Сколько стоят два завода

83
Сделка. Без малого $3 млрд хочет получить от государства миллиардер Сергей Пугачев за судостроительные активы. Эта сумма позволит ему решить свои проблемы – но все больше шансов, что таких денег банкир не увидит.

Сделка по продаже Сергеем Пугачевым крупных пакетов в «Северной верфи» и «Балтийском заводе» пройдет по цене, близкой к предложенной Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), считают эксперты. Чем дольше сенатор от Тувы тянет время, пытаясь «переупрямить» ОСК, тем больше у нее шансов получить активы дешево. В то же время заявления сторон о прекращении переговоров – лукавство. С одной стороны, оба завода нужны ОСК для проводимой ею по заданию президента консолидации судостроительной отрасли. С другой, важны Сергею Пугачеву как объект продажи для расплаты с многочисленными долгами.
Но распоряжение президента можно выполнить и с опозданием. Положение Сергея Пугачева хуже: в отличие от ОСК, предложившей лишь 23 млрд рублей, у него времени на переговоры почти не осталось. Межпромбанку, с которым аффилирована Объединенная промышленная корпорация (ОПК), 6 июля предстоит выплата 200 млн евро (7,2 млрд рублей) по еврооблигациям. Кроме того, на балансе у него «висят» беззалоговые кредиты Центробанка, составлявшие на 1 июня 31,9 млрд рублей – 18% от всех пассивов банка. Аналитики предполагают, что у основного владельца МПБ таких денег нет, в связи с чем Fitch и Standard & Poor’s понизили рейтинг банка до преддефолтного уровня. Ведь Межпромбанк уже допустил просрочку по возврату беззалоговых кредитов Центробанку, не выплатив 10 млрд руб­лей 17 июня.

Как считали.
МПБ мог бы ожидать поддержки от акционера. Сергей Пугачев и попытался ее предоставить. Отсюда и взялась сумма в 88,9 млрд руб­лей, которую он пытается получить за «Балтийский завод» и «Северную верфь», уверен представитель ОСК Игорь Рябов. По его мнению, в ней учтена задолженность не только судостроительных активов, но и Межпромбанка. Кредиторская задолженность «Балтийского завода» и «Северной верфи» по РСБУ на 31 марта составляет 49 млрд рублей, из них на кредиты из займы приходится 18,5 млрд рублей.
Оценка ОСК в 23 млрд рублей близка к тем представлениям о стоимости активов, которые после их приобретения дал тогдашний председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарев – более $800 млн. Свою сумму ОСК вывело из документов, предоставленных ОПК, однако они оказались далеко не полными, отмечает Игорь Рябов. И с его слов не похоже, чтобы госкорпорация была готова дополнительно оплачивать серьезные долги заводов: «У предприятий немало просроченной, а значит, проблемной задолженности. Думаю, хотя бы частично эти вопросы собственник должен решить до сделки».
Реальных оснований для цены в 88,9 млрд руб­лей незаметно. Остаточная стоимость основных средств на балансе «Балтийского завода» и «Северной верфи» по состоянию на 31 марта не превышала 6,3 млрд рублей. При этом заводам требуется серьезная модернизация, износ основных фондов превышает 70%. Впрочем, таково положение во всей отрасли, отмечают в ФГУП «ЦНИИТС». Финансовые показатели заводов ОПК также не радуют. «Балтийский завод» закончил 2009 год с выручкой в 3,6 млрд рублей и убытком в 22,5 млн руб­лей, «Северная верфь» – 10,7 млрд рублей и 31,5 млн рублей соответственно. По результатам I квартала «Балтзавод» показал чистый убыток в 740 млн рублей.
И 23 млрд рублей – завышенная оценка, уверен гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. «Если применить сравнительный метод оценки, то и 10–15 млрд руб­лей за предприятия будет много, – отмечает эксперт. – Посмотрите на зарубежные судостроительные компании. Реально действующая и торгующаяся южнокорейская Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) реализует продукции на $11 млрд и стоит чуть больше $3 млрд. Объемы продаж Hyundai Heavy Industries порядка $12 млрд, стоимость – около $5 млрд». Получается, Сергей Пугачев хочет почти $3 млрд за заводы, реализовавшие в 2009 году продукции всего на $460 млн – почти в 24 раза дороже, если сравнивать с DSME.

Козыри Пугачева. Парой козырей в переговорах Сергей Пугачев все-таки может похвастаться. Во-первых, существует проект переноса мощностей «Балтийского завода» из центра Санкт-Петербурга на «Северную верфь», которая расположена у выхода в морской канал Финского залива. Его приостановили на неопределенный срок в связи с начавшимся кризисом, а также получением «Балтзаводом» в 2008 году заказа от «Рос­атома» на строительство атомной станции малой мощности и плавучего энергоблока. Но теоретически речь идет об огромном участке площадью более 60 га в центре Санкт-Петербурга – на Васильевском острове. До кризиса цена этой земля могла превышать полмиллиарда долларов.
К реальной стоимости и Сергей Пугачев, и ОСК наверняка набрасывают возможную будущую ценность предприятий. Они могут быть задействованы в различных госпроектах, в частности, по строительству вертолетоносцев Mistral. Свою роль в определении цены сыграл и портфель заказов заводов на 3–5 лет. Оценочно он составляет 16–19 млрд рублей. У обоих предприятий присутствует как военизированная, так и гражданская продукция. И этого все равно недостаточно, чтобы просить 88,9 млрд рублей. В конце концов, если Сергей Пугачев все-таки упрется, то государству дешевле будет построить аналогичные заводы с нуля, считает Алексей Безбородов. По его оценке, каждый обойдется примерно в $150 млн без учета интеллектуальной собственности.
На что рассчитывает тувинский сенатор? Возможно, полагается на административный ресурс. Не зря его ранее называли «банкиром Путина» и основным финансистом РПЦ. Сергей Пугачев всегда давал понять, что его аппаратный ресурс очень велик. «Но последние три года он терял позиции, особенно с появлением ОСК, – говорит ведуший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Первым звоночком был проигрыш в борьбе за саму ОСК, в которую сенатор лоббировал на пост президента ”своего человека“ Андрея Дутова». Объединенная промышленная корпорация, которой в 2005 году правительство выдало карт-бланш на консолидацию судостроения, с задачей не справилась и стала не нужна. Объединителем стала госкорпорация. А первому вице-премьеру Игорю Сечину поручено процесс не только курировать, но и форсировать. ОСК отводится чуть ли не главная роль в возвращении России на ведущие позиции в мировом судостроении, о чем в начале июня в очередной раз сказал Дмитрий Медведев.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль