General Motors – 2

98
Шанс. Легенда автоиндустрии США собирается вновь стать частной и избавиться от прозвища Government Motors. Но может статься, что вскоре компанию станут называть China Motors.

Легендарный General Motors переживает в эти дни свое второе рождение, а скепсиса по поводу будущего компании не найти даже у самых пессимистичных экспертов.

Порезали косты. В течение почти восьми десятилетий автопроизводитель из Детройта удерживал лидерство в мировом автомобилестроении, пока Америка не стала погружаться в пучину кризиса, а более эффективные конкуренты не стали теснить местный автопром, как это сделала Toyota, которая вот уже четвертый год выпускает автомобилей больше, чем другие. Привычка американцев жить в долг, высокая себестоимость труда, а также слишком либеральная финансовая система стали причиной банкротства в прошлом году General Motors и Chrysler.
К банкротству GM шел уверенно, в течение пяти лет исправно докладывая об убытках, которые в итоге достигли почти $90 млрд. Руководство платило себе большие бонусы и отправлялось на переговоры в Вашингтон на корпоративных самолетах, испытывая терпение и политиков, и простых налогоплательщиков. Новая администрация в Белом доме вскоре заставила автомобильных директоров ездить на встречи, по крайней мере с Бараком Обамой, на автомобилях собственных марок, отказаться от бонусов и даже от зарплаты. Но все это не помогло, и прошлым летом GM объявила о банкротстве, а правительству пришлось вливать в компанию $52 млрд, деньги занимали даже у правительства Канады. За последние 18 месяцев в GM меняется четвертый генеральный директор, на днях было объявлено об отставке Эдварда Уитакера, телекоммуникационного менеджера, стоявшего у руля GM с момента банкротства. С 1 сентября компанию возглавит инвестбанкир – управляющий фондом Carlyle Group Дэниель Акерсон. Carlyle Group является вторым по величине частным фондом, под управлением которого почти $90 млрд по всему миру.
Когда в 2008 году над Детройтской тройкой нависла угроза банкротства, аналитики предрекали, что США из-за автопроизводителей лишатся почти 3 млн рабочих мест. Но мрачные прогнозы не оправдались, и с начала кризиса были уволены лишь 115 тыс. человек, в том числе 22,5 тыс. с заводов GM. Однако за последний год компания вновь взяла на работу почти 7 тыс. специалистов, и около 2,8 тыс. человек были наняты на канадских заводах.
Удивительная история возрождения связана с жесткими антикризисными действиями команды Эдда Уитакера. Всего за 12 месяцев с момента банкротства компания избавилась от многих заводов – было 47, стало 34 – и продала несколько крупных брэндов, в том числе Hummer, Pontiac, Saab и Saturn, а также доли в акционерных капиталах ряда мировых автопроизводителей. Но главное – антикризисные менеджеры смогли решить ключевую проблему американского автопрома – высокую себестоимость труда. Син МакЭлинден, экономист Center for Automotive Research, считает, что теперь это отставание преодолено. По его данным, GM платит работнику сейчас около $58 в час – всего на $2 больше, чем та же Toyota. При этом руководству компании удалось договориться с профсоюзом, что вновь принятые на работу сотрудники будут получать куда меньше, чем получают нынешние. Син МакЭлинден даже прогнозирует, что в 2013–2015 годах GM удастся платить своим рабочим на 10% меньше, чем будет платить японская компания.
Выйти из кризиса помогла и правительственная программа «Кэш в обмен на драндулеты». В прош­лом году по этой программе поменяли свои старые машины на новые около 680 тыс. американцев, которым правительство выдавало в виде сертификата по $4,5 тыс. Суммарная доля марок GM среди этой рухляди составила около 23%, доля Ford – около 30%. Однако покупали в обмен на драндулеты в основном марки Toyota – 17,8% и Ford – 13,3%, Chevrolet поделила четвертое место с Honda – примерно по 12,8% от всех приобретенных по программе авто. Что касается продаж GM на американском рынке, то тут не все так гладко: львиная доля покупателей – лизинговые компании и государственные структуры. В компании оценивают свою рыночную долю в США в 17,8%, к 2014 году – уже в 17,6%. Домохозяйства перегружены долгами, но вот что удивительно: GM пытается наладить работу с заемщиками низкой кредитоспособности. Недавно компания объявила о покупке за $3,5 млрд AmeriCredit, которая специализируется на кредитовании той самой аудитории сабпрайм.

China Motors. Успех GM связан и с точечной фокусировкой на четырех брэндах – Chevrolet, Buick, GMC и Cadillac, которые по итогам минувшего июля показали взрывной, на удивление аналитикам, рост продаж – на 25% в сравнении с показателями прошлого года. По итогам второго квартала 2010-го компания отчиталась о прибыли в $1,3 млрд – первой с 2004 года.
Но какие бы чудеса ни показывал GM, это теперь не американская мечта, и чем дальше – тем очевиднее. Как шутят эксперты, теперь у американцев новая возлюбленная – Toyota, а GM был вынужден отправиться за счастьем на другой конец света. И таки нашел его!
Десять лет назад доля компании на рынке Поднебесной была всего 1,5%, сейчас американцы контролируют 13,4%, обогнав другого крупного западного игрока – Volkswagen. Китай, Бразилия, Индия и Россия для GM на ближайшие годы станут ключевыми рынками. Рост продаж эксперты объясняют специальными кредитными программами, которые компания с успехом продвигает на китайском рынке. По иронии судьбы, именно на автокредитование в Китае сейчас делают ставки все игроки на этом рынке, поскольку лишь каждый десятый покупатель Поднебесной берет машину в кредит. Для сравнения: в США до кризиса в долг продавалось 90% всех автомобилей. Кроме того, GM продает китайцам машины, что называется, на любой вкус и кошелек: сельским жителям – Wuling Sunshine за $5 тыс., а более обеспеченным покупателям – люксовые модели Cadillac. Бьет рекорды продаж Buick Regal Turbo – авто, которое компания позиционирует для успешных китайцев-хипстеров. Потенциал китайского рынка колоссален – на тысячу жителей Поднебесной приходится всего 35 автомобилей, в то время как в США – 850. Другим ноу-хау стала политика дистрибуции – собственных или франчайзинговых дилерских сетей, которые продают исключительно продукцию GM. Когда-то, до 70-х годов прошлого века, успех GM в США был связан с такими монопродуктовыми сетями, затем дилеры стали предлагать покупателям другие марки.

Вновь на биржу. Воодушевленный успехами менеджмент засобирался вновь вывести компанию на биржу, с которой с позором GM пришлось уйти в прошлом году в рамках банкротства. Сейчас от этого IPO также ждут рекордов. На прошлой неделе была подана заявка в Комиссию по ценным бумагам США (SEC), General Motors Сompany планирует разместить обыкновенные и привилегированные акции на NYSE и на Торонтской фондовой бирже на сумму $12–16 млрд, говорят знакомые с ситуацией источники. Кто из акционеров будет продавать свои акции, пока непонятно, как и объем размещения. У американского Минфина сейчас 61% акций, профсоюз United Auto Workers владеет 17,5%, у правительства Канады 11,7%, еще около 10% – у владельцев необеспеченных облигаций GM.
По логике первым выйти из акционеров должен Минфин, доказав на примере GM эффективность антикризисных мер и сдержав обещание Обамы вернуть деньги налогоплательщиков. Возможно, размещение состоится раньше, чем пройдут выборы в Конгресс, от успеха которых зависит будущая поддержка нынешней администрации Белого дома. Разумеется, связь между IPO и политикой приближенные Барака Обамы отрицают, но понятно, что чудесное перерождение GM под чутким руководством правительства – лучшая реклама для Обамы. Ранее GM уже вернул правительству США $6,7 млрд, но отбить все одолженные деньги главе казначейства Тимоти Гейтнеру все равно не удастся. Однако на рынке ждут, что как минимум Минфин сократит свой пакет до менее чем 50%. В заявке в SEC говорится, что компания в виде кэша и ценных бумаг хранит $31,5 млрд, а долг составляет около $8,2 млрд. При этом отдавать долги нужно не ранее 2015 года, а крупных пенсионных обязательств у компании не предвидится до 2014 года.
«Мы более не хотим носить ярлык Government Motors», – заявил недавно о перспективах IPO Эдвард Уитакер, а на встречах с инвесторами он пытается их убедить, что GM не заново родился, а GM – это теперь совсем другая, новая компания.

 

Некоторые конкуренты General Motors на фондовом рынке

 

Доходность акций с начала года,%

За 1 год

За 3 года

Капитализация, $ млрд

Текущая
цена, $/акция

Цель, $/акция*

Ford

21,6

65,0

15,8

41,3

12,2

18,7

Daimler AG

-1,3

20,6

-11,5

48,5

47,3

23,9

Honda

-4,1

4,0

1,2

58,2

32,1

30,5

Nissan

-14,8

2,7

-6,9

30,6

15,0

4,3

Toyota

-18,3

-31,5

-24,3

110,8

70,7

81,4

Данные на 17.08.2010
* Цель рассчитана WikiWealth

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль