Планшетная революция

64
Гаджеты. Крупные производители не раз пытались выйти в этот сегмент мобильных ПК. Безрезультатно. Что изменилось в 2010 году, когда iPad продемонстрировал потрясающий успех?

Вспомните, как часто вы спорили с друзьями только потому, что нельзя было выйти в интернет и проверить, кто прав. Приходилось произносить привычную формулу: «Когда я буду у компьютера, посмотрю». В этих словах есть что-то унизительное. Они точно показывают, кто кому принадлежит: когда ничтожный человек сможет припасть к этому алтарю сверхчеловеческой мощи и светочу знаний. Разумеется, и речи не идет о том, чтобы этот сакральный предмет находился там, где мне удобно. Я должен прийти туда, где он находится, и исполнить все приличествующие случаю ритуалы. Теперь это наконец заканчивается.

Дивный новый мир.
В XXI веке крупные производители так или иначе пытались вой­ти в нишу планшетов – у HP была серия Tablet PC с поворотным экраном, HTC и Nokia представляли модели с 5-дюймовыми экранами и пальцевым управлением, Samsung в 2006 году выпустил ноутбук Q1 c 7-дюймовым сенсорным экраном и внешней клавиатурой в кожаном чехле. Однако ни одно из этих устройств не совершило революции на рынке и не получило продолжения. Чего-то не хватало.
Что изменилось в 2010 году? Видимо, время. Пресловутый «маркетинговый гений» главы Apple Стива Джобса заключается не только и не столько в том, чтобы убедить публику, что ей обязательно нужно купить новое изделие его компании, сколько в том, чтобы точно угадать момент, когда это ей и вправду будет нужно – и даже чуть раньше, чем она сама это поймет.
Когда 27 января 2010 года прошла официальная презентация планшета iPad, интернет заполнился комментариями в духе: «Кому нужен этот айфон-переросток?». Пока технари смаковали недостатки и технические несовершенства нового устройства (дизайн у Apple, как всегда, был безупречен), а теоретик и пропагандист свободного программного обеспечения Эбен Моглин произносил пламенные речи («Вы знаете, что iPad решает за вас, на какие сайты вам ходить? Они хотят, чтобы у них все было прилично. Мне это напоминает Советский Союз – там тоже все было исключительно прилично, никакой порнографии»), iPad совершал свое триумфальное шествие по планете, продаваясь десятками тысяч экземпляров даже в тех странах, куда он официально не поставлялся – например, в России. Спустя полгода, когда президиум Генсовета партии «Единая Россия» решил провести заседание «без использования бумаги», только четверо его членов принесли с собой обычные ноутбуки, а не iPad.

Интернет не из розетки. Чем хорош iPad? Даже если считать его популярность веянием моды, почему она появилась именно сейчас? В концепции планшетного компьютера, представленного Стивом Джобсом, «встретились» сразу три устройства, бурно развивавшихся в предыдущие годы.
Во-первых, произошло «расширение» идеи смартфона – миникомпьютера, который «всегда с собой». Его не надо ставить на стол и ждать, пока загрузится: можно выхватить из кармана на ходу, включить нажатием одной кнопки и, два-три раза ткнув пальцем в экран, найти необходимую информацию (письмо, текст, карта местности) и засунуть обратно в карман.
Во-вторых, «читалка» для электронных книг. Отдельные специализированные устройства для этой цели до сих пор не пользуются большой популярностью в России из-за высокой цены и отсутствия прямой связи с магазином. Ведь в США Amazon Kindle произвел переворот в индустрии книжных продаж после того, как у его владельцев появилась возможность скачивать книги прямо на устройство, да еще и не платить при этом интернет-провайдеру (стоимость трафика входит в цену книги).
В-третьих, планшет – полноценный портативный компьютер, от невероятно популярных нетбуков отличающийся, главным образом, устройством ввода – сенсорный экран вместо клавиатуры и мыши. Это следующий после нетбука шаг в осознании того факта, что персональный компьютер стал, в первую очередь, устройством для соединения с интернетом. Все остальные базовые функции: работа с почтой, текстами, таблицами, презентациями, изображениями, прослушивание музыки и просмотр видео, даже многие игры – уже сегодня не требуют наличия специальных программ. Все это можно делать через браузер.
Само понятие «выход в интернет» уже тоже не связано с сидением у телефонной или сетевой розетки – одновременно развиваются, перекрывая друг друга, сразу несколько технологий мобильной связи. Сети EDGE/3G есть почти везде, бесплатный WiFi доступен в кафе, аэропортах, и повсеместно – в центрах целого ряда крупных европейских городов, таких как Париж, Лондон, Барселона. В спину им дышат и расталкивают друг друга локтями сети WiMax и LTE.
Конечно, привычные нам стационарные компьютеры и прикладные программы продолжат существовать – в качестве инструментов для профессионалов. Для большинства обычных пользователей они очень скоро станут анахронизмом. Так у каждого есть дома молоток и плоскогубцы, но мало кому придет в голову держать в квартире токарный станок. В 70-х годах XX века компьютер представлял собой комнату, заставленную металлическими шкафами. В 90-х годах – один металлический ящик под столом. В XXI веке персональный компьютер будет выглядеть как планшет с сенсорным экраном. Он уже так выглядит.

Куда смотреть. После выхода iPad анонсы новых планшетов посыпались один за другим. Напоминало «парад суверенитетов» республик Советского союза в 1990-м году: любой крупный производитель компьютерной техники был просто обязан объявить о разработке собственного планшета, чтобы не выглядеть ретроградом. Кроме того, в очередном революционном изменении формы компьютера увидели свой шанс десятки малоизвестных компаний. В итоге на рынке в настоящий момент царит восхитительная путаница, разобраться в которой человеку, решившему приобрести планшетный компьютер, бывает очень непросто.
По большому счету идет война двух операционных систем, в которую пытается вклиниться третий участник. Во-первых, iOS – операционная система на планшетах Apple iPad, продолжение iPhone OS. Ее недостатки связаны с большим количеством ограничений (однозадачность, отсутствие поддержки Flash), зато в установленных разработчиками рамках все сделано просто превосходно.
Во-вторых, Android – операционная система от Google. Задумывалась как основной конкурент iPhone OS и в результате стала ее полной противоположностью. Это полностью открытая и бурно развивающаяся система с десятками модификаций и тысячами бесплатных приложений на все случаи жизни. Основным ее недостатком является то, что и сама система, и все ее приложения постоянно находятся в процессе доработки. Впрочем, многие люди считают и это достоинством. В-третьих, очередная отчаянная попытка Microsoft закрепиться на уже почти упущенном рынке – Windows 7 для мобильных устройств. Насколько она может быть успешна, говорить пока рано: планшетов под ее управлением очень немного. 

 

 

Какие еще свойства важны для российского покупателя:

 

1. Выпущен ли планшет в продажу. Интернет полон описаний устройств, которые были анонсированы, но по разным причинам до сих пор не поступили даже в производство. Анонс ни к чему производителя не обязывает: разработка нового устройства может быть свернута на любом этапе, даже если оно уже полностью готово к выпуску.


2. Продажи в России. В России официально продается пока только один планшет – Archos PCTablet. Официальные продажи iPad и Samsung Galaxy Tab должны были начаться в октябре, но воз и ныне там. Однако стремительно расширяется предложение «серых» устройств. Некоторые планшеты (особенно у мелких производителей, не имеющих своих сетей распространения) можно заказать по почте или через интернет-аукционы. Но, с учетом российских реалий, приготовьтесь ждать до полугода.


3. Размер. Планшеты делятся на два типа: «в сумку» (диагональ экрана 9–10 дюймов) и «в широкий карман плаща» (7 дюймов). На первых «лучше видно», вторые удобнее держать одной рукой. Выбор зависит от того, какие функции чаще используются: например, для электронных книг диагональ 7 дюймов является нормой, а вот для полноценной работы, скажем, с электронными таблицами этого может оказаться маловато.


4. Виды беспроводной связи. Вариантов много. Единственное, что объединяет все планшеты, – наличие модуля WiFi. Для российских пользователей, вероятно, важным будет также наличие модуля GSM/3G. Не лишним окажется Bluetooth, позволяющий подключить беспроводную гарнитуру для разговоров (по мобильной связи или по Skype) или для прослушивания музыки. Модули Wimax и LTE в планшетах пока встречаются редко.


5. Срок автономной работы. Здесь пока вне конкуренции iPad – десять часов. На практике в современном городе достаточно может быть и пяти-шести. Меньше уже нецелесообразно и превращает жизнь владельца такого устройства в непрерывный поиск свободных розеток.


6. USB-host. Основной носитель информации – флэш-накопитель с USB-разъемом. Невозможность подключить его к компьютеру будет серьезным недостатком. Странно, что для многих производителей это неочевидно.


7. Вес. Этот параметр – фактически производная от размера экрана и емкости батареи. Надо учитывать, что предметы весом около килограмма долго держать одной рукой бывает утомительно. Впрочем, кому-то это может стать приятной заменой упражнений с гантелями.


8. Операционная система. Еще одна особенность рынка планшетов – полное отсутствие не только явных монополистов, но даже возможности ими стать. Это счастливое свойство они унаследовали от смартфонов. На данный момент лидируют три ОС, но их число или состав могут в любой момент измениться.


9. Производитель. Планшеты – очень молодой рынок. Появление новой формы и продолжение глобализации мировой экономики привели к тому, что качество изделия никому не известной фирмы может ничем не отличаться от больших брэндов. Например, коммуникаторы Highscreen российской компании Vobis собираются на тех же заводах Foxconn в Китае, что и iPhone. Из существующих репутаций актуальной остается только негативная: если известная компания выпускает отличные ноутбуки, это не говорит о качестве ее планшетов ровным счетом ничего. Но если ее продукция занимает первые места в «черных списках» сервис-центров (Acer и Rover), то к их новым изделиям стоит подходить с осторожностью.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль