Нанотряпка

84
Проект. Композиты применяются столь широко, что сложно назвать отрасль, которая без них обходится. Но материалы, произведенные в России, не находят спроса. По крайней мере, так было до сих пор.

Железобетонный мост, построенный с применением углепластиков (или препрегов), вынесет в полтора раза больше нагрузки, не потребует ремонта и прослужит в 2 раза дольше моста из обычного железобетона. Конечно, капитальные инвестиции в строительство с применением композиционных материалов будут выше. Выигрыш достигается за счет более низкой стоимости владения.
Препреги получают, пропитывая армирующую волокнистую основу равномерно распределенными полимерными связующими. Пропитка помогает максимально подчеркнуть свойства армирующего материала. С помощью этой технологии можно получить монолитные изделия сложной формы при минимальной «обработке напильником». Композиты применяются в авиа- и судостроении, в секторе потребительских товаров. Например, в гражданском авиастроении изготавливают корпуса современных самолетов и вертолетов, крыльев, обтекателей, винтов. Без композиционных материалов сложно представить профессиональный спортивный инвентарь: ракетки для большого тенниса, клюшки для гольфа, профессиональные лыжи. Даже удочки делаются преимущественно из углеволокнистых материалов. Препреги повышают износостойкость, одновременно уменьшая вес.
Однако пока на Россию приходятся сотые доли процента от мирового выпуска препрегов, объем которого оценивается в 13,7 тыс. тонн или $2,2 млрд. Исправить ситуацию должен один из проектов «Роснано», одобренный в апреле 2009 года. Созданием композитных материалов нового поколения занимается «Препрег-СКМ», входящая в холдинг «Композит».

Ошибочка вышла.
Для запуска производства «Препрег-СКМ» требовалось 3,46 млрд рублей. Предполагалось, что на эти деньги к концу 2010 года будут запущены две производственные линии – опытно-промышленная и промышленная. И на них будет получено 35 тонн продукции в 2010-м, 300 тонн – в 2011-м и 4,5 тыс. тонн – в 2018 году. Сроки уже пришлось переносить. Пока действует лишь опытная линия, монтаж промышленного конвейера на территории бывшего завода АЗЛК еще даже не начался. Впрочем, открытие запланировано на первый квартал 2011 года.
Причина кроется в масштабных изменениях экономики, вызванных кризисом. Оценки рынка для бизнес-плана рассчитывались в 2008 году, затем около 6 месяцев проект утверждался. Основной расчет был на спрос со стороны авиастроителей. «Мы были слишком оптимистичны. Отечественная промышленность не готова встраивать препреги в производственную цепочку, поэтому спрос оказался ниже планов, – рассказывает первый заместитель генерального директора и коммерческий директор «Препрег-СКМ» Владимир Хлебников. – Также нашими покупателями должны были стать предприятия Объединенной авиастроительной корпорации», но кризис скорректировал их финансовые возможности. Некоторые проекты были заморожены, и компаниям потребовалось меньше препрегов».
Из-за того, что фактические объемы сбыта препрегов оказались меньше плановых, финансирование проекта и план его развития могут измениться. «Действительно, в планы могут быть внесены изменения, сейчас идет тщательный анализ рынка и переработка бизнес-плана, – спокоен управляющий директор управления по инвестиционной деятельности «Роснано» Дмитрий Пимкин. – Развитие инновационных проектов всегда подразумевает вероятность изменений бизнес-планов в зависимости от изменяющихся рыночных условий. Поэтому некоторые целевые показатели, возможно, будут скорректированы».
Впрочем, авиастроители постепенно выходят из кризиса (в частности, о масштабных закупках отечественных судов недавно объявил «Аэрофлот»), и сейчас руководство «Препрег-СКМ» ведет переговоры о грядущих поставках. «Надеемся, что объем закупок окажется равен максимальной мощности нашей линии в 2011 году – 800 тонн, – говорит Владимир Хлебников. – В принципе, мы уже сейчас в состоянии почти полностью покрыть потребности отечественного авиастроения».

Перспективы. Отдаленное будущее хоть и не безоблачно, но перспективно. Крупные производственные корпорации постоянно ищут новые материалы, способные улучшить технические характеристики конечной продукции. «Препрег-СКМ» уже попал в зону их видимости. В компании рассказывают о предварительных переговорах с представителями Toyota Tsusho Corp. (входит в Toyota Group): речь шла о включении в список потенциальных поставщиков на ближайшие пять лет. Чем объясняется интерес? «Характеристики нашей продукции для «военного» сектора уже сегодня превосходят зарубежные аналоги. По мере совершенствования технологии этот вид препрегов можно будет использовать в гражданском машиностроении», – объясняет Владимир Хлебников.
«Роснано» пытается лоббировать проект на государственном уровне. «Мы ведем работу по доработке старых и принятию новых стандартов в различных областях потребления продукции проекта», – рассказывает Дмитрий Пимкин. «По строительным нормам и правилам мост может быть из металла, бетона, дерева. Но применение препрегов не оговаривается, поэтому рынок стройматериалов для нас пока закрыт, – сетует Владимир Хлебников. – Конечно, опытный проектировщик может запланировать их использование, но это крайне сложно. Не все готовы к решению таких задач».
Главная внутренняя проблема «Препрег-СКМ» связана с себестоимостью продукции. Всех потенциальных заказчиков можно разделить на две группы – военные и гражданские. Сырьем для «военных» препрегов от «Препрег-СКМ» может служить только отечественное углеродное волокно, которое в разы дороже импортного. «Из-за дешевизны импортного углеволокна авиастроители предпочитают закупать готовый продукт за рубежом, кроме тех областей, где обязаны использовать отечественное сырье, – поясняет Владимир Хлебников. – Пока наше производство находится в опытно-промышленной эксплуатации и технологи работают над сокращением себестоимости». Препреги для «гражданских» заказчиков компания может изготавливать на основе импортного волокна, тогда их себестоимость не превышает зарубежных показателей.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль