Гибрид Combarco

100
Проект. Начав с амбициозного плана по созданию гибридного авто, венчурная компания пока получила лишь приводные установки. Но – конкурентоспособные. И от двигателя не отказывается.

В сентябре 2008 года Российская венчурная компания представила инновационный проект Combarco. Тогда речь шла о возможном прорыве в области гибридных двигательных установок, в частности, применяющихся в автомобилестроении.

Налог на энергию. В 1970-х годах в Европе и США появились машины, сочетающие использование электрической энергии и энергии двигателя внутреннего сгорания (ДВС). А Combarco для накопления и передачи энергии (уже механической) использует маховик. При передаче механической энергии потери меньше, чем при преобразовании электричества в движение. Соответственно, повышается эффективность, которую можно оценить, например, в экономии топлива. Сочетание ДВС и электроаккумулятора позволяет экономить до 40% топлива, ДВС и маховика – до 75%. При работе на маховике ДВС включается один раз в 15 минут. К достоинствам также можно добавить снижение токсичности выхлопных газов в 10 раз, в отличие от электроаккумулятора – отсутствие проблемы утилизации с загрязнением окружающей среды, неограниченный срок службы маховика, нулевую стоимость механической энергии. Среди безусловных плюсов бизнеса – возможности диверсификации деятельности. Разработка применима в любой области промышленности.
Создатель технологии – профессор Нурбей Гулиа. Его первый гибридный автомобиль выехал в дорогу в 1966 году. «Это не откровение, – говорит профессор. – Но отличие нашего метода в следующем. Энергия вырабатывается двигателем внутреннего сгорания в виде механической энергии вращения и потребляется колесами тоже в виде механической энергии вращения. Преобразование этой энергии в электрическую, накопление электрической энергии, потом снова преобразование ее в механическую – это неизбежный «налог», «налог» на преобразование энергии. И избавиться от него по законам физики невозможно. Поэтому мы поставили цель сделать такую конструкцию, в которой энергия будет накапливаться в виде механической энергии вращения. Это маленькое устройство – маховик мощностью 1,5 кВт/час». Почему же до сих пор ни одна из компаний – производителей гибридных автомобилей не имеет такого автомобиля? Дело в том, что не было механического привода (или вариатора) с таким диапазоном и с таким КПД.
«Я прочитал статью профессора, посвященную возможностям использования маховика в «Популярной механике», – рассказывает генеральный директор Combarco Алексей Бабин. – И загорелся возможностью коммерциализации разработки». Алексей Бабин связался с профессором, и возникла компания. Вклад молодого топ-менеджмента Combarco – создание вариатора – бесступенчатой трансмиссии для маховика, которая позволяет плавно повышать и понижать обороты в неограниченное число раз.

Будущее отодвигается. Спустя два года, в сентябре 2010-го, рынок увидит первый гибридный автомобиль, заявляли руководители Combarco и РВК. Теперь Алексей Бабин говорит о переносе дедлайна: из-за кризиса работы начались с полугодовым опозданием – не в августе 2009-го, а в феврале 2010-го. «Созданная база поможет вывести на рынок нашу трансмиссию, – рассуждает Алексей Бабин. – Мы планируем в апреле–мае 2011 года выпустить испытательный образец бесступенчатой вариаторной трансмиссии «Габарит 225» для спецтехники. Следом займемся гиб­ридной составляющей». Второй этап продлится около 10 месяцев.
Предполагалось, что создание гибридного автомобиля собственными силами обойдется Combarco в 40–50 млн рублей. Но и здесь не обошлось без изменений. Денег потребуется больше из-за выбора аутсорсинговой модели развития – Combarco помогут профессиональные английские и немецкие инжиниринговые компании, в основном занимающиеся разработкой программного обеспечения для управления трансмиссиями. Причина изменения бизнес-модели – в желании ускориться. «Мы решили прибегнуть к модели аутсорсинга, чтобы сократить сроки и снизить риск неудачи, – рассказывает Алексей Бабин. – Это удорожает проект – его стоимость вырастет в 1,5–2 раза – но на столько же сокращаются и сроки». В компетенции компании остается сама бесступенчатая трансмиссия, права на интеллектуальную собственность защищены на мировом уровне.
Сейчас Combarco ищет стратегического иностранного инвестора-автомобилестроителя. О сделке может быть объявлено уже летом.

В ожидании перспектив. А пока Combarco борется за место на российском рынке приводной техники, предлагая преобразователи частоты (устройства для изменения частоты электрического напряжения) и редукторы (повышает коэффициент полезного действия привода), одновременно наращивая дилерскую сеть. Дела идут неплохо: хоть в 2009 году компания чуть недовыполнила план по выручке, зато удалось в срок выйти на операционную безубыточность – в июне 2010-го. По итогам года компания намерена увеличить выручку на 40%, а маржа по EBITDA вырастет на 30 процентных пунктов. «Не могу назвать точную цифру, но норма для производителя приводной техники – маржа в 20%», – радуется Алексей Бабин.
Дилеры нового игрока не являются эксклюзивными, то есть торгуют приводной техникой различных производителей. В том числе таких известных на мировом рынке компаний, как Hyundai, Siemens. Но считают, что шансы завоевать рынок у российского поставщика есть. «Частотные преобразователи от Combarco пользуются большей популярностью по сравнению с другими благодаря трехлетней гарантии. Остальные поставщики, кроме Toshiba, дают лишь год, – объясняет руководитель направления электроприводов компании «Валтеко» (Новосибирск) Вячеслав Нечаев. – При этом преобразователь от Combarco на 5–10% дешевле продукции Toshiba и примерно на 30% дешевле предложения от Siemens. В результате продажи стабильно растут». Среди крупных покупателей приводной техники компании – «Уфанефтехим», кабельный завод «Донкабель». «Их продукция отличается высокой надежностью, безотказностью и устойчивостью против сбоев ПО, простотой настройки и управления», – объясняет свой выбор главный энергетик завода «Донкабель» Александр Серенко.

Волна модернизации. Цель Combarco – уйти от простых поставок железа в область комплексного инжиниринга. «Мы начали устанавливать системы управления электроприводом, – говорит Алексей Бабин, – и смогли накопить опыт как раз к тому моменту, когда российские предприятия начали приходить в себя и осознали, что за последние два года основные фонды износились. Мы удачно попали в волну модернизации». Последние 4–5 месяцев инжиниринговые проекты приносят компании 30% выручки. Наиболее яркий проект – заказ московского правительства на установку подъемников для инвалидов. «Это были комплексные системы: мы устанавливали электродвигатели, редукторы и наш фирменный частотный преобразователь, а также предоставили инжиниринговые услуги», – гордится Алексей Бабин. Специально для этого проекта компания «приобрела» команду дорогостоящих профессионалов, которые сейчас продолжают развивать инжиниринговое направление.
60% доходов приходится на поставки приводной техники, еще 10% компания получает от сопутствующих услуг, например консультаций. Операционные расходы, как и у любой производственной компании, идут непосредственно на производство. Правда, Combarco сейчас находится в стадии становления, и компания вынуждена постоянно инвестировать в организацию сборки, создание полноценного контроля качества. Пока программа по оборудованию собственного производства распланирована до конца 2010 года, работы идут по графику, но озвучить величину затрат Алексей Бабин отказывается. «Вся система будет запущена до конца этого года», – обещает он.
Комплектующие для Combarco производятся в Тайване. Возникает вопрос: почему российская компания оставила на родине только сборку и контроль? «И год назад, и сегодня качество производимых крупными российскими заводами деталей остается низким, – рассказывает Алексей Бабин. – Правда, начали появляться небольшие компании, которые производят комплектующие хорошего качества. Но включать в нашу производственную цепочку партнера, только начавшего работу, рискованно. Если он исчезнет, у нас возникнут большие проблемы». В России Combarco заказывает детали, некритичные для качества.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль