Телефоны против карт

90
Технологии. Новое начинание сторонника прогресса Германа Грефа – возможность платежей со счета в Сбербанке с помощью мобильного телефона – рискует остаться казусом сервиса.

Сбербанк решил вставить NFC-чипы в телефоны своих клиентов, которые смогут оплатить не только проезд на метро, но и услуги РЖД и, возможно, зайти в гипермаркеты сети «Мосмарт». Системы бесконтактных платежей на базе технологии NFC пришли в Россию в 1999 году в виде бесконтактных билетов на проезд. Среди кредитных организаций первопроходцами стали «Авангард», Банк Москвы, Ситибанк, Альфа-банк, Росбанк, Мастербанк. Мос­ковский метрополитен принимает оплату проезда с помощью их карт. Достойных альтернатив NFC пока нет: «”Вымпелком” считает NFC наиболее перспективной технологией в области бесконтактных платежей», – заявляет директор по продуктам «Вымпелкома» Виктор Маркелов. Аналитики Juniper Research считают, что уже в 2014 году NFC-чип появится в каждом шестом, а, может, и пятом телефоне.

При использовании телефонов важный вопрос – источник средств. Если чип закодирован «под банк», то это банковский счет, если «под оператора» – то деньги будут списываться с абонентского счета у сотового оператора. Естественно, Сбербанк намерен предложить клиентам распоряжаться именно банковскими счетами. «Источником денежных средств может выступать как банковский счет, так и абонентский счет у мобильного оператора, – рассказывает Виктор Маркелов. – Сейчас «Вымпелком» рассматривает возможность своего участия в нескольких подобных проектах». В принципе чип можно разместить где угодно. «Телефон удобен тем, что банк может доставить клиенту какое-нибудь java-приложение», – говорит заместитель директора департамента платежных карт Промсвязьбанка Владимир Старков.

По оценкам Juniper Research, мировой объем NFC-платежей в 2009 году составил $8 млрд, а к 2014 году превысит $110 млрд. К радужным прогнозам надо относиться с осторожностью, потому что еще в 2007 году ABI Research оценила этот рынок всего в $200 млн с рос­том в 15%. По мнению директора по продукту «Tele2 Россия» Романа Володина, на первом этапе востребованность сервиса будет зависеть от стоимости «подключения» к услуге и дальнейшего пользования, потом большую роль будет играть удобство и распространенность услуги. «Потенциально услугой могли бы заинтересоваться до 20–25% абонентов, но для этого ее стоимость не должна превышать стоимость получения и использования дебетовой карты», – отмечает он.

 

Затраты. Инвестиции на внедрение системы бесконтактных платежей складываются из стоимости технологии (программное и аппаратное обеспечение), биллинга, считывающих устройств, чипов. Российские банки, обратившиеся к этой технологии, используют чужие разработки, просто адаптируя производство собственных карт под установку чипов. «Покупка или разработка собственной технологии обходится в семизначную цифру в долларах», – оценивает затраты старший вице-президент Ситибанка Михаил Бернер. Сбербанк умалчивает, о чем идет речь – собственном продукте или сотрудничестве. Самыми популярными сегодня банкиры называют две системы бесконтактных платежей: payWave от Visa и PayPass от MasterCard. Сбербанк сотрудничает с той и другой платежными системами. «Скорее всего, это собственная разработка Сбербанка и метрополитена на базе зарубежных аналогов», – считает гендиректор компании «Ситроникс Смарт Технологии» Владимир Гаев. В принципе, стоимость любой транзакционной системы прямо пропорциональна планируемой нагрузке, а Сбербанк – лидер розницы. «Стоимость технологий постоянно меняется в меньшую сторону. Предполагаю, что при массовом развертывании она должна быть сравнима и конкурентна по отношению к уже хорошо знакомым банковским терминалам и картам», – высказывает мнение Роман Володин.

Биллинговая система также обойдется в миллионы долларов, а ридеры – примерно в $200 каждый. Правда, непонятно, кто будет их закупать – банк или торговые точки. На этом фоне стоимость чипов видится сущей ерундой. «Думаю, чип стоит 2–3 евро», – говорит Михаил Бернер. А чипы, используемые для оплаты проезда в московском метро, обходятся и вовсе в копейки. Так что стоимость «пилота» с 10 тыс. пользователей не может сильно отличаться от проекта с 100 тыс. пользователей. А по оценке Ильи Демина, начальника управления дистанционных каналов обслуживания Барклайс банка, стоимость sim-карты с NFC-чипом составляет $15–20.

Основной практический вопрос – кто будет вставлять чипы в телефоны. Логично было бы привлечь компанию, чей бизнес ближе к телекому, например сотового оператора. Таким образом, в цепочке банк-клиент может возникнуть новое звено, несущее расходы и претендующее на свою долю дохода. «Оператор может заниматься распространением специальных чипов через свою дистрибьюторскую сеть, возможно появление специальных продуктов и приложений, возникновение конвергентных технологий», – размышляет Роман Володин. Владимир Старков замечает, что Сбербанку было бы удобнее договориться с сотовыми операторами, чтобы они сами встраивали чипы в свои sim-карты. «Но пока даже «Большая тройка» не экспериментировала на эту тему», – говорит он. Илья Демин считает, что основные трудности связаны не с установкой чипа, а с тестированием нового сервиса. По его мнению, многим людям трудно даже обнаружить sim-карту, а у Сбербанка достаточно консервативная, немолодая аудитория. «Думаю, на инициативу откликнутся не более 20%, придется объяснять людям множество нюансов, связанных с различиями моделей, тестированием, – размышляет он. – Если установку и наладку переложить на плечи оператора, то на тестирование будет уходить около 30 минут. С учетом огромного количества ауди­тории Сбербанка, даже 20% его клиентов могут «перегрузить» оператора. А ведь отвлекая консультанта, оператор теряет деньги. Поэтому установка и наладка – это сотни рублей. Для Сбербанка это может вылиться в колоссальные затраты».

 

Кто кого. Простота сервиса, который намерен предложить Сбербанк, заставляет задуматься, а не вытеснят ли телефонные NFC-платежи расчеты с помощью банковских карт. Банкиры уверенно говорят: ни в коем случае. Основная причина – горячая приверженность наличности, принимаемой везде. Для россиян в регионах, кроме Москвы и Питера, даже банковские карты зачастую кажутся диковиной, что уж говорить о чипах для телефонов. Серьезно относиться к перспективам чипов можно будет только тогда, когда число NFC-ридеров приблизится к числу привычных карт-ридеров (банкоматов и считывателей в торговых точках).

Второй момент: при использовании чипа достаточно поднести устройство к ридеру, касания, ввода пин-кода не требуется. Отсюда вытекает главное требование защиты – с помощью чипов можно оплачивать только небольшие покупки. «Технология дает возможность оплачивать услуги стоимостью до 50 евро. Типичные адресаты платежей – торговые точки, в которых сумма среднего чека составляет 40-50 евро, например АЗС, но никак не гипермаркеты. Для более дорогих покупок важна полноценная авторизация», – объясняет Михаил Бернер. Поэтому он сомневается, что сеть гипермаркетов «Мосмарт» станет серьезным участником бесконтактной платежной системы Сбербанка. «Технологию NFC можно считать оптимальной и перспективной там, где при платеже не требуются дополнительные действия, кроме подтверждения: транспортные платежи, паркинг. Однако вряд ли это будет удобно в случае покупки каких-либо товаров, оплате услуг, когда нужно сделать выбор, уточнить варианты и количество», – считает Роман Володин. Аналитик Juniper Research Говард Вилкокс считает, что NFC-технология будет преимущественно использоваться для оплаты билетов.

Опыт развитых стран доказывает правильность такого подхода. Пилотные зоны открыты во Франции, Германии, Польше. В Великобритании технология начала использоваться примерно четыре года назад для оплаты проезда, расчетов на АЗС, но до сих пор основные объемы платежей совершаются через банковские карты.

Хотя в Японии чипы в сотовых телефонах все же приравняли к банковским картам. Для операций, требующих авторизации, например снятия наличных, телефон просто подносится к банкомату, а дальше общение с аппаратом идет по накатанной схеме: пин-код, «прогулка» по меню и так далее. Владимир Старков считает, что гипотетически чипы вполне могут заменить банковские карты, ведь это всего лишь инструменты. Но все проблемы упираются в платежную систему, и дело отнюдь не в цене. «Рынок уже занят, и новая немассовая платежная система никому не интересна. Давно идут разговоры о создании национальной системы. Но новая платежная система, в том числе с учетом использования технологии NFC, может возникнуть только при условии серьезной господдержки. А регулирующие госорганы пока не могут между собой договориться. Поэтому я не думаю, что платежная система Сбербанка для NFC будет серьезным конкурентом имеющимся вариантам оплаты», – объясняет он.

Кроме того, сам принцип распространения чипов «защищает» банковские карты от вымирания. В западной практике NFC-чипы выдаются в комплекте с картами. И речи не идет о том, чтобы клиенты приобретали их по отдельности. «Когда встанет выбор между миллионами точек приема карт и тысячами точек считывания чипов, клиент однозначно выберет карту», – объясняет Михаил Бернер.

Кстати, существует и другая возможность использования NFC в телефонах – приобретение телефона с уже встроенной функцией, примерно как с Bluetooth или Wi-Fi. В этом случае пользователь может «записать» информацию о своих счетах сразу в нескольких банках на sim-карту. В России сейчас представлены всего две модели NFC-телефонов – от Nokia и Samsung, их стоимость начинается от $300. «Это не массовый сегмент, и тем более не для людей, пользующихся общественным транспортом», – говорит Илья Демин. При этом производители телефонов не торопятся наращивать модельные ряды с NFC. Например, в феврале этого года Nokia отказалась начать производство анонсированной в апреле 2009 года модели 6216. Решение объясняется отсутствием массового спроса. Вообще говоря, NFC в платежных сервисах – лишь вариант применения. Если, например, на входной двери установить NFC-ридер, то получаем замок.

  

Затраты и доходы нового сервиса Сбербанка

Затраты, $

Доходы, $

Платежная система (приобретение/разработка программного и аппаратного обеспечения)

от 10 млн

Услуги эквайринга (3,5% от суммы платежа)

1,5

Биллинговая система (приобретение/разработка программного и аппаратного обеспечения)

5 млн

Sim-карта с NFC-чипом

20

NFC-ридеры

200

Установка и тестирование NFC-чипов

17

Итого затраты на пилотный проект (10 тыс. пользователей, 500 NFC-ридеров)

15,47 млн

Итого доходы по пилотному проекту, за год, пусть в среднем в месяц клиент совершает 4 NFC-платежа

720 тыс.

Итого затраты на полнофункциональную систему, 20% розничной аудитории Сбербанка составляют 14 млн человек, 10 тыс. NFC-ридеров)

535 млн

Доходы от эксплуатации полнофункциональной системы, за год

84 млн

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль