Disconnecting people

62
Падение. Крупнейший в мире производитель телефонов Nokia стремительно теряет позиции. Компания сдает не только в сегменте смартфонов, но и на рынке дешевых аппаратов. В чудо почти никто не верит.

Еще пару лет назад Nokia казалась гигантом, которому никто в отрасли не может навязать достойную конкуренцию. Но все изменилось. Сначала Apple, затем Google, а в последнее время и Samsung, сделали так, что в незыблемость позиций финской корпорации уже никто не верит. 5 июля акции Nokia упали до уровня в 6,6 евро, «пробив» тем самым психологически важную отметку: так мало бумаги корпорации не стоили с марта 1998 года. В 2000 году, во время технологического и телекоммуникационного бума, акции Nokia продавались по 65 евро за штуку. Может, это общая для производителей высокотехнологичных товаров тенденция? Напротив. 10 лет назад капитализация Apple – компании, которую называют главным виновником падения Nokia – была в 14 раз ниже стоимости финского гиганта. Сейчас Apple стоит в 8 раз дороже. «Nokia ассоциируется со слабаками, которые все испортили», – комментирует Себастьян Стабович, аналитик Kepler Capital Markets.
Не добавляет силы «слабакам» и рейтинговое агентство Standard & Poor’s: оно понизило инвестиционный прогноз Nokia с «нейтрального» на «негативный». Но что еще важнее, от Nokia отказываются даже ее старые фанаты. Люди, работавшие над проектом symbian-guru.com, сообщили о закрытии ресурса. Официальное объяснение причин – бесперспективность мобильных устройств на платформе Symbian. Как раз под ее управлением работают почти все смартфоны Nokia. «Я просто не имею права поддерживать производителя, выпускающего такие ужасные продукты, как Nokia N97. Он рассчитывает, что я буду пользоваться сервисами, которые не используют даже их собственные сотрудники», – говорит редактор сайта Рикки Кэдден.
Все эти разочарования подтверждаются слабыми финансовыми результатами. 22 июля Nokia должна опубликовать отчет по итогам работы во втором квартале, но уже сейчас она понижает прогнозы по нему. Если ранее корпорация предполагала, что за три месяца ей удастся выручить 7,2 млрд евро, то по уточненным данным речь идет в лучшем случае о 6,7 млрд евро. Причины – снижение цен на телефоны на рынке и общее падение числа проданных трубок.

Провал среди «умных».
Хуже всего дела корпорации обстоят на рынке смартфонов, продажи которых растут невообразимо быстро. Звание технологического лидера Nokia здесь отдала Apple. Последняя продает свои коммуникаторы по всему миру в неимоверном количестве: за первые три дня продаж iPhone 4 он разошелся тиражом в 1,7 млн штук. Говорят, это не предел. Единственный достойный конкурент «яблочной» компании на этом рынке – Google. Точнее, производители, которые выпускают смартфоны под управлением ее операционной системы Android. Недавно глава Google Эрик Шмидт рассказал, что «гуглофоны» продаются в мире со скоростью в 160 тыс. аппаратов в день. А главный мировой поставщик коммуникаторов на Android, тайваньская HTC, сообщила, что по итогам второго квартала 2010 года сумела нарастить прибыль на 32,7% до $270 млн. При этом выручка выросла с $1,2 млрд в апреле–июне 2009 года до $1,9 млрд за минувшие три месяца.
А что Nokia? В первом квартале компания продала 108 млн своих телефонов, и только 20% из них были смартфонами. Что еще более важно, лидер рынка продает главным образом дешевые «умные» телефоны, которые никто не использует по прямому назначению – в качестве органайзера или гаджета для работы с интернетом. Почему это важно? На каждом iPhone 3GS Apple зарабатывала $216. Аналогичный показатель для Nokia составляет $10.
Почему Nokia перестала быть главным инноватором отрасли? Достаточно посмотреть на общие черты iPhone и «гуглофонов». Сразу отмечаешь большой сенсорный экран, рассчитанный на управление пальцами, а не стилусом, ориентированную на это операционную систему, и огромную экосистему. В магазине приложений для iPhone AppStore еще пару недель назад насчитывалось 225 тыс. приложений. В Android Market их меньше 100 тыс., но тоже предостаточно. Решение Nokia создать Ovi Store – нечто подобное для Symbian-устройств – выглядит запоздалым и сделанным впопыхах, а потому неудобным и непритягательным. Отсюда и результат: Ovi Store в пять раз менее популярен, чем AppStore. Сервис Nokia Come With Music выглядит лишь жалкой пародией на музыкальный онлайн-магазин Apple iTunes. Можно долго говорить о преимуществах «гугло-» и «яблофонов» перед продукцией пока еще мирового лидера, но главных тезисов тут два: финны не додумались, что пальцеориентированный интерфейс сенсорных экранов удобнее традиционных клавиатурно-стилусных методов ввода данных. А также не создали раньше других удобное хранилище контента для своих устройств.

Последняя надежда.
Перспективы компании тоже выглядят мрачновато. Неформально Nokia разделила свои смартфоны на дорогие, которые будут работать под управлением операционной системы MeeGo, и более дешевые – под новой Symbian^3. Первая является плодом совместных разработок финнов и Intel, и пока о ней известно слишком мало, чтобы давать хоть какие-то оценки. А вот со второй уже приключился скандал.
На базе этой платформы Nokia собралась выпустить флагманское устройство N8. Еще до официального релиза оно попало в руки аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, написавшего на него негативный обзор. И теперь представительство финской корпорации в России обвиняет его в хищении коммерческих секретов компании. Но не это главное. Важнее, что смартфон еще до появления в продаже (это случится осенью) выглядит устаревшим на фоне конкурентов. Выходит, Nokia фактически нечего предложить рынку? Последняя надежда – та самая MeeGo. Но, учитывая, что рынок уже перенасыщен платформами, ее коммерческие перспективы тоже вызывают определенные вопросы.
Если взглянуть на ситуацию глобально, то сейчас 23 компании из списка 500 крупнейших корпораций мира производят смартфоны или операционные системы к ним. На рынке становится жарко. Ценовым демпингом победить конкурентов не получится: эту тактику традиционно используют Acer и Samsung, и они уже «в игре»: первая занялась производством «гуглофонов», вторая вдобавок к этому работает еще и над собственной ОС Bada. Еще пара лет, утверждают аналитики Goldman Sachs, и мы перестанем говорить о Nokia и Research in Motion (BlackBerry) как о лидерах рынка.

Дешевые неудачи. Аналитическая компания IDC рассказывает, что в первом квартале 2010 года доля финской компании на рынке мобильных телефонов упала до 36,6%. У ближайшего конкурента – Samsung – 21,8% рынка. Но лидерство финнов неоднозначно. Та же IDC рассказывает, что на рынке Западной Европы в первом квартале Nokia продала 9,1 млн своих телефонов, а Samsung – 12,2 млн. Захватывает рынок и еще один южнокорейский вендор – LG.
Тут, как ни странно, тоже все предсказуемо. Финны просто не могут тягаться с корейцами в ценовой войне: ситуация такая же, как и в целом в сравнении Европы и Южно-Азиатского региона. И если раньше финские трубки считались «лучшими», так как были хорошо собраны, имели более красивые дисплеи и удобные клавиши, то сейчас эта разница нивелировалась. К тому же Samsung – многопрофильная компания, а потому может позволить себе продавать мобильные телефоны какое-то время с исключительно низкой маржой.
Резюме: финская Nokia рискует повторить судьбу Palm. Конечно, корпорация все еще остается лидером отрасли, но только по части продаж, и никак не в области технологий. Вернуть упущенное будет невероятно тяжело. Это как у человека с болезнями: предупредить гораздо легче, чем лечить. А «болезнь» Nokia все больше напоминает неизлечимую.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль