Продать «Транснефть»

78
Эмитент. Пока государство не решило, приватизировать ли часть обыкновенных акций компании, рынок нервно реагирует на любые высказывания чиновников по этому поводу.

Продать «Транснефть»

 

«Транснефть» занимается транспортировкой нефти, газа и продуктов их переработки по разветвленной системе магистральных трубопроводов общей протяженностью свыше 50 тыс км. Кроме того, компания оказывает услуги по хранению ресурсов в трубопроводах, их компаундированию (то есть смешиванию), по таможенному оформлению сделок. Также «Транснефть» координирует транспортировку нефти на территории других стран, контролирует прохождение поставок на зарубежных приемо-сдаточных пунктах. Компания прокачивает порядка 90% добываемой в России нефти и значительную долю углеводородного сырья стран СНГ. В 2009 году на экспорт в дальнее зарубежье приходилось около 46% от общего объема транспортированной нефти. Система трубопроводов полностью загружена, эксплуатируется свыше 1000 резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов суммарной емкостью 16 млн куб. м. Лишь отдельные договора с поставщиками заключены на условиях «бери и плати», в основном же клиенты компании освобождены от обязательств перед ней по прокачке строго оговоренных объемов. Соответственно, «Транснефть» несет риски, связанные с возможным уменьшением спроса на ее услуги в случае неблагоприятного изменения мировых цен на нефть и нефтепродукты. Компания реализует ряд крупных инвестпроектов. В декабре прошлого года завершен первый этап строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) на участке между городами Тайшет Иркутской области и Сковородино Амурской области. Кроме того, заработал специализированный морской нефтеналивной порт «Козьмино» в районе Находки. Вторым этапом преду­смотрено строительство магистрального нефтепровода от Сковородино до порта «Козьмино» (ВСТО-2), а также увеличение мощности ранее построенного участка. ВСТО обеспечивает выход России на энергетический рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Трасса второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) соединит города Унеча Брянской области и Усть-Луга Ленинградской области. Эта система альтернативна трубопроводу «Дружба» и позволяет прокачивать нефть к портовому терминалу по российской территории, что позволяет снизить транзитные риски поставок в Европу. Весной «Транснефть» приступила к строительству трубопроводной системы «Пурпе – Самотлор», предназначенной для доставки нефти Ванкорского месторождения к ВСТО. Также вскоре должен быть введен в строй нефтепровод от Сковородино до границы с КНР. Государству принадлежит 100% обыкновенных акций «Транснефти», что соответствует 78% уставного капитала. Все привилегированные бумаги формально находятся в свободном обращении, при этом почти 21% сосредоточен в руках трех частных фондов – Prosperity Capital Management, East Capital и Vostok Nafta Investment. Традиционно владельцам префов выплачивается 10% от чистой прибыли по РСБУ, которая сильно расходится с соответствующим показателем по МСФО.

 

 

Факторы роста

1. Рост влияния миноритариев
Компания вошла в перечень госактивов, которые Минэкономразвития и Минфин предварительно согласовали для приватизации. Параметры сделки не определены, но рынок возлагает на нее большие надежды. Передача доли голосующих акций в частные руки заставит компанию быть лояльнее к инвесторам. К тому же появление ликвидного биржевого рынка обыкновенных бумаг должно привести к повышению котировок «префов».

2. Завершение крупных проектов
Ввод в строй новых трубопроводных систем приведет к повышению выручки компании и снижению дополнительной финансовой нагрузки. Если в следующем году объем инвестпрограммы «Транснефти» еще останется на нынешнем уровне в 180 млрд рублей, то в дальнейшем он будет сокращаться.

3. Контроль над перевалкой нефти
«Транснефть» вместе с «Суммой Капитал» договорились о приобретении контрольного пакета НМТП. Еще 20% его акций, принадлежащих государству, скорее всего, тоже перейдут в руки партнеров. НМТП вместе с Приморским торговым портом, уже контролируемым «Транснефтью» и «Суммой Капитал», займет монопольное положение в экспортных морских поставках нефти в Европу. «Транснефть» сможет экономить, влияя на тарифы, и эффективнее использовать портовую инфраструктуру в своих интересах.

 

 

Факторы снижения

1. Неопределенность с приватизацией
Некоторые чиновники и менеджмент компании говорят о нецелесообразности сделки. Такого убеждения придерживаются, например, министр энергетики Сергей Шматко и президент «Транснефти» Николай Токарев. По мнению аналитиков, окончательное решение напрямую будет зависеть от величины дефицита федерального бюджета, ведь поступления от приватизации заполнили бы часть финансовой бреши.

2. Недружелюбие к миноритариям
Информационная закрытость компании давно стала притчей во языцех. При этом у привилегированных акций «Транснефти» крайне низкая дивидендная доходность, которая, по словам Николая Токарева, вряд ли существенно возрастет даже после завершения строительства нефтепроводов ВСТО-2 и БТС-2, отнимающего сегодня много средств.

3. Большие капзатраты
Строительство нефтепровода «Заполярное – Пурпе» может стать первым случаем финансирования большой стройки совместно с нефтедобытчиками. Ранее «Транснефть» традиционно оплачивала все крупные проекты самостоятельно, пуская на эти цели как имевшиеся у нее накопления, так и большой объем заемных ресурсов. Высокие расходы на возведение двух очередей ВСТО и другие проекты привели к увеличению долговой нагрузки.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль