Рэнкинг энергокомпаний: краденое солнце

72
Анализ. Строившаяся десятилетиями энергосистема России оказалась распродана за короткое время. При заключении сделок новые собственники обещали развить бурную деятельность по строительству мощностей, но пока не торопятся.

Реформа электроэнергетики, последовавшая за реорганизацией РАО «ЕЭС России», разрабатывалась в расчете на рост экономики в целом и энергопотребления в частности. Причем рост немалый – 4–5% в год. Пессимистического сценария – снижения спроса на электричество – в прогнозах правительства даже не было. Переход к рыночным ценам на электроэнергию, по замыслу реформаторов, должен был обеспечить справедливые тарифы на основе баланса спроса и предложения. Ведь одной из основных целей реформы было развитие конкурентного энергорынка. Для этого собственно РАО «ЕЭС» и продавало частным инвесторам выделенный из состава холдинга генерирующий, сбытовой и ремонтный бизнес. Конкурируя между собой, участники рынка должны были снижать издержки и цены для потребителей. Почему же реформа себя не оправдала?

Нереализованные планы. Мировой кризис нарушил все прогнозы. По данным Мин­энерго, за IV квартал 2008 года потребление электроэнергии в России упало на 3,6% по отношению к аналогичному периоду 2007 года. В первом квартале 2009-го показатель снизился уже на 6,7%. Самое серьезное падение (8,9% в годовом сопоставлении) наблюдалось в мае прошлого года, а последовавшее восстановление было крайне медленным. Спад энергопотребления потянул за собой клубок проблем. Так, грандиозный проект правительства, предусматривающий строительство и запуск новых мощностей, в отсутствии спроса и средств на его реализацию фактически оказался на грани краха.
Новые собственники энергокомпаний, выделенных из РАО, в момент продажи брали на себя значительные обязательства по инвестициям в новые энергетические объекты и реконструкцию старых. За их срыв компаниям грозит немалый штраф – 25% от стоимости проекта. Однако в обмен государство должно было обеспечить возврат вложений в отрасль, запустив долгосрочный рынок мощности. Прошло почти два года, а рынок все еще не заработал. По сути, это дало инвесторам формальное право поднять вопрос о пересмотре программ по строительству мощностей в сторону их сокращения или как минимум о переносе сроков ввода части объектов на год-два.
Но особенно сильно кризис ударил по сбытовому бизнесу. Многие крупные потребители были вынуждены снижать свое производство и, соответственно, потребление энергии. На этом фоне сбыты, стремясь выполнить план, чтобы не понести убытки, повышали тарифы. Рост цен на электричество вкупе с падением платежеспособности потребителей привели к стремительному увеличению неплатежей. А невозможность занять дешевые деньги вынудила сбытовые компании транслировать задолженность на оптовый рынок. В качестве реакции на растущие долги НП «Совет рынка» предпринял беспрецедентное решение: лишил права торговать на оптовом рынке электроэнергии, а также статуса гарантирующего поставщика три ростовских сбыта. И тут реформа себя не оправдала.

Новый гигант. Сама суть реорганизации РАО ЕЭС, завершившейся летом 2008 года, также теперь может быть нивелирована. Место бывшей монополии в ближайшее время может занять другой государственный энергетический холдинг России, в настоящее время консолидирующий почти все госдоли в основных участниках отрасли.
«Интер РАО ЕЭС» изначально задумывалась как посредник, продающий энергию за рубеж. Однако государство, решив, что активы надо хранить в одной «корзине», изменило стратегию компании. Процесс консолидации был запущен в марте прошлого года, когда «Интер РАО» досталось 61,9% акций ОГК-1, ранее принадлежавших «ФСК ЕЭС» и «Русгидро». Следующим объектом поглощения стали 32,7% в ТГК-11, которые энергохолдинг получил за долю в ТГК-12, принадлежавшей СУЭК. В конце 2009-го Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство компании о покупке 100% голосующих акций ТГК-11, однако ФСК, владеющая 27% в генкомпании, отказалась продавать госпакет по оферте, выставленной «Интер РАО». Сетевую компанию не устроила цена выкупа – она оказалась на 30% ниже текущих котировок.
Однако «Интер РАО» в любом случае добьется своей цели. Бумаги ТГК-11 в числе других госпакетов будут обменены на акции самого холдинга. Список потенциальных активов для поглощения насчитывает 43 позиции, охватывающие почти всю отрасль: все ОГК, почти все ТГК, «РАО ЭС Востока», ФСК, «Иркутскэнерго», «Новосибирскэнерго», «Башкирэнерго», доли в 11 сбытовых компаниях (включая дочернюю структуру «Роснефти» «РН-энерго», а также «Русэнергосбыт»), проектные институты и инжиниринговую компанию «ЭМАльянс». Их суммарная стоимость оценивается почти в $10 млрд. Конечно, большинство активов, в перспективе принадлежащих «Интер РАО», представляют собой разрозненные миноритарные пакеты. Однако их можно использовать в качестве неплохой «разменной монеты» для получения контроля.
Происходящие в отрасли перемены можно объяснить не только желанием государства, но и кризисом. В период экономической нестабильности госсектор выглядел намного более устойчивым, нежели компании, находящиеся у частных инвесторов, так как у большинства из них не было возможности привлечь необходимые для реализации инвестпрограмм финансовые средства. Некоторые инвесторы в этих условиях даже не смогли оплатить приобретенные в рассрочку у РАО ЕЭС активы. «КЭС Холдинг» потерял пакеты в ТГК-6 (23,6%) и ТГК-7 (28,3%), правда, сохранив операционный контроль над компаниями, а «Группа Е4» лишилась акций и контроля в ТГК-11 (28,5%). Из-за нехватки финансирования и серьезного несоответствия цен (текущих и выкупа) проданные в рассрочку пакеты акций так и остались у государства в лице ФСК ЕЭС, а в ближайшее время пополнят «копилку» «Интер РАО». Среди генкомпаний только принадлежащие иностранцам ОГК-4, «Энел ОГК-5» и «Фортум» (ТГК-10) имели надежный тыл в лице собственников. Среди сбытов выиграли игроки, замкнутые на крупного потребителя: Кузбасская сбытовая компания, поставляющая энергию предприятиям «Мечела», и Липецкая сбытовая компания, покрывающая потребности НЛМК.

Заманить инвестора. Одно начинание все-таки удалось довести до конца. С 1 января 2009 года на новую систему долгосрочного тарифного регулирования (RAB – Regulatory Asset Base), направленную на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры, в тестовом режиме уже перешли девять распределительных компаний. Процесс перехода на RAB должен завершиться к началу 2011 года. Система дает игрокам стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании, в отличие от прежнего принципа «затраты плюс», по которому в России исторически устанавливали тарифы инфраструктурных монополий. Еще с советских времен регулирующий орган (Федеральная служба по тарифам) ежегодно пересматривал операционные расходы распределительных компаний и прогнозировал их уровень на следующий год. Предполагалось, что выручка, которую компания генерировала в течение года, должна была компенсировать прогнозируемые операционные расходы и, кроме того, обеспечивать небольшой уровень прибыли. В основе методики RAB лежит иная система расчета тарифов: она позволяет постепенно возвращать инвестированные средства, включая проценты на привлеченный капитал. Тарифы утверждаются на пять лет. Параметры, используемые для их расчета, а также методология расчета хорошо известны. Это повышает прозрачность деятельности распределительных сетевых компаний, а также дает большую предсказуемость динамики их финансовых показателей.
Почему государство решило пойти на перемены? Опять же из-за кризиса. В отличие от генерации, где вопрос привлечения инвестиций был решен за счет продажи активов новым собственникам, сети, оставшиеся под государственным контролем, получили весьма спорный и, как оказалось на поверку кризисом, недостаточно эффективный источник финансирования – плату за технологическое подключение к сетям. Падение спроса на мощность, вызванное упадком в промышленности и строительном секторе, сократило приток платежей от техприсоединения. В этом плане RAB должен стать ключевым источником финансирования масштабных инвестиций, которые требует изношенная сетевая инфраструктура. В настоящее время потери электроэнергии в распределительных электрических сетях составляют около 12% по сравнению с мировым показателем в 5–6%. Кроме того, тарифообразование, основанное на принципе RAB, приведет к повышению операционной эффективности и снижению финансовых издержек.
Возможно, сетевые активы делают более привлекательными для инвесторов неспроста. Представители Минэнерго уже не раз заявляли, что, возможно, будут привлекать стратегических инвесторов в этот сегмент энергорынка. Но есть и другой вариант дальнейшего развития распределительных сетевых компаний, пока наиболее обсуждаемый среди участников отрасли: консолидация всех МРСК в рамках «Холдинга МРСК» и их переход на единую акцию, что позволит государству укрепить свой контроль над сегментом.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль