фьючерсы на них

Появление возможности при расчете налогов использовать котировки срочных контрактов в качестве рыночных цен на товары, энергоносители и сырье

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек в январе

6

Усовершенствование механизмов секьюритизации финансовых активов

В частности, принятие закона, детально регулирующего институт залога денежных требований в сделках по секьюритизации и все сопутствующие вопросы

Больше года без движения после одобрения депутатами в первом чтении

7

Создание законодательной базы для появления инфраструктурных облигаций на рынке

Стимулирование интереса инвесторов к облигациям, размещаемым для финансирования долгосрочных частно-государственных проектов

Активная работа над законопроектом приостановлена, у ведомств есть сомнения в его целесообразности

8

Формирование законодательства о клиринге и клиринговой деятельности

Законодательное закрепление института центрального контрагента на биржевом рынке и регулирование его взаимодействия с участниками торгов

С января без движения после одобрения депутатами в первом чтении

9

Введение единых требований для всех участников рынка по регистрации ценных бумаг и раскрытию бенефициаров

В частности, устранение коллизии, из-за которой выпуски ценных бумаг банков регистрируются в ЦБ по особым правилам, а остальных юрлиц – в ФСФР

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек год назад, в ноябре 2009 года

10

Упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг в ряде случаев

Снятие излишней административной нагрузки с эмитентов: смягчение требований к выпускам компаний, уже представленных на бирже, упрощение так называемых технических эмиссий и т.д.

Внесен в Госдуму почти с годовым отклонением от планового срока, одобрен в первом чтении в ноябре

11

Создание условий для размещения ценных бумаг, адресованных лишь квалифицированным инвесторам

Снижение издержек выхода на биржевой рынок для новых, быстрорастущих компаний, в том числе венчурных

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек в феврале

12

Введение требования по раскрытию информации о бенефициарах ОАО

Повышение прозрачности структуры собственников ОАО посредством публикации сведений о реальных, а не номинальных владельцах пакетов

Подписан президентом в октябре в пакете с другими поправками в области раскрытия информации

13

Уточнение правил раскрытия информации по ценным бумагам, обеспеченным залогом имущественных прав

Повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности выпусков облигаций, размещаемых в процессе секьюритизации

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек в январе

14

Создание законодательного механизма избрания независимых членов советов директоров ОАО

Внедрение института независимого директора в широкую практику, обеспечение реальной, а не формальной независимости таких членов совета

Продолжаются межведомственные согласования, плановый срок внесения в Госдуму истек в июле 2009 года

15

Совершенствование правового регулирования сделок с крупными пакетами ОАО

Введение предварительного госконтроля над публичным предложением акций, устранение противоречий в законах, уточнение случаев обязательной оферты

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек в сентябре 2009 года

16

Предоставление ФСФР доступа к информации по специальным банковским счетам профучастников

Наделение регулятора полномочиями получать сведения по указанным счетам во внесудебном порядке

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек в феврале

17

Смягчение административных наказаний за самостоятельно выявленные нарушения

Снижение штрафов в случаях, когда профучастник сам своевременно уведомляет ФСФР о нарушениях, а также о мерах по их устранению

Судьба неизвестна, срок внесения в Госдуму истек в марте

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль