Как меняют работу после MBA

177
Работа. Важный плюс бизнес-школ – возможность увеличить свой социальный капитал за счет новых связей. И топ-менеджеры, которые частенько проводят лекции, и бывший «сосед по парте» могут стать работодателями.

Получить философское или юридическое образование «для души» – частое явление, когда речь идет о втором или третьем «высшем». На программы MBA чаще всего идут ради карьеры. Получив первый заряд знаний, слушатели не только чувствуют себя дороже, но и ищут применения новым инструментам управления. Они уже видят себя обладателями престижного звания и связанных с ним знаний и умений. Хотя возможностей для получения более высокой должности у них больше как будто бы и не стало: даже такого аргумента, как диплом, еще нет.
И все же, по оценке Анны Денисовой, директора Института делового администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финансовой академии, порядка 30% слушателей меняют место работы еще в период обу­чения. «Это связано с двумя факторами. Во-первых, изначально приход ряда слушателей на программу МВА обусловлен потребностью сменить прежнее место работы на новое. Во-вторых, в процессе обучения завязываются новые деловые контакты, которые повышают профессиональную мобильность слушателей», – считает Анна Денисова.

Партнерство через парту. И действительно, в процессе учебы уже появляются новые знакомства. За одной партой зачастую сидят люди со схожими карьерными интересами, которые смот­рят на рынок труда под разными углами и обладают каждый своей сетью знакомств. Их знания могут стать ключом к успеху в условиях, когда остальных претендентов можно опередить, попав на собеседование первым или получив приглашение от собственника по рекомендации знакомых. Кстати, собственники бизнесов могут нанимать сотрудников прямо из своего класса.
«Практика показывает: у 10–15% слушателей карьерным изменениям способствуют деловые контакты, полученные на программах, – делится наблюдениями Анна Денисова. – Приходя на программу, слушатель попадает в креативное окружение 50–70 человек, занимающих разные руководящие позиции в организациях различных сфер экономики или владеющих собственным бизнесом. Естественно, когда появляется возможность горизонтальной или тем более вертикальной мобильности, слушатели используют ее».
«Поступление на программу MBA является осознанным шагом в развитии карьеры. Соответственно, о смене работы или передвижении по карьерной лестнице задумываются уже в ходе обучения, – уверена Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower. – Точной статистики по рынку нет, но мы можем утверждать, что смена работы для выпускника MBA – явление довольно распространенное. А в России, как и в других странах, знакомства в бизнесе по-прежнему являются одним из основных источников получения предложений о работе».
Елизавета Комолова, консультант юридической практики Morgan Hunt, отмечает, что большинство обладателей степени MBA воспринимают этот диплом как достижение, требующее повышения в должности или увеличения заработной платы: «Однако часто этого не происходит, поэтому сотрудники начинают активно искать другие, более интересные варианты трудоустройства. Бывает, слушатель идет на программу MBA с четкой целью получить новую работу, причем не только за счет новых знаний, но в большей степени благодаря новым знакомствам. Многие выпускники MBA говорят о том, что установленные в бизнес-школе связи существенно помогли им в построении карь­еры: часто соседи по парте становятся партнерами в бизнесе».

Форум в офлайне. Примерами делится Наталия Несмеянова, исполнительный директор Ассоциации выпускников Высшей школы менеджмента СПбГУ: «60% успеха обучения на программах МВА и Executive MBA – расширение круга контактов. В группах – по 35–40 человек, у каждого за плечами огромный опыт. Такие контакты на вес золота. В процессе учебы слушатели – руководители и собственники – часто находят партнеров по бизнесу, а из числа студентов и выпускников бакалавриата и магистратуры подбирают себе сотрудников. Яркий пример: выпускник МВА-2005 обучил в ВШМ СПбГУ и принял к себе на работу около 50 человек». Для поддержания контактов важны и развлекательные мероприятия – в ВШМ СПбГУ проводят ежегодное посвящение в выпускники, новогодний ужин, совместный активный отдых. Это позволяет знакомствам выходить за круг одной программы, гарантируя включенность выпускников в бизнес-сообщество.
Еще одной формой рекрутинга внутри школы Анна Денисова называет проведение круглых столов, разбор бизнес-кейсов, заседаний дискуссионных клубов, проводимых по тематике заказчика с привлечением всех слушателей и заинтересованных выпускников.
Для развития профессиональных контактов в ВШМ СПбГУ устраивают форумы, круглые столы по узкоспециализированным темам. Например, форум HR-директоров в июне состоится уже в 9-й раз. При этом преподаватели школы с удовольствием выступают в роли модераторов. Для них это и встречи с бывшими учениками, и контакт с живым бизнесом. Выпускники, таким образом, сохраняют связь с академическим миром, обогащают практику бизнеса современной теорией.
«Ассоциация организует экскурсии на предприятия выпускников – собственников бизнеса не только для наших студентов и выпускников, но и для слушателей зарубежных программ МВА школ-партнеров в рамках модулей Doing business in Russia. На одной из экскурсий на кондитерское производство выяснилось, что его собственник планирует строительство нового завода. И сразу нашлись строители, поставщики оборудования и сырья из числа наших выпускников, – рассказывает Наталия Несмеянова. – Мы стараемся использовать все возможности для контактов – поздравляем выпускников с назначениями, достижениями, днями рождения. Люди отвечают, благодарят, узнают о событиях друг друга и так развивают контакты».

Цель для хедхантеров. Эффективным инструментом для поиска новых карьерных возможностей является прямая связь с соответствующими службами. Включение их в процесс дает слушателям оперативную информацию о состоянии рынка. Так, Manpower проводит информационные семинары, посвященные вопросам рынка труда, а также консультации по развитию карьеры. «Мы сотрудничаем, например, с «Мирбис» и ВШМБ АНХ и с удовольствием пользуемся возможностью получить доступ к базе данных их выпускников», – отмечает Инесса Цыпкина.
База контактов выпускников бизнес-школ – лакомый кусок для большинства «охотников за головами» и агентств, оказывающих услуги executive search. Но посредников из процесса можно и исключить. «Ассоциация создана в 2001 году и объединяет выпускников всех программ, включая MBA и EMBA. Одним из важных направлений работы является содействие выпускникам – собственникам и руководителям компаний в поиске персонала разного уровня. Мы делаем рассылки о вакансиях, которые можно увидеть и на сайте Ассоциации. Естественно, при поиске кандидатов на высшие должности приходится подходить деликатно – необходимо личное общение. Встречаемся, обсуждаем возможности», – делится опытом Наталия Несмеянова.
Наиболее «бедной» почвой для знакомств являются корпоративные программы MBA. Новые знакомства здесь редкость, но совместное освоение знаний и навыков – это лучший teambuilding. В такой ситуации линейный менеджмент из кадрового резерва, проходящий программу, сможет наладить прямой контакт с руководством – это дорогого стоит, но переехать на другой «этаж» в корпоративной иерархии по знакомству досрочно вряд ли удастся. «В корпоративных структурах карьерный рост и смена места работы происходят упорядоченно, а получение новых знаний на программах МВА выступает гарантом успеха», – отмечает Анна Денисова.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль