Банковские карты: статус камень точит

98
Интрига. Российские кредитные организации заигрывают с VIP-клиентами, предлагая им помпезные карты с бриллиантами, но достигнуть результатов соседнего Казахстана им вряд ли удастся.

За статус первого в России банка, который предложит своим клиентам карты с инкрустированными бриллиантами, разразилась нешуточная борьба. В середине марта Московский кредитный банк (МКБ) поспешил провести презентацию дебютного в России экземпляра «пластика» с бриллиантом. Даже не совсем пластика – на карте хватало вставок из серебра и платины. «Эта карта, как дорогие часы или абонемент на футбол в Англии, ее даже можно передавать по наследству, – рассуждал на презентации председатель правления МКБ Александр Николашин. – Это не просто пафос, это хороший пафос». Однако после пафосного начала дело у МКБ застопорилось: выяснилось, что, несмотря на согласованный с Visa дизайн карты, остался ряд нерешенных технических вопросов.
Тем временем презентацию еще одной первой в России банковской карты, но с тремя бриллиантами провел Промсвязьбанк, вручив экземпляр ресторатору Аркадию Новикову, клиенту своего private banking («Ф.» оценивает его состояние в $110 млн). Спустя неделю все-таки начал эмиссию карт и МКБ. Полудетективной окраски этому соревнованию придал тот факт, что, по данным «Ф.», несколько месяцев назад, в разгар работы над дизайном «бриллиантовой» карты в Промсвязьбанке, оттуда уволился один из сотрудников и… перешел на работу в МКБ.

Держи клиента. Такая реклама для российских банков в новинку – до сих пор отечественные кредитные организации не спешили придавать огласке выпуск «драгоценного» пластика. Несколько лет назад карту с полудрагоценными камнями для некоторых своих клиентов выпустил банк «Союз» (ныне санируемый, входит в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски), но у держателей карт возникла проблема – камни мешали использованию дорогостоящего «пластика» в банкоматах. Проект так и остался покрыт завесой таинственности. Сейчас, по информации «Ф.», карты с золотыми вставками есть у некоторых клиентов private banking Газпромбанка, в частности, у ряда топ-менеджеров «Газпрома». Полгода назад обсуждение выпуска «бриллиантовой» карты для состоятельных клиентов шло в ВТБ24. Возможно, эмитирует подобные карты HSBC, куда в 2008 году перешел работать бывший предправления «Союза» Стюарт Лоусон.
«Мне нравятся камни, вообще люблю такие штуки, – не стал скрывать Аркадий Новиков, рассматривая подаренную ему карту Промсвязьбанка. – Я бы хотел, чтобы, к примеру, и циферблат моих часов был инкрустирован драгоценным камнем». Однако, помимо эстетического удовольствия, владельцы карт с камнями получат ряд сервисов – возможность пользования продуктами банка с существенными скидками, депозиты по максимальным ставкам, участие в дисконтных программах всевозможных заведений (в том числе и в заведениях Аркадия Новикова – в Пром­связьбанке сейчас идут переговоры о сотрудничестве). Несмотря на презентацию в середине мая, полный пакет услуг будет доступен клиентам только в июле. «Такие карты – это, прежде всего, новые возможности для тех клиентов, которые были с нами долгое время, – говорит начальник департамента частного капитала Промсвязьбанка Петр Терехин. – У нас есть VIP-клиенты, которые обслуживаются с 1998–1999 годов». Правда, кроме «верности» Промсвязьбанку, необходимо иметь на счету более 20 млн рублей.
В ближайшее время ряд банков могут объявить о начале эмиссии карт с драгоценными камнями, уверены игроки рынка. «Сейчас это актуальное направление», – говорит директор департамента продаж компании «Инпас» Михаил Рогов. «Мы уже заключили несколько контрактов, и, более того, ряд банков уже выпустили карты нашего производства», – не скрывает коммерческий директор компании Rosan Diamond Виктория Красноборова. Именно в расчете на спрос со стороны клиентов отечественных private banking Rosan Diamond, исторически занимавшаяся производством карт из драгоценных металлов (клубные карты и т.д.), два года назад вышла на рынок банковского «пластика». Правда, на Россию у Rosan Diamond пока приходится не слишком большая доля продаж. По подсчетам экспертов, количество драгоценных карт в России в течение 2010 года вряд ли превысит 80–100 штук. «Это небольшой и весьма специфический сегмент рынка, не думаю, что спрос на такие карты будет значительным», – говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. То ли дело страны СНГ или Ближнего Востока – этим летом один банк в Грузии и один в Казахстане начнут эмиссию карт со вставками из золота. Тираж в каждом из банков – по 1 тыс. экземпляров.
«Активность банков связана с желанием подчерк­нуть преимущества карточных продуктов премиального сегмента», – считает Виктория Красноборова. Однако, по словам одного из собеседников «Ф.» в крупном банке, такими «бонусами» для состоятельных клиентов российские кредитные организации, вероятно, пытаются компенсировать стандартность и непритязательность «продуктового ряда» в private banking («Ф.» подробно писал об этом в № 16). Это болезнь всего рынка управления крупным частным капиталом. Пафосная же карта позволяет клиентам получить осязаемый символ принадлежности к числу избранных.

Восточный опыт. Мода на такие «побрякушки» появилась на Ближнем Востоке – первая карта Royale с вставками из золота была выпущена в 2007 году в Объединенных Арабских Эмиратах (Dubai First) для правителя эмирата шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума. Именно она пока считается непревзойденной – говорят, у этой карты вообще нет лимита. Вскоре после этого «пластик» с камнями появился в Гонконге (Wing Lung Bank), Катаре и Казахстане. Там по тысяче «драгоценных» карт на платформе MasterCard эмитировал Казкоммерцбанк, а на платформе Visa – АТФ (входит в группу «Юникредит») и Евразийский банк. Последний, к слову, связывают с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и его окружением.
Полюбоваться клиентам казахских private banking есть на что – к примеру, карта «Казкоммерца» украшена золотом, в центре ее расположено изображение павлина или летящего пегаса, а также инкрустирован бриллиант в 0,02 карата. «Абонентская плата» по такой карте составляет $1 тыс. в год, а кредитный лимит – $50 тыс. Особый шик выпуску этой карты придал тот факт, что она была выпущена в разгар финансового кризиса, в ноябре 2008 года. Financial Times даже сравнила это с «рынком солнечных очков на Ноевом ковчеге». Тем не менее у карты Visa Infinite Eurasian Diamond Card (на ее получение могут рассчитывать клиенты с годовым доходом свыше $300 тыс.) лимит уже $100 тыс., а ее держатели «в нагрузку» получают номер «мобильника» исполнительного директора Евразийского банка. Самый же внушительный кредитный лимит на всем постсоветском пространстве у карты банка АТФ – полмиллиона долларов.

Скорая помощь. «Если карту с бриллиантом «зажует» банкомат, то сначала придется вызывать медицинскую помощь, чтобы клиент мог прийти в себя, а уже потом техподдержку», – шутит Александр Николашин. Стартовую стоимость карты с одним камнем эксперты оценивают примерно в $1 тыс., включая расходы на дизайн и работу ювелиров. Чем больше камней и чем сложнее дизайн, тем, естественно, карта будет дороже.
Однако пока восточные банки эмитируют драгоценный пластик тысячами, их российские коллеги выходят на этот рынок крайне осторожно: МКБ и Промсвязьбанк озвучили тираж в 100 карт. За их опытом пристально наблюдают в платежных системах. Вообще самое сложное – это получить их одобрение. В среднем на сертификацию нестандартной карты уходит до полугода, за это время она проходит жесточайшее тестирование на всевозможных устройствах для приема карт. Важно, чтобы у кредитной организации, собирающейся выпускать дорогой «пластик», помимо желания это сделать, были клиенты, которым это интересно и которые могли бы обеспечить определенный объем транзакций, заявили корреспонденту «Ф.» в Visa. В MasterCard к этому вопросу тоже отнеслись серьезно: по словам участников рынка, «мастер» вообще не одобряет выпуск карт, количест­во камней на которых больше одного.
Тем не менее банкиры возлагают большие надежды на дорогие карты. По мнению Александр Николашина, они должны дать толчок в развитии обслуживания VIP-клиентов. Однако спрос предугадать сложно. «Далеко не всегда инициативы банка находят отклик у клиентов, хотя мы видим серьезный интерес к нашей карте», – отмечает Петр Терехин. О том, как «расходятся» карты у клиентов, он говорить отказывается. «Скажу только, если будем заказывать новый тираж эксклюзивных карт», – пообещал он.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль