G20: от окрыления к отрезвлению

55
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Саммит. Преодолеть острую фазу кризиса совместными усилиями оказалось не так уж сложно. Зато теперь, когда надо выстраивать правила игры в посткризисном мире, единство дает трещины под грузом национальных интересов.

Появление проблем особенно очевидно, если вспомнить, каким триумфом политической воли выглядели итоги саммита «двадцатки» в апреле 2009 года в Лондоне. Мировые лидеры тогда впервые за многие десятилетия выступили единым антикризисным фронтом. По данным МВФ, бюджетные расходы двадцати стран в целом выросли за 2009–2010 годы по меньшей мере на 2% их суммарного ВВП. Речь шла о жизни и смерти: экономика переживала рецессию, грозившую стать затяжной, выживание банков оставалось под большим вопросом. Принятые меры сработали: восстановление деловой активности началось вскоре после саммита и стало довольно быстро набирать обороты. В США рост ВВП разогнался до 1,4% в четвертом квартале, в Германии – до 0,7% в третьем, Великобритания вышла из минуса на 0,4% роста к концу 2009 года, а Китай вообще приблизился к безумным докризисным темпам.
Это вдохновило мировых лидеров на новые свершения. В сентябре 2009 года в Питтсбурге они не только констатировали успех предыдущих решений, но и взяли на себя немало новых обязательств. Среди ключевых – обещание приступать к сворачиванию мер стимулирования экономики «совместно и скоординированно», усилить регулирование финансового сектора, создать «основу для динамичного, устойчивого и сбалансированного роста», реформировать международные финансовые институты, не препятствовать свободной торговле и инвестициям. А цель одна – исключить повторение кошмара, пережитого в 2008-м – начале 2009 года. Взятые вместе, анонсированные реформы должны постепенно, «по кирпичику» сложиться в реконструированное и наделенное хорошим запасом прочности здание мировой экономики и финансов.
Однако девять месяцев, разделивших два последних саммита – сентябрьский в Питтсбурге и прошедший на минувшей неделе в Торонто, – принесли триумфаторам G20 изрядную порцию отрезвления. Конечно, кое-что было сделано. Например, G20 сдержали свое обещание дать развивающимся странам больше голосов во Всемирном банке (на очереди – МВФ). Но, несмотря на единство благих намерений, взаимопонимание по конкретике по-прежнему дается странам с трудом.

Долги – камень преткновения.
Самые серь­езные разногласия касаются сворачивания антикризисных программ. Подписываясь под обязательством не торопиться и координировать свои действия с партнерами по G20 в Питтсбурге, Европа еще не подозревала о приближении новой опасности – долгового кризиса на своей периферии. Шок, который финансовые рынки пережили, узнав о проблемах Греции, сменился настоящей истерикой, когда инвесторы осознали вероятность расползания долговых проблем по значительной части Евросоюза. Власти стран ЕС срочно занялись сокращением дефицитов госбюджетов. Причем делать это стали не только Греция, Ирландия, Испания, Италия и Португалия, из-за которых разгорелся весь сыр-бор. Германия – страна с дефицитом бюджета 5% ВВП (сущий пустяк по греческим или португальским меркам) – приняла программу сокращения государственных расходов, которая, по расчетам кабинета Ангелы Меркель, позволит сэкономить 80 млрд евро до 2014 года. Власти Франции пообещали заморозить все расходы бюджета, за исключением выплат пенсионерам и обслуживания долга, сократить затраты на функционирование госаппарата на 10% до 2013 года, а также повысить пенсионный возраст и ряд налогов на инвестиционные доходы. В Великобритании собираются оздоровлять госфинансы с помощью значительного повышения НДС и сокращения расходов по всем направлениям, кроме здравоохранения и, как ни странно, международной помощи. Правда, глава Минфина Джордж Осборн, в отличие от своих коллег с континента, готов дать экономике утешительный «пряник» в виде сокращения налога на прибыль корпораций.
Конечно, все это можно назвать «совместным и скоординированным» сворачиванием поддержки экономики, но только по одну сторону Атлантики. Оно полностью противоречит подходу, который считают правильным власти США. Администрация Барака Обамы опасается, что европейские коллеги взялись за дело слишком рано и рьяно. Не вовремя начатое фискальное ужесточение способно затянуть удавку на шее экономики, когда она едва начала дышать, и дело может дойти до повторения сценария Великой депрессии 1930-х годов. В Вашингтоне прекрасно понимают, что чрезмерный дефицит бюджета и государственный долг – это серьезная проблема, но ее решение предпочитают отложить на потом. «Дыра» в американской казне достигает 10% ВВП, Белый дом поставил цель сократить ее вдвое к 2013 финансовому году, но конкретных решений пока не объявлял.
За неделю до начала саммита в Торонто президент Барак Обама направил своим коллегам по G20 письмо, в котором обозначил ключевые темы для предстоящего обсуждения. Восстановление экономики оказалось на первом месте. «Мы приложили исключительные усилия для восстановления экономического роста и теперь не можем позволить ему утратить устойчивость или силу, – пишет Барак Обама. – Это означает, что мы должны подтвердить свое единство в стремлении проводить политику, которая поддержит мощный рост... По сути, если уверенность в восстановлении ослабнет, мы должны быть готовы вновь ответить со скоростью и силой, достаточными, чтобы предотвратить замедление экономической активности». И еще ниже: «…критически важно, чтобы время и скорость консолидации (государственных финансов – «Ф.») в каждой экономике отвечали нуждам глобальной экономики, динамике спроса в частном секторе и национальным потребностям».
«Не будьте эгоистами, США не собираются, да и не смогут вытащить мир из очередной рецессии в одиночку», – вот какую идею пытается донести до своих коллег Барак Обама. Однако явных единомышленников в «двадцатке» у него пока нет: такие страны, как Япония, Китай и Канада, воспринимают долговые угрозы глобальной стабильности более чем серьезно.

Закрутить гайки банкам. Еще одна проблема, по которой G20 не нашла универсального решения, – это реформа финансового сектора. У стран-участниц по-прежнему нет единого представления о том, как его регулировать. Есть конкретные обязательства, например, установить новые, более жесткие требования к размеру капитала и ликвидности банков. Насколько жесткие – вопрос пока открытый и непростой. В конце апреля руководство Базельского комитета призналось, что дедлайн по выработке концепции глобальной реформы банковского сектора придется отодвинуть на 2011 год, хотя первоначально предполагали успеть в 2010-м. Правила торговли деривативами, как предполагают лидеры G20, должны быть введены в 2012 году. Но двигаться к этой цели страны будут порознь и с разной скоростью: в Японии новое регулирование уже вступило в силу, в США обсуждение закона вошло в финальную стадию, Европа же обнародует свои идеи только к осени.
Еще более трудная задача – прийти к общему знаменателю по вопросу введения налога на финансовые институты. «За» выступают США и большинство европейских стран, в том числе Франция и Германия, а Великобритания уже успела вписать налог в закон о бюджете. Зато странам БРИК и Канаде идея не нравится. «Это не входит в наши планы по формированию международного финансового центра», – объяснил позицию России первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако и между сторонниками налога нет согласия о том, в каком виде он должен существовать и какие задачи решать. Например, в Германии считают, что налог на банки надо аккумулировать в специальном фонде, которым можно будет воспользоваться для «гашения» будущих кризисов. Великобритания и Франция предпочли бы не сберегать эти деньги, а зачислять их сразу в бюджеты и тратить на нужды национальных экономик (читай – налогоплательщиков, которые дорого заплатили за спасение «жирных котов»).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль