Биржевая загадка «Автоваза»

54
Эмитент. Акции автогиганта из малоценного фондового актива превратились в дефицитную бумагу, обновляющую максимумы последних лет. Почему – никто не знает.

Биржевая загадка «Автоваза»

 

«Автоваз» – крупнейший российский производитель легковых автомобилей. Основные мощности группы расположены в Самарской области, а сеть предприятий сбыта и техобслуживания охватывает не только российские регионы, но страны СНГ и ряд государств дальнего зарубежья. Численность персонала во всех компаниях – около 100 тыс. человек. В поставках комплектующих и материалов на «Автоваз» задействовано около тысячи сторонних организаций. Автомобилестроительный комплекс в Тольятти включает металлургическое, прессовое, механосборочное, сборочно-кузовное производства и ряд других активов на площади более 600 га. Протяженность конвейерных систем превышает 300 км, а длина главного сборочного конвейера, состоящего из трех ниток, – 1,7 км. В прошлом году выпущено 295 тыс. автомобилей,
в том числе 42 тыс. семейства «Лада Калина» и 91 тыс. – «Лада Приора». В 2008 году объем производства достигал 802 тыс. машин. Также «Автоваз» продает автокомплекты, из которых на сторонних предприятиях собирается порядка 50 модификаций автомобилей «Лада» и созданных на их базе специальных транспортных средств. В структуре выручки автогиганта эта статья занимает 6%, еще свыше 3% денежных поступлений обеспечивают производство и реализация запчастей. Важнейшими рынками сбыта для «Автоваза», помимо российского, являются Украина, Казахстан и республики Закавказья. В кризис государство оказало группе беспрецедентную поддержку, направив ей через гос­корпорацию «Ростехнологии» 65 млрд рублей и запустив программу утилизации старых автомобилей. В свою очередь, автогигант сократил количество сотрудников и передал федеральным и местным властям многочисленные объекты социальной сферы. Долгосрочный план «Автоваза» предусматривает полное обновление модельного ряда к 2016 году при участии альянса Renault-Nissan, который предоставит технологии, оборудование и управленческие кадры. Предусматривается, в частности, постановка на конвейер новых моделей на платформе B0 (Logan), а также бюджетного автомобиля, который придет на смену устаревшей вазовской классике. К 2020-му годовой объем производства под брэндом «Лада» должен достичь 1 млн автомобилей. В то же время альянс Renault-Nissan сможет использовать свободные тольяттинские мощности для выпуска машин под собственными марками. По итогам 2008 и 2009 годов «Автоваз» не выплачивал дивидендов. Основными акционерами предприятия являются «Ростехнологии», Renault и «Тройка Диалог». Частным лицам принадлежит около 19% капитала. После проходящей сейчас допэмиссии доли мелких акционеров и «Тройки Диалог» будут размыты, «Ростехнологии» увеличат участие в капитале до 29%, а Renault сохранит за собой блок-пакет.

 

 

Факторы роста

1. Программа утилизации
Правительство решило продлить действие программы, вдохнувшей вторую жизнь в автогигант. Напомним, что граждане получили возможность обменять старый автомобиль на 50 тыс. рублей, которые государство добавляет при покупке новой машины российской сборки. Как показал первый этап программы, 80% ее участников выбирают «Лады». В 2011 году государством будет выделено на утилизацию 14 млрд рублей с учетом переходящего остатка 2010-го.

2. Улучшение отчетности
«Автоваз» завершил первое полугодие с прибылью по МСФО, составившей 3,1 млрд рублей по сравнению с 19,4 млрд чистого убытка годом ранее. Аудитор не стал сопровождать отчет оговоркой о «серьезных сомнениях» в способности компании продолжать деятельность, как в прошлый раз. Продажи выросли на 23% до 221 тыс. автомобилей.

3. Пополнение капитала
До конца года завершится первый этап допэмиссии, размещаемой по закрытой подписке из расчета 40,24 рубля за акцию. В оплату «Ростехнологии» спишут 12,7 млрд рублей долга автогиганта, Renault передаст ему технологии и возьмет на себя расходы на сотрудников, командированных на «Автоваз», а «Тройка Диалог» получит бумаги в качестве компенсации за консалтинговые услуги. На следующий год запланирован второй этап размещения акций.

 

Факторы снижения

1. Переоценка компании рынком
Аномальный рост котировок невозможно объяснить какими-либо общеизвестными фактами. Версия о том, что покупатели рассчитывают на оферту от «Ростехнологий» по цене допэмиссии, неубедительна. Госкорпорация не обязана делать предложение о выкупе после нынешнего размещения. А параметры второго этапа еще подлежат обсуждению. Большинство аналитиков отозвали прежние оценки справедливой стоимости «Автоваза» и затрудняются назвать новые ориентиры.

2. Усиление конкуренции
Иностранные автопроизводители продолжают теснить россиян. В дальнейшем у «Автоваза» может появиться и сильный внутренний конкурент – автозавод «Соллерса» и концерна Fiat. Годовое производство совместного предприятия, создание которого поддерживает государство, планируется довести до 500 тыс. автомобилей к 2016 году.

3. Колоссальный долг
Большой объем обязательств компании по сравнению с масштабом операционных показателей приводит к тому, что даже незначительные изменения в оценке долга, связанные с колебаниями валют или дисконтированием грядущих выплат, сильно влияют на величину чистой прибыли. Если бы не финансовые корректировки по стандартам МСФО, «Автоваз» получил бы 0,6 млрд рублей убытка в первом полугодии.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль