Иван Ситнов: «Переговоры с сотовыми операторами «большой тройки» ведут все платежные системы»

131
Интервью. «Золотая корона – Денежные переводы» сделала ставку на гастарбайтеров. В результате, как утверждает ее директор Иван Ситнов, величина перевода на 23% превышает среднерыночную.

Иван, какова доля «Золотой короны» на рынке денежных переводов?
– Он делится на два больших сегмента: внутрироссийский и Россия–СНГ. Внутренний рынок денежных переводов без открытия счета превысил $10 млрд по итогам 2009 года, а его основные игроки – Сбербанк и «Почта России», которая в 2009 году перевела 250 млрд рублей. Вместе они занимают более 90% внутрироссийского рынка, поскольку у «Почты» около 40 тыс. отделений, а у Сбербанка – около 20 тыс. Конкуренция других игроков сосредоточена в сегменте Россия–СНГ, объем переводов по которому составил $9,6 млрд. По сути, кто сегодня владеет наибольшей сетью, тот и основной игрок. У «Золотой короны» около 12 тыс. пунктов (торгово-сервисные предприятия и банки) в России, поэтому она считается третьим игроком после «Почты» и Сбербанка. На нас приходится около 20% всех денежных переводов сектора Россия–СНГ. Но хотелось бы заметить, что у нас в стратегических планах стоит дальнейшее наращивание сети в РФ и увеличение своей доли в сегменте внутрироссийских переводов.
Целевая аудитория, с которой мы работаем, – иностранные граждане, приезжающие в Россию на заработки, главным образом из СНГ. В структуре оборота системы сегодня 25% приходится на переводы внутри России, остальное – Россия–СНГ. Основываясь на данных Центробанка за первый квартал 2010 года, мы занимали по обороту переводов в разные страны 3–27%, а в целом – 17% рынка. Это второй показатель по рынку переводов Россия-СНГ после «Юнистрима» (28%), далее – Western Union, «Мигом», «Контакт».
Пункты «Золотой короны» – это сеть терминалов?
– В основном специалисты наших партнеров – операционисты или продавцы, принимающие и выдающие деньги, которые работают в торговом предприятии или банке. У «Золотой короны» всего лишь около 500 терминалов – банкоматов с функцией приема наличных. Внутри страны система безадресная, это означает, что получатель может явиться в любой пункт на территории государства и получить деньги.
Насколько значимо для банков партнерство с вами?
– Сервис денежных переводов должен присутствовать в линейке каждого розничного банка, но подходы к организации этого сервиса разные. Кто-то сотрудничает с большим количеством систем, предлагая клиенту выбор, кто-то работает только с мировыми брэндами, кто-то открывает свои пункты отправки, инвестируя в инфраструктуру. Все зависит от стратегии банка, от доли сервисов, приносящих комиссионный доход в общем обороте банка, от позиционирования банка, наконец. Мы, например, не раз сталкивались с ситуацией, когда банк отказывался сотрудничать, мотивируя отказ тем, что не хотел бы привлекать в свои офисы ту целевую аудиторию, которая отправляет переводы. Если же цели банка и возможности нашей системы совпадают, сотрудничество получается весьма эффективным. Некоторым нашим партнерам денежные переводы без открытия счета приносят до 20% дохода.
Комиссия за перевод делится между…
– Банком-отправителем, банком-получателем и системой переводов. Комиссия за услугу составляет от 1,5% для России, а для переводов в СНГ – от 2%. Все более низкие рекламные заявления – это акционные предложения, которые обычно действуют ограниченное время. «Золотая корона» и банк, выдающий перевод, делят между собой 1%, остальное получает банк-отправитель. Он находится в привилегированном положении, потому что, по сути, именно он привлекает клиента. Банк-отправитель лучше всех знает клиента и сам решает, какую комиссию в каком из своих пунктов установить.
На какой стадии развития находится российский рынок денежных переводов?
– Рынок зрелый и высококонкурентный. Лет пять назад средний тариф составлял 5%. Бурное развитие миновало, сейчас мы видим сложившуюся структуру рынка, установившиеся тарифы. Снижения комиссий уже не будет, потому что сейчас системы балансируют на грани рационального процента рентабельности.
«Золотая корона» входит в состав группы компаний «Центр финансовых технологий» (ЦФТ). Основной бизнес холдинга помогал вам занять существенную долю рынка?
– ЦФТ с 1991 года работает на рынке информационных технологий для финансового сектора. Накопленный опыт в сфере автоматизации банков и оказания широкого спектра услуг по процессированию банковских карт «Золотая корона», массовых платежей в системе «Город» – очень серьезный бэкграунд для создания системы денежных переводов. Мы прекрасно понимаем, как снизить себестоимость операции без потери доходности. Поэтому можем предложить партнерам более дешевые тарифы по сравнению с конкурентами. Мы очень быстро внедряемся – всего за 2–3 дня можем подключить банк, поскольку решены все проблемы по интеграции с АБС. Большинство текущих клиентов ЦФТ по банковским системам уже стали нашими партнерами по сервису переводов.
Как вы развивались?
– В 2008 году наша доля рынка составила 2,5%, в 2009 – 10–11%. То есть обороты системы за год выросли почти в 4 раза – на 280%. Конечно, доходы растут меньшими темпами. В первой половине 2010 года наш оборот превысил $1,2 млрд. Рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 330%.
В 2008 году средняя сумма перевода по нашей системе составляла $650. По данным ЦБ, в среднем по рынку этот показатель был равен $530. Вот очевидное подтверждение сказанного мною: мы смогли предложить более комфортные условия сотрудничества, и к нам изначально приходили клиенты с более крупными суммами, не желающие отдавать высокие комиссионные. В кризис клиенты стали менее активны, минимальный средний перевод был зафиксирован в первом квартале 2009 года – $430, но уже в первом квартале 2010-го сумма составила $500, во втором – $530.
С какими трудностями столкнулись при создании сети денежных переводов?
– Сложно было формировать сеть в СНГ, удаленно контролировать действия партнеров. Например, 3–4 года назад в отдаленных районах Узбекистана и Киргизии за выдачу перевода операторы могли установить дополнительный сбор в $20 с каждых выданных $500, мотивируя его дефицитом наличной валюты в стране. Дело в том, что банки закупают валюту и инкассируют ее по подразделениям, и это выливается в расходы 0,1–0,2% от суммы. Понятно, что мы получили волну рекламаций клиентов. Пришлось провести некоторую фильтрацию партнеров-агентов. Впоследствии пришли к схеме, когда сначала создавали в каждом регионе СНГ коалицию партнеров из 3–4 крупнейших розничных банков. Они, в свою очередь, приводили «второй эшелон».
Каковы затраты банка на подключение к системе, на установку специального программного обеспечения своим операционистам?
– В структуре затрат банка нет такой статьи, как приобретение ПО. Мы подключаем банки бесплатно. В некоторых случаях возможны затраты на интеграцию с АБС, но только в тех ситуациях, когда у банка самописная система или некий другой сложный случай. Есть затраты на обучение персонала, но они неизбежны. Мы постарались их минимизировать и предоставляем банкам удобные алгоритмы. Сегодня все установки ПО осуществляются через сеть, по сути, оператор банка обращается к интернет-ссылке, при помощи сертификата безопасности и смарт-ключа идентифицируется и осуществляет перевод. Смарт-ключи – это аналоги цифровой подписи, у ЦФТ есть собственный удостоверяющий центр. Мы работаем онлайн, и перевод, отправленный по «Золотой короне», можно получить уже через несколько минут. Затраты на маркетинг делим с партнерами.
И какой будет дальнейшая эволюция?
– Банки стремятся сокращать издержки. Им невыгодно работать, например, с пятью платежными системами. Требуется единое для всех программное обеспечение. Мы еще в прошлом году начали интегрироваться с крупнейшими локальными игроками – такими, как Avers и PrivatMoney в Украине, Faster в Казахстане, Caspian Money Transfer в Азербайджане. В итоге наши банки-партнеры получили в «одном окне» пять систем. У оператора один ключ, системы работают на единых условиях – тарифы, онлайн, безадресность. Для клиента ничего не меняется, он может сделать перевод через «Золотую корону», а деньги выдадут, например, в БТА-банке через систему «Фастер», которая будет участвовать в разделе 1% комиссионных. По аналогичной схеме мы больше года работаем с международной системой MoneyGram.
На вашу деятельность повлияло принятие закона о защите персональных данных?
– Система сразу создавалась с учетом требований по защите критичной информации, в том числе персональных данных. Кроме собственно мер безопасности, в ЦФТ с конца 2006 года действует система управления информационной безопасностью согласно ISO 27001. Таким образом, фактически система законодательным требованиям соответствует. Если говорить о формальной стороне, нам пришлось разработать и утвердить ряд документов в том виде, в котором их хотят видеть регуляторы. На самом деле это не более чем отражение изначально заложенных организационных и технических мер защиты информации.
Сотовые операторы начали развивать сервис денежных переводов. Вы планируете сотрудничать с кем-нибудь из них?
– Переговоры с операторами «большой тройки» ведут все платежные системы, и мы хотели бы предоставить свои пункты для выдачи переводов. Но у этого сервиса есть одна большая проблема – его стоимость. За пополнение счетов МТС и «Вымпелком» платят агентам в среднем 2%. Если с этих счетов проводить денежные переводы, то стоимость услуги сразу увеличивается на 2%. Поэтому реальная стоимость услуги от «Вымпелкома» через «Мобиденьги» более 3% – намного выше среднего рыночного показателя. Возможно, услуга начнет пользоваться массовым спросом, когда снизятся расходы операторов на пополнение абонентских счетов. Однако я не вижу возможности большого развития, разве только во внутрироссийском сегменте для перевода небольших сумм.
И остается непонятным вопрос, что делать абоненту, если платеж не прошел. Конечно, первым делом он позвонит сотовому оператору, но если виновата система денежных переводов, то выяснение взаимоотношений может затянуться. А гастарбайтеру некогда, он должен быстро передать деньги и идти работать. Как и мы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль