ВВП: итоги «нулевых»

80
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Рэнкинг. Свежая статистика МВФ должна разочаровать Владимира Путина и Андрея Илларионова. Удвоить размеры экономики Россия не смогла, равно как и обогнать в производительности Португалию.

По итогам 2008 года Россия занимала шестое место в списке крупнейших экономик мира, но в прош­лом году скатилась на седьмое, пропустив вперед Великобританию. Таковы свежие данные, опубликованные МВФ 21 апреля. С учетом паритета покупательной способности1 российская экономика почти одного размера с французской и почти на две трети больше канадской.
Менее радостная картина получается, если проранжировать страны в соответствии не с абсолютным размером ВВП, а с его величиной на душу населения. Россия заняла в этом рэнкинге 52-ю строчку с $14,9 тыс. – сразу за Литвой и перед Аргентиной. Разумеется, годы нефтяного благополучия не прошли даром: в 2000 году среднедушевой показатель ВВП не превышал $7,8 тыс., что ставило Россию лишь на 66-е мес­то – ниже Турции, Чили, Венесуэлы и других развивающихся стран. Всех их удалось обогнать за «нулевые». Партнеров по БРИК Россия в рэнкинге также заметно опережает: Бразилия на 76-й строчке, Китай – на 100-й, Индия – только на 129-й. Правда, Поднебесная наращивает эффективность своей экономики быстрее всех, прежде всего благодаря массивным инвестициям, в том числе в технологии и инфраструктуру. Ее среднедушевой ВВП вырос за десять лет в 2,8 раза.
Печально, но догнать и перегнать Португалию, как того хотел некогда советник президента Андрей Илларионов, не получилось. Ее ВВП на душу населения все еще в полтора раза больше, чем у России. Правда, отставание удалось сократить: в 2000 году оно было более чем двукратным.

Удвоения не вышло. Другая давняя мечта российского руководства также не сбылась: с 2000-го по 2009 год российский ВВП увеличился примерно в полтора раза в абсолютном значении. Примерно схожим, судя по данным МВФ, был результат таких стран как Литва, Киргизия и Румыния. Призрачность надежды на выполнение задачи, поставленной в 2003 году Владимиром Путиным, стала очевидной еще года три назад: уже тогда выяснилось, что успех принесут только двузначные темпы роста. Кризис же окончательно развеял все иллюзии: в 2009 году российская экономика упала на 7,9%.
Между тем в некоторых странах мира, где удвоением ВВП вряд ли кто-то озадачивался, фокус более чем удался. Наиболее заметным, разумеется, стал бум в Китае, где экономика почти все докризисное время росла темпами, превышающими 10%, и даже кризис внес в эту производственную машину лишь временный незначительный сбой. Однако данные МВФ показывают, что вовсе не китайцы совершили самый большой рывок за «нулевые» годы. Так, лидер нашего рэнкинга – Катар – нарастил ВВП в 2,5 раза. Наряду с Экваториальной Гвинеей и Анголой он выжал максимум из роста цен на энергетическое сырье. Интересно и другое. В число «сверхскоростных» стран попало немало соседей России по постсоветскому пространству: от нефтегазовых Азербайджана (рост в 3,6 раза) и Туркмении (в 3 раза) до Таджикистана. Удвоение последним своего ВВП особенно парадоксально, если учесть несметное число гастарбайтеров, трудившихся все эти годы на российской территории. В остальном же список самых динамичных экономик выглядит не очень привлекательно: в нем доминируют отсталые представители африканского континента. К этому, впрочем, надо отнестись со здоровым скепсисом. Оценки ВВП в таких странах не вполне надежны из-за большой доли неформальной и теневой экономики (см. «Светлая альтернатива ВВП»).

Хитрости лидеров. В чем же секрет высокой производительности экономик, попавших в самую верхнюю часть рэнкинга? Ведь, чтобы достичь их уровней, России пришлось бы не удваивать, а как минимум утраивать свой показатель среднедушевого ВВП. Довольно простое объяснение – малочисленное население в таких странах, как Катар, Люксембург и Бруней, – не назовешь удовлетворительным: ведь и во второй сотне рэнкинга много стран, где живут 1–2 млн человек и даже меньше. На самом деле разгадка кроется не столько в численности населения, сколько в доле иностранцев в рабочей силе. По некоторым оценкам, в Люксембурге и Брунее она может быть около половины, а в Катаре – и вовсе 90%. Гастарбайтеры принимают самое активное участие в создании ВВП этих стран, но не учитываются (или учитываются лишь частично) в статистике их населения. Это характерно и для других стран Ближнего Востока, живущих нефте- и газодобычей. Возможности больших стран, в том числе России, пользоваться таким преимуществом объективно невелики.
Другой, более очевидный секрет успеха кроется в структуре наиболее производительных экономик. Особенно бросается в глаза присутствие в десятке сильнейших большого числа региональных финансовых центров (Люксембург, Сингапур, Швейцария, Гонконг). В целом же для стран, занимаю­щих «верхушку» рэнкинга, характерна значительная доля в ВВП услуг и промышленных секторов с высокой добавленной стоимостью. Россия вот уже не первый десяток лет обозначает цель диверсификации своей экономики, но на деле продвигается к ней исключительно медленно. Это отдаляет ее не только от первой десятки рэнкинга, но и от стран бывшего социалистического блока – Словении, Чехии, Словакии, Венгрии, Польши.

 

1 Показатели, рассчитанные по паритету покупательной способности (ППС), позволяют проводить международные сопоставления ВВП более корректно, чем полученные с применением курсов валют. На последние могут влиять, например, государственная политика или спекулятивные потоки капитала. ППС же отражает разницу в уровнях цен: в упрощенном виде он представляет собой соотношение стоимости одной и той же корзины товаров и услуг в двух странах.

 

Рэнкинг стран по размеру ВВП на душу населения, 2009 г.

 

Страна/территория

Население, млн чел.

ВВП в текущих ценах, $ млрд

ВВП, $ млрд по ППС

Рост/снижение реального ВВП в 2009 г., %

ВВП, $ тыс. по ППС на душу населения

1

Катар

1,22

83,9

102,1

+9,0

83,8

2

Люксембург

0,50

51,7

38,8

-4,2

78,4

3

Норвегия

4,84

383,0

254,5

-1,5

52,6

4

Сингапур

4,75

177,1

240,0

-2,0

50,5

5

Бруней

0,40

10,5

19,7

-0,5

49,1

6

США

307,37

14256,3

14256,3

-2,4

46,4

7

Швейцария

7,32

494,6

314,9

-1,5

43,0

8

Гонконг (в составе КНР)

7,07

210,7

302,0

-2,7

42,7

9

Нидерланды

16,48

794,8

658,2

-4,0

39,9

10

Ирландия

4,44

227,8

175,1

-7,1

39,5

11

Австралия

21,88

997,2

851,2

+1,3

38,9

12

Австрия

8,30

381,9

322,5

-3,6

38,8

13

Кувейт

3,54

111,3

135,4

-2,7

38,3

14

Канада

33,69

1336,4

1281,1

-2,6

38,0

15

Исландия

0,32

12,1

12,1

-6,5

38,0

16

ОАЭ

4,91

230,0

179,3

-0,7

36,5

17

Швеция

9,22

405,4

331,5

-4,4

36,0

18

Дания

5,51

309,3

197,1

-5,1

35,8

19

Бельгия

10,81

470,4

382,7

-3,0

35,4

20

Великобритания

61,80

2183,6

2139,4

-4,9

34,6

21

Германия

82,03

3352,7

2806,3

-5,0

34,2

22

Франция

62,60

2675,9

2108,2

-2,2

33,7

23

Финляндия

5,35

238,1

179,6

-7,8

33,6

24

Япония

127,56

5068,1

4159,4

-5,2

32,6

25

Тайвань (в составе КНР)

23,12

379,0

736,0

-1,9

31,8

26

Греция

11,16

330,8

333,5

-2,0

29,9

27

Испания

45,83

1464,0

1360,6

-3,6

29,7

28

Италия

59,78

2118,3

1740,1

-5,0

29,1

29

Кипр

0,80

23,6

22,7

-1,7

28,5

30

Израиль

7,27

194,8

206,4

+0,7

28,4

31

Республика Корея

48,76

832,5

1364,1

+0,2

28,0

32

Словения

2,02

49,2

55,7

-7,3

27,7

33

Бахрейн

1,04

20,2

28,1

+2,9

27,1

34

Новая Зеландия

4,32

117,8

115,4

-1,6

26,7

35

Багамские острова

0,34

7,3

9,0

-5,0

26,5

36

Оман

2,96

53,4

74,4

+3,4

25,1

37

Чехия

10,50

194,8

253,0

-4,3

24,1

38

Мальта

0,42

8,0

9,8

-1,9

23,6

39

Саудовская Аравия

25,52

369,7

592,6

+0,1

23,2

40

Португалия

10,64

227,9

232,7

-2,7

21,9

41

Словакия

5,42

88,2

115,1

-4,7

21,2

42

Сейшельские острова

0,09

0,8

1,7

-7,6

20,4

43

Тринидад и Тобаго

1,31

20,4

25,9

-3,5

19,8

44

Экваториальная Гвинея

1,28

12,2

23,7

+5,3

18,6

45

Венгрия

10,01

129,4

185,9

-6,3

18,6

46

Барбадос

0,28

3,6

5,0

-5,3

18,1

47

Польша

38,11

430,2

688,8

+1,7

18,1

48

Эстония

1,34

19,1

24,0

-14,1

17,9

49

Антигуа и Барбуда

0,09

1,2

1,5

-6,7

17,9

50

Хорватия

4,44

63,2

78,5

-5,8

17,7

51

Литва

3,34

37,3

55,2

-15,0

16,5

52

Россия

141,39

1229,2

2109,6

-7,9

14,9

53

Аргентина

40,13

310,1

584,4

+0,9

14,6

54

Чили

16,98

161,8

243,6

-1,5

14,3

55

Ливия

6,33

60,4

90,7

+1,8

14,3

56

Габон

1,48

11,0

21,1

-1,4

14,3

57

Латвия

2,26

26,2

32,2

-18,0

14,3

58

Ливан

3,86

33,6

54,9

+9,0

14,2

59

Ботсвана

1,82

11,6

25,4

-6,0

14,0

60

Малайзия

27,76

191,5

382,3

-1,7

13,8

61

Мексика

107,55

874,9

1465,7

-6,5

13,6

62

Сент-Китс и Невис

0,05

0,6

0,7

-5,5

13,4

63

Уругвай

3,35

31,5

44,0

+2,9

13,2

64

Белоруссия

9,48

49,0

120,8

+0,2

12,7

65

Маврикий

1,28

8,8

16,1

+1,5

12,5

66

Турция

70,54

615,3

880,1

-4,7

12,5

67

Венесуэла

28,61

337,3

349,1

-3,3

12,2

68

Румыния

21,42

161,5

255,2

-7,1

11,9

69

Болгария

7,57

47,1

90,1

-5,0

11,9

70

Панама

3,47

24,7

40,8

+2,4

11,8

71

Казахстан

15,57

109,3

182,0

+1,2

11,7

72

Иран

74,10

330,5

827,9

+1,8

11,2

73

Гренада

0,10

0,6

1,1

-7,7

10,7

74

Сербия

7,38

42,9

78,5

-2,9

10,6

75

Коста-Рика

4,62

29,3

48,9

-1,1

10,6

76

Бразилия

191,48

1574,0

2013,2

-0,2

10,5

77

Черногория

Н.д.

4,1

6,5

-7,0

10,4

78

ЮАР

49,32

287,2

505,2

-1,8

10,2

79

Сент-Люсия

0,17

1,0

1,7

-5,2

10,2

80

Доминика

0,07

0,4

0,7

-0,3

10,2

81

Сент-Винсент и Гренадины

0,11

0,6

1,1

-2,5

10,0

82

Азербайджан

8,97

43,1

85,8

+9,3

9,6

83

Македония

2,06

9,2

18,9

-0,7

9,2

84

Колумбия

44,98

228,8

402,0

+0,1

8,9

85

Доминиканская Республика

9,03

46,7

80,3

+3,5

8,9

86

Ямайка

2,71

11,9

23,8

-2,8

8,8

87

Суринам

0,52

3,0

4,5

+2,5

8,6

88

Перу

29,10

126,8

251,4

+0,9

8,6

89

Тунис

10,43

40,2

86,1

+3,0

8,3

90

Таиланд

66,98

263,9

539,9

-2,3

8,1

91

Эквадор

14,12

57,3

111,2

+0,4

7,9

92

Белиз

0,33

1,3

2,6

-1,1

7,7

93

Сальвадор

5,82

21,1

42,9

-3,5

7,4

94

Босния и Герцеговина

4,00

17,1

29,5

-3,4

7,4

95

Албания

3,19

12,2

22,8

+2,8

7,2

96

Тонга

0,10

0,3

0,7

-0,5

7,1

97

Алжир

34,98

140,8

240,3

+2,0

6,9

98

Гайана

0,77

2,0

5,1

+3,3

6,7

99

Намибия

2,08

9,5

13,8

-0,7

6,6

100

Китай (КНР)

1334,74

4909,0

8765,2

+8,7

6,6

101

Украина

45,71

116,2

289,7

-15,1

6,3

102

Египет

76,70

188,0

469,7

+4,7

6,1

103

Ангола

17,31

68,8

105,9

-0,4

6,1

104

Кирибати

0,10

0,1

0,6

-0,7

6,0

105

Туркмения

5,35

Н.д.

32,0

+4,2

6,0

106

Самоа

0,18

0,6

1,0

-4,9

5,8

107

Свазиленд

1,03

3,0

5,9

+0,4

5,7

108

Иордания

5,99

22,9

33,7

+2,8

5,6

109

Бутан

0,68

1,3

3,5

+6,3

5,2

110

Армения

3,27

8,7

16,2

-14,4

5,0

111

Мальдивы

0,35

1,4

1,7

-3,0

4,9

112

Сирия

20,37

52,5

99,5

+4,0

4,9

113

Гватемала

14,01

37,3

67,8

+0,6

4,8

114

Шри-Ланка

20,24

41,3

96,5

+3,5

4,8

115

Грузия

4,39

10,7

20,9

-4,0

4,8

116

Вануату

0,24

0,6

1,1

+3,3

4,7

117

Марокко

31,70

90,8

146,0

+5,2

4,6

118

Парагвай

6,28

14,7

28,5

-4,5

4,5

119

Боливия

10,23

17,6

45,6

+3,3

4,5

120

Фиджи

0,88

3,1

3,9

-2,5

4,4

121

Индонезия

231,55

539,4

962,5

+4,5

4,2

122

Гондурас

7,83

14,3

32,5

-1,9

4,2

123

Республика Конго

3,76

9,5

15,6

+7,6

4,1

124

Кабо-Верде

0,51

1,8

1,8

+4,1

3,6

125

Ирак

31,23

65,8

111,5

+4,2

3,6

126

Филиппины

92,23

161,0

324,7

+0,9

3,5

127

Монголия

2,69

4,2

9,4

-1,6

3,5

128

Вьетнам

87,21

92,4

256,6

+5,3

2,9

129

Индия

1199,06

1236,0

3526,1

+5,7

2,9

130

Молдавия

3,57

5,4

10,1

-6,5

2,8

131

Соломоновы острова

0,54

0,7

1,5

-2,2

2,8

132

Узбекистан

27,91

32,8

78,3

+8,1

2,8

133

Пакистан

163,77

166,5

435,8

+2,0

2,7

134

Никарагуа

6,33

6,2

16,6

-1,5

2,6

135

Восточный Тимор

1,09

0,6

2,7

+7,4

2,5

136

Джибути

0,80

1,0

2,0

+5,0

2,5

137

Йемен

23,69

25,1

58,2

+3,9

2,5

138

Судан

39,12

54,7

93,1

+4,5

2,4

139

Лаос

6,38

5,6

14,4

+7,6

2,3

140

Киргизия

5,37

4,6

12,1

+2,3

2,3

141

Нигерия

151,87

173,4

341,6

+5,6

2,2

142

Папуа-Новая Гвинея

6,34

7,9

13,7

+4,5

2,2

143

Камерун

19,93

22,2

42,8

+2,0

2,1

144

Таджикистан

6,50

5,0

13,7

+3,4

2,1

145

Мавритания

3,11

3,0

6,3

-1,1

2,0

146

Камбоджа

13,94

10,8

28,1

-2,5

2,0

147

Сан-Томе и Принсипи

0,16

0,2

0,3

+4,0

1,8

148

Сенегал

12,82

12,7

22,3

+1,5

1,7

149

Кения

35,88

32,7

62,1

+2,1

1,7

150

Кот-д-Ивуар

21,39

22,5

35,8

+3,8

1,7

151

Республика Чад

9,97

6,9

16,1

-1,6

1,6

152

Гана

23,11

15,5

35,8

+3,5

1,6

153

Замбия

11,97

13,0

18,5

+6,3

1,5

154

Бангладеш

164,71

94,5

241,3

+5,4

1,5

155

Бенин

9,38

6,7

13,6

+2,7

1,4

156

Гамбия

1,67

0,7

2,4

+4,6

1,4

157

Танзания

40,54

22,3

57,4

+5,5

1,4

158

Гаити

8,94

6,6

12,0

+2,9

1,3

159

Буркина Фасо

14,37

8,1

18,7

+3,2

1,3

160

Лесото

2,50

1,6

3,0

+1,4

1,2

161

Непал

27,91

12,6

33,6

+4,7

1,2

162

Мьянма

59,98

27,6

71,8

+4,8

1,2

163

Уганда

33,20

15,7

39,7

+7,1

1,2

164

Мали

13,67

9,0

16,0

+4,5

1,2

165

Коморские острова

0,67

0,5

0,8

+1,1

1,2

166

Руанда

9,79

5,2

11,3

+4,1

1,1

167

Гвинея-Бисау

1,61

0,8

1,7

+3,0

1,1

168

Гвинейская
Республика

10,61

4,4

10,5

-0,3

1,0

169

Эфиопия

82,81

32,3

79,0

+9,9

1,0

170

Афганистан

28,89

14,0

27,0

+22,5

0,9

171

Мозамбик

21,16

9,8

19,8

+6,3

0,9

172

Мадагаскар

20,75

8,6

19,4

-5,0

0,9

173

Малави

13,93

4,6

12,3

+8,0

0,9

174

Того

6,79

2,9

5,6

+2,5

0,8

175

Сьерра-Леоне

6,04

1,9

4,6

+4,0

0,8

176

Центрально-Африканская Республика

4,44

2,0

3,3

+1,7

0,7

177

Нигер

14,19

5,3

10,2

-0,9

0,7

178

Эритрея

5,16

1,9

3,5

+3,6

0,7

179

Либерия

3,67

0,9

1,6

+4,6

0,4

180

Бурунди

8,11

1,3

3,2

+3,5

0,4

181

Зимбабве

11,73

4,4

4,2

+4,0

0,4

182

Демократическая
республика Конго

64,77

11,1

21,5

+2,8

0,3

Источник: МВФ

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль