Китай: локомотив или велосипед? 

76
Перспективы. Сверхвысокие темпы роста ВВП Китая усиливают неустойчивость его развития. Охлаждение экономики Поднебесной тревожит: именно бурный рост Китая поддерживал хилое послекризисное восстановление во всем мире.

Китай: локомотив или велосипед? 

 

Чу, видишь – мчит локомотив! Именно такой метафоры достоин впечатляющий рост экономики Поднебесной в последние 25 лет. Даже Великая рецессия мало повлияла на темпы роста ВВП. Однако, насколько этот рост устойчив? Насколько зависим Китай от внешней конъюнктуры и способен ли он к необходимой ребалансировке своей экономики с экспортной ориентации на внутренний спрос? Как он сможет противостоять кредитным пузырям?

Летнее охлаждение. В долгосрочном периоде перспективы Китая оцениваются аналитиками в основном довольно оптимистично – Поднебесная имеет все шансы повторить путь своих некогда входивших в общую конфуцианскую цивилизацию соседей – Тайваня и Южной Кореи – и стать развитой страной с высоким уровнем доходов на душу населения. Однако краткосрочные перспективы не столь радужны. Последние статистические данные говорят о замедлении экономического роста. Так, темпы роста ВВП во втором квартале 2010-го снизились до 10,3% в годовом исчислении с 11,9% в первом квартале (еще быстрее замедлились темпы роста промышленного производства, с 16,5% в мае до 13,7% в июне в годовом исчислении, причем замедление идет уже четыре месяца подряд). Эксперты гонконгской консалтинговой компании GaveKal ожидают дальнейшего снижения темпов роста во второй половине года, прогнозируя годичный рост ВВП на уровне 9,5% в 2010-м и 8–9% в 2011-м. Однако это оптимистичный сценарий, и он актуален только при условии внешнеэкономической стабильности в странах-импортерах китайской продукции и только если китайским властям удастся без особых последствий охладить перегревшийся рынок недвижимости. Если со всем этим возникнут проблемы, локомотив может еще сильнее замедлить свой ход.
На первый взгляд кажется, что основной двигатель китайского локомотива – экспортно ориентированная промышленность – в полном порядке. Экспорт взлетел на 41% в годичном исчислении во втором квартале 2010-го по сравнению с ростом на 29% в первом. Однако, как отмечают эксперты другой гонконгской консалтинговой компании – Dragonomics, практически весь этот рост вызван случайными и краткосрочными факторами. Во-первых, важен эффект низкой базы – на начало 2009-го пришелся пик мировой рецессии. Во-вторых, экспортеры поспешили избавиться от складских запасов и продать продукцию до истечения срока возврата НДС 15 июля 2010-го. Производители более 400 наименований продукции могли рассчитывать на эту антикризисную поблажку от китайских властей и, разумеется, поторопились. Так, экспорт стали составил в июне одну четверть объема за все полугодие. В-третьих, американские и европейские ритейлеры, испугавшись возможной ревальвации юаня, резко повысили свои закупки китайского ширпотреба. Все эти факторы могут сойти на нет во втором полугодии, и будет хорошо, если Китай сможет показать нулевую динамику экспорта ближе к концу 2010-го.
О замедлении скорости китайского локомотива говорит и объем поглощаемых им ресурсов. Рост импорта за второй квартал оказался более скромным: он вырос на 36% в годичном исчислении против роста на 65% в первом квартале. Причем наиболее сильное охлаждение пришлось на июнь. Так, импорт железной руды упал к маю на 9%, а меди и алюминия  – более чем на 20%. Снижение китайского спроса уже сильно беспокоит поставщиков из Австралии и Бразилии, ведь на Китай в прошлом году пришлось 70% мирового экспорта железной руды!

Ненасытный спрос Поднебесной проявлялся до последнего времени и на рынке углеводородов. На фоне рецессионного снижения спроса на нефть практически во всех развитых странах, незначительно оторвавшегося от минимумов лишь в первом полугодии 2010-го, Китай повысил потребление нефти с 7,8 млн баррелей в день (мбд) в 2008-м до 8,7 мбд в первой половине 2010-го – беспрецедентный рост потребления, более половины которого покрывается импортными поставками. Откуда такой взрыв спроса? Ведь, по данным национальной статистики, спрос на продукты нефтепереработки растет не так стремительно – например, спрос на бензин за пять лет вырос всего на 32%, несмотря на существенный рост частного автопарка (машины китайцы покупают как статусный символ, но в повседневном передвижении предпочитают общественный транспорт). Как отмечает сырьевой аналитик GaveKal Ахмад Абдалла, уровень реального потребления нефти в Китае – лишь 7,9 мбд. Разница оседает либо в государственных стратегических запасах, либо в хранилищах нефтепереработчиков: в период низких нефтяных цен правительство решило пополнить стратегические запасы, а крупным компаниям вроде Petrochina и Sinopec с помощью программы субсидий государство гарантировало рентабельность переработки нефти. Однако и хранилища уже практически заполнены, и субсидирование может быть скоро свернуто – аналитики GaveKal прогнозируют скорое падение цены барреля WTI до $60 на фоне предполагаемого снижения китайского спроса.

Пузырь недвижимости по-китайски. Спад объемов импорта и цен на промышленные металлы и медвежьи прогнозы по нефти неудивительны на фоне напряженной ситуации вокруг рынка недвижимости Поднебесной. Взрывной рост кредитования экономики, запущенный китайским правительством в ответ на кризис в конце 2008-го (всего объем стимулирующих мер оценивается Dragonomics в чудовищные 20% ВВП в 2009-м и 10% в 2010-м – больше, чем в любой другой стране мира!), привел к существенному перегреву рынка жилья – дешевая ликвидность от государственных банков потекла в ипотечные кредиты и девелопмент. Испугавшись неконтролируемого роста цен на недвижимость, власти еще в конце апреля 2010-го попытались плавно спустить лишний воздух из надувшегося пузыря. В итоге на 10% был поднят объем первоначального взноса по ипотеке для покупки второго дома (с 40 до 50%), подняты ипотечные ставки, а в крупных городах вроде Пекина введены ограничения на покупку второго жилья в пределах городских границ. Кроме того, крупные, находящиеся в руках государства банки снизили объемы кредитования, в июне они составили 603 млрд юаней ($88 млрд), что на 60,6% меньше, чем год назад, когда кредит достиг фантастических 1,53 трлн юаней (сравните с докризисным уровнем – 332 млрд юаней в июне 2008-го). Кроме того, власти попытались ограничить оргию «теневого», идущего вне банковских балансов кредитования и секъюритизации ипотечных кредитов.
Результат не замедлил сказаться – продажи недвижимости в мегаполисах упали уже в июне этого года. В июне же стоимость недвижимости в 70 крупнейших городах Поднебесной показала впервые с февраля 2009-го помесячное снижение – 0,1% к маю 2010. Пока эти цифры не особо пугающие. Но перспектива на второе полугодие 2010-го аналитиков не особо радует. «Объем строительства с января по май вырос на 32% в годичном исчислении, – отмечает экономист Dragonomics Розалинда Яо, – однако на оставшиеся месяцы до конца 2010-го мы ожидаем спад на 25% в годичном исчислении. Последствием этого будет спад промышленного производства и сырьевого импорта». Особого удивления это не вызывает. Согласно расчетам экономиста Китайской академии социальных наук Йи Сянрона, в городах сейчас 64,5 млн пустующих квартир и домов, купленных в основном в кредит в расчете на рост стоимости недвижимости.

Китайский велосипед. Слишком быстрый рост экономики Китая в последние 25 лет хотя и стал огромным достижением для страны, создал целый ряд проблем. Высокие темпы роста по своей природе неустойчивы и часто создают благодатную почву для кредитных пузырей. Профессор экономики Пекинского университета и бывший СЕО Bear Stearns Майкл Петтис отмечает, что экономике Китая в большей степени, чем любой другой развивающейся экономике, свойственны резкие движения. Рост может сменяться внезапным падением и наоборот. Вместо движения мощного локомотива сейчас китайский рост больше напоминает велосипед – он устойчив только пока едет на быстрой скорости, замедление же может его опрокинуть. Если в начале мирового кризиса китайские власти вовсю жали на педали стимулирования экономики, то сейчас им пришлось спешно тормозить, чтобы не свалиться в яму очередного ипотечного кризиса. Стоит ли говорить, что такие шараханья могут быть очень опасными?
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль