Мир без газет

95
Потребление. Рынок полиграфической продукции начинает восстанавливаться после кризиса. Но некоторые сегменты, например газетная бумага, до сих пор демонстрируют отрицательные показатели.

В 2010 году за семь месяцев выросло производство почти всех видов издательско-полиграфической продукции. Например, переплетенные книги прибавили в объемах около 22%, журналы – около 10%. Только производство газет снизилось (даже по сравнению с пиком кризиса) на 0,4% (таблица 1). Но делать из этого вывод, что производство газетной бумаги бесперспективно, рано. По мнению аналитиков, у российских производителей сегодня, наоборот, появляется шанс укрепить свои позиции на мировом рынке.

Работа на экспорт. На протяжении последних лет производство газетной бумаги в России почти не менялось (таблица 2). Несмотря на снижение спроса, даже в 2009 году российские целлюлозно-бумажные предприятия выпустили 2,01 млн тонн газетной бумаги с небольшим увеличением производства по сравнению с 2008-м. Дело в том, что значительную часть своей продукции российские производители поставляют за рубеж (некоторые – более половины своих объемов), а вот в прошлом году отечественная газетная бумага стала более востребована на мировом рынке – в целом объемы экспорта выросли на 12%.
Во-первых, в Европе многие целлюлозно-бумажные предприятия прекратили работу, освободив тем самым место. На днях финский концерн Stora Enso заявил, что остановит производство газетной бумаги на фабрике Maxau (Германия) к концу ноября 2010 года, в результате чего европейский рынок сократится на 195 тыс. тонн бумаги в год (около 1,5% всего производства «газетки» в Европе). По словам представителей Stora Enso, решение вызвано отсутствием перспектив на рынке газетной бумаги в Европе, а также чрезмерными производственными издержками: стоимость готовой продукции значительно уменьшилась, в то время как сырье подорожало. Закрытие заводов и сокращение производства даже привели в некоторых странах к дефициту и росту цен – например, на Украине, где один из двух производителей газетной бумаги сократил производство почти на 80%.
Во-вторых, российская бумага в 2009 году стала выигрышнее смотреться благодаря низкой себестоимости производства и росту курса валют. В России по-прежнему есть дешевое сырье, электричество и персонал, что позволяет российским производителям оставаться конкурентоспособными на европейском рынке, несмотря на подчас неэффективную организацию производства и нехватку инвестиций.

Путь в никуда. Но, как показывает практика, вынужденный демпинг (цены на российскую бумагу упали в 2009 году примерно на 13%) в итоге отрицательно сказывается на производителе и экспорт спасает ненадолго. Если падение спроса продолжится, то российские производители могут повторить судьбу европейских коллег, так как места может начать не хватать уже им.
Всего в России работают 7 производителей газетной бумаги с суммарной мощностью около 2 млн тонн. Ведущими являются три предприятия: «Кондопога» (Республика Карелия), «Волга» (Нижегородская область) и «Соликамскбумпром» (Пермская область), на которые приходится более 85% общего объема производства газетной бумаги в России (таб­лица 3). В последнее время они демонстрируют отрицательную рентабельность и приостановили свои инвестиционные программы. Так, за первое полугодие суммарный чистый убыток всех трех заводов превысил 420 млн рублей. Из них убыток «Кондопоги» составил 270,5 млн рублей, «Волги» – 134,8 млн, а «Соликамскбумпрома» – около 120 млн. При этом если «Кондопога» демонстрировала отрицательную рентабельность и годом ранее, то два остальных производителя за первую половину 2009 года заработали более 400 млн рублей чистой прибыли.
Среди основных причин такой ситуации производители называют, помимо проблем с переизбытком товара и ухудшения финансового положения потребителей, растущую конкуренцию со стороны интернета. Многие газеты стали расширять сетевую часть своих публикаций, а некоторые были вынуждены полностью отказаться от печатных версий. Кроме того, в целях экономии многие газеты и журналы уменьшили количество страниц, сократили разделы и уволили большое количество персонала, в том числе и высокооплачиваемых журналистов, что вызвало понижение качества подаваемого материала и соответственно дополнительный импульс к оттоку читателей.
В то же время, по данным аналитиков, влиянию интернета пока еще можно противостоять. «Постепенно бумажные носители будут вытесняться электронными, – говорит аналитик по лесопромышленному комплексу Ольга Деулина. – Но пока существенного влияния на отрасль они не оказывают».

Вера в будущее. По данным «Соликамскбумпрома», в 2009 году спрос на газетную бумагу по сравнению с 2008-м упал в Европе на 14%, в Северной Америке – на 25%, а на остальных рынках – в среднем на 10%. Предполагается, что в будущем локомотивом роста спроса будут выступать Индия и Китай и, по прогнозам того же «Соликамскбумпрома», спрос на газетную бумагу в Азии в 2010 году вырастет примерно на 5%. Соответственно будущее российских производителей будет во многом зависеть от их позиций на этом рынке, борьба за который существенно обострится. Возможно, кому-то придется частично переквалифицироваться, но это будет непросто, так как отрасль является весьма капиталоемкой.
Кроме того, участники рынка говорят, что на деле спрос на газеты уже начал восстанавливаться и на внутреннем рынке. «По нашим данным, продажи газетной бумаги растут, – говорит Рауно Ниемела, вице-президент UPM по продажам бумаги в России. – Это связано с тем, что рекламодатели дают больше рекламы именно в газеты, так как тиражи журналов резко упали. Раньше трудно было найти рекламное место в журналах, теперь – в газетах».
Рост производства журналов при этом Рауно Ниемела объясняет не тем, что они оказались более устойчивыми, а вытеснением импорта. «Импорт журналов в Россию сократился, больше стали печатать внутри России, – продолжает он. – Мы считаем, что по спросу на бумагу российский рынок вернется к уровню-2008 в 2012 году».

Позитивная нотка. Конечно, если производители будут и дальше демонстрировать убытки, то смысл производства газетной бумаги потеряется, вообще и до банкротства будет недалеко. Однако пока большинство экспертов все-таки верят в этот сегмент и переквалифицироваться производителям не советуют. «Раз производители увеличивают экспорт, а внутреннее потребление бумаги подпитывает их, значит, заниматься производством газетной бумаги выгодно, – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». – К тому же спрос на нее есть, ведь у нас не так развит интернет, как на Западе, поэтому спрос на бумажные версии газет хоть и снизился по сравнению с прежними годами, но все равно большинство населения получают информацию именно из бумажных СМИ. Так что пока рано нашим заводам закрывать свои БДМ, лучше уж изыскать резервы и сделать производство более эффективным, сократить издержки, повысить энергоэффективность и производительность труда».

 

 Таблица 1. ЦБП, издательская и полиграфическая деятельность за 7 месяцев 2010 года

 

Июль-2010

% к июлю-2009

% к июню-2010

7 мес. 2010 года в % к 7 мес. 2009 года

Производство бумаги

Картон, тыс. тонн

249,0

-0,8

+4,0

+7,8

Бумага или картон трехслойные гофрированные, млн кв. метров

125,0

+8,6

-1,4

+9,9

Мешки бумажные непропитанные, млн шт.

53,8

-6,2

+9,5

+4,9

Ящики из гофрированного картона (тара транспортная), млн кв. метров

245,0

+3,8

+0,2

+8,7

Коробки (тара потребительская) из гофрированного картона, тыс. тонн

15,4

+17,4

-4,4

+18,5

Писчая и тетрадная бумага, тыс. тонн

6,2

+1,9

0,0

+16,8

Бумага газетная в рулонах или листах, тыс. тонн

165,0

-0,7

+6,4

-0,7

Газеты (экземпляров, тираж условный в 4-полосном исчислении формата А2), млрд штук

1,1

-3,6

-4,9

-0,4

Книги, брошюры, листовки печатные и аналогичные печатные материалы в виде отдельных листов (листов-оттисков), млн штук

471,0

+5,0

-6,1

+4,3

Книги, брошюры, листовки и аналогичные издания, переплетенные печатные, млн штук

446,0

+19,2

-22,3

+22,7

Журналы (листов-оттисков), млн штук

334,0

+15,9

-3,6

+10,8

Тетради общие, млн штук

22,2

-3,3

-14,6

+40,2

Источник: Росстат

 

Таблица 2. Производство газетной бумаги в России, млн тонн

 

2005

2006

2007

2008

2009

Производство газетной бумаги

1,98

1,99

1,98

1,99

2,01

Темп роста, %

0,0

0,5

-0,6

0,5

1,0

Источник: «Волга»

 

Таблица 3. Основные производители газетной бумаги в России, % рынка

 

2005

2006

2007

2008

2009

Кондопога

35,0

36,0

36,2

37,1

37,3

Волга

28,0

27,0

28,5

28,6

28,2

Соликамскбумпром

24,0

22,0

20,5

20,3

22,1

Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК

9,0

9,0

9,6

9,4

9,4

Прочие

4,0

6,0

5,2

4,6

3,0

Источник: «Волга»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль