Цена кинопатриотизма

56
Убытки. Кинокомпании, которым было обещано государственное финансирование, скорее всего, получат его на безвозмездной основе. Остается ждать новых крупнобюджетных провалов.

Пару лет назад на одной из конференций представитель «Реновы» Андрей Шторх вспоминал, как его компания «обожглась» на двух дорогостоящих картинах, вложив в их производство суммарно более $10 млн. В частности, по его словам, профинансировать историческую сагу «1612» компанию «попросили». Возвращаться в этот бизнес «Ренова» не собиралась. И это понятно, частные инвесторы больше не готовы платить за амбициозные патриотические опусы. Последними каплями стали провалы в прокате таких «блокбастеров», как «Александр. Невская битва» и «Тарас Бульба». Вывести индустрию на новый уровень должны мощные государственные вливания, однако призванный стать примером торжества новой государственной политики в сфере кино фильм «Утомленные солнцем. Предстояние» громко оконфузился. Зрители его почти проигнорировали.

Очень патриотическое кино. За пять недель проката сборы «великого кино» от Никиты Михалкова составили лишь $7,4 млн. Рассказывают, что во многих региональных кинотеатрах «Предстояние» стало едва ли не самой невыразительной в кассовом плане премьерой года. «УС-2» быстро уступили дорогу заморским «Железному человеку» и «Шрэку», а компания «Централ партнершип» (ЦПШ), занимающаяся прокатом картины Никиты Михалкова, после кремлевской премьеры даже поспешила убрать «Утомленных солнцем. Цитадель» с запланированной ранее даты релиза – 4 ноября. Это место тут же заняла «Брестская крепость», еще один патриотический блокбастер от продюсера Игоря Угольникова, телевизионного шоумена 1990-х годов, и ЦПШ. Теперь «Цитадель», как утверждают на рынке, выйдет в 2011 году сразу на DVD.
Сам Никита Михалков уверен, что его фильм «долгоиграющий», и вспоминает, что «Сибирский цирюльник» шел в прокате целых четыре года. Однако в реальности предыдущие картины маститого режиссера тоже не блистали с точки зрения кассовых сборов – тот же «Сибирский цирюльник» при бюджете в $35 млн (сформированном по большей части за счет средств западных инвесторов) даже за долгие четыре года собрал в прокате лишь $2,6 млн. Рассчитывать на частные инвестиции после такого результата не приходилось, но на помощь режиссеру пришло родное государство: почти $70 млн на эпический диптих о войне – рубеж, до которого ни один российский продюсер и режиссер не добирались. Подтвердить масштаб амбиций на сей раз должны были и европейские зрители – фильм попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Злые языки, правда, утверждают, что это заслуга французской прокатной компании Wild Bunch, которая, по некоторым данным, приобрела права на прокат «Предстояния» в Европе за 3 млн евро. Но до победы картина все равно не дотянула.
Тем не менее, несмотря на неудачу в Каннах, эпический «долгострой» от Никиты Михалкова надолго станет ориентиром для отечественных продюсеров – восемь лет работы над «Предстоянием», бюджет в $55 млн, а также рекордное для российского фильма количество копий (1018) и премьера в Кремле! Компании, которым обещано государственное финансирование по новой схеме, готовы пора­зить зрителя страны невиданным ранее размахом. К примеру, студия Art Pictures Федора Бондарчука, «размявшись» на «Обитаемом острове», собирается снимать фильм «Сталинград» в 3D с бюджетом в $30 млн. Главным по камерам планируется назначить Винса Пейса, работавшего над «Аватаром» Джеймса Кэмерона. Есть несколько грандиозных проектов и у других игроков рынка. Благо государство готово платить: из 2,8 млрд рублей, которые есть в распоряжении созданного специально для этой цели Фонда поддержки отечественной кинематографии (его возглавил советник председателя совета директоров компании «Трансмашхолдинг» Сергей Толстиков), между компаниями-лидерами будут поделены 2 млрд. Правда, и жертв в этой борьбе за государст­венные средства оказалось немало.

Лучшие из худших. «Я с уважением отношусь к Никите Сергеевичу, но у нас в стране есть еще пара пацанов, которые в этом что-то понимают», – не скрывал негодования актер и продюсер Леонид Ярмольник после известной истории с «проеданием плеши» Владимиру Путину главой Союза кинематографистов России. Тогда стало понятно, что на государственные деньги смогут рассчитывать лишь избранные. После многомесячных закулисных споров в марте был оглашен и список компаний-счастливчиков. Таких набралось восемь: «СТВ» Сергея Сельянова, «Дирекция кино» Первого канала, «Тритэ» Никиты Михалкова, «Централ Партнершип» («Интеррос»), принадлежащая Игорю Толстунову компания «Профит», а также Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун» Валерия Тодоровского. Выбирать лидеров было непросто – помимо опыта работы киностудии, учитывалось количество снятых фильмов, их рейтинги на ТВ, призы на конкурсах, а также сборы в кинотеатрах. С последним пунктом у отечественных продюсеров сложнее всего – по подсчетам компаний «Невафильм» и RFilms, отечественные продакшн-студии с начала 2006 года по середину 2009-го инвестировали в кинопроизводство около 25 млрд рублей. Но в прокате за тот же период российские фильмы сумели собрать лишь 15,1 млрд руб­лей! Учитывая, что производственной компании редко достается больше 42,5% кассовых сборов, нетрудно представить масштаб потерь по всей индустрии. Лидером по очкам стала компания СТВ Сергея Сельянова (продюсера знаменитого «Брата»), которая в период с 2006-го по 2009-й выпустила 14 фильмов с общим бюджетом в 1,32 млрд рублей, сумевших собрать в прокате только 0,76 млрд.
«Уничтожая конкуренцию […], мы получим кинематографический «Автоваз», – предупреждал коллег продюсер Александр Атанесян. – Мы получим огромную монополию, где решения принимаются внутри и где производится товар, который никому не нужен и неконкурентоспособен». Тем не менее, основная идея возникновения Фонда поддержки отечественной кинематографии заключалась как раз в создании механизма возвратности средств, выделяемых продюсерам, что, по мысли чиновников, должно позволить им уже через несколько лет начать работать без помощи государства. Однако за месяцы обсуждения «возвратных» механизмов концепция, похоже, поменялась – собеседник «Ф.» в одной из компаний, попавших в «список Толстикова», утверждает, что сейчас речь о возвратности государственных денег уже не идет. Бюджетные средства, скорее всего, будут распределяться, как и раньше, просто достанутся они меньшему количеству игроков. Эксперты прогнозируют увеличение количества крупнобюджетных провалов. По данным компании RFilms, которые озвучивались во время Каннского фестиваля, средний производственный бюджет российского фильма за последние годы вырос с 51 млн рублей (в 2006-м) до 87 млн (в 2009-м). Бокс-офис за таким ростом просто не успевает.
По данным Министерства культуры, почти четверть проектов, находящихся на разных стадиях производства и способных претендовать на господдержку, – это исторические фильмы. «В то же время фильмов, основанных на современной проблематике, которые могли бы быть популярными, в том числе и за рубежом, довольно мало», – говорит начальник экспертно-аналити­ческого отдела Министерства культуры Алексей Сохнев. Практика показывает, что патриотические саги в России, несмотря на «окологосударственный» статус, не окупаются из-за раздутых бюджетов. Например, картины «Александр. Невская битва» (бюджет $8 млн) и «1612» ($12 млн) принесли своим создателям убытки, та же ситуация и с «Тарасом Бульбой», который обошелся в $25 млн и занял в итоге третье место в спис­ке самых значительных кинопровалов последних лет. Убыток создателей – больше $18 млн.

 

Самые провальные фильмы в мировом прокате

Фильм

Год выхода

Бюджет, $ млн

Сборы в мире, $ млн

Объем потерь, $ млн

Город и деревня

2001

105,0

10,4

-99,8

Стелс

2005

138,0

76,4

-99,8

Приключения Плуто Нэша

2002

100,0

7,1

-96,4

Финальная фантазия

2001

137,0

85,1

-94,4

Тринадцатый воин

1999

125,0

61,7

-94,2

Эван всемогущий

2007

175,0

173,2

-88,4

Сахара

2005

145,0

121,7

-84,2

Человек-волк

2010

150,0

138,6

-80,7

Форт Аламо

2004

92,0

23,9

-80,0

Звук грома

2005

80,0

6,3

-76,8

Источник: The-numbers

 

Самые провальные российские фильмы последних лет (на 24 мая 2010 года)*

Фильм

Год выхода

Бюджет, $ млн

Сборы в России, $ млн

Объем потерь, $ млн**

Утомленные солнцем-2

2010

55,0

7,4

-51,8

Обитаемый остров.

Обитаемый остров. Схватка

2009

36,0

25,7

-25,1

Тарас Бульба

2009

25,0

15,9

-18,2

Код апокалипсиса

2007

15,5

8,0

-12,1

Путь

2009

12,0

0,8

-11,7

Новая земля

2008

12,0

2,2

-11,1

1612

2007

12,0

5,8

-9,5

Зеркальные войны

2005

10,0

1,7

-9,3

Слуга государев

2007

10,0

5,3

-7,7

Артистка

2009

7,0

0,9

-6,6

* Не учитывались затраты на продвижение фильма, а также средства, полученные от продажи прав на ТВ и DVD.

** Прибыль продюсеров (составляет 42,5% кассовых сборов, 50% – кинотеатрам, 7,5% – дистрибьютору) за вычетом производственного бюджета.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль