За вторым дыханием

59
Стратегия. Программа Executive MBA придумана для опытных управленцев и владельцев бизнеса. Но зачем им, состоявшимся и состоятельным, добавлять в свой и без того насыщенный график учебу в бизнес-школе?

Зачем – ключевой вопрос в истории с EMBA. С младшим собратом – классической версией программы – все понятно. Амбициозные молодые менеджеры хотят ускорить карь­еру и по окончании обучения разом перепрыгнуть несколько необязательных ступенек или же сделать «ход конем» – без потерь сменить индустрию. Здесь иная ситуация. Только кажется, что целевая аудитория Executive-программ – люди, которые уже всего достигли. Как с бедным милым Трумэном в исполнении Джима Кэрри, который вроде бы имел все, о чем только можно мечтать, но в конце концов понял, что живет «под колпаком», храбро преодолел «море», взобрался по лестнице и открыл дверь в дивный новый мир. С принципиально иными возможностями. Наверно, лучшей рекламы для EMBA не придумаешь. Вопрос в том, насколько действительность будет соответствовать идеальной воображаемой картинке. И можно ли с помощью этой программы выйти за привычные пределы: профессиональные и карьерные.

Причины и последствия. Какими мотивами руководствуются люди, поступающие на ЕМВА? Основную группу причин можно объединить под знамением «знания». «Желание упорядочить накоп­ленный опыт характерно для тех, кто не имеет экономического образования. При этом в активе у них более 10 лет опыта управленческой деятельности, который необходимо систематизировать. Сходный мотив – узнать о современных принципах ведения бизнеса, освежить знания. Сюда же относится возможность познакомиться с международными практиками и сразу же применить их на деле», – определяет Зоя Зайцева, региональный директор по маркетингу QS (занимается организацией выставок MBA). Другой побудительный фактор – желание расширить связи. Особенно если человек всю жизнь работал в одной стране или в одной индустрии и захотел получить доступ к коллегам из других секторов и стран. И на Executive MBA он может быть уверенным, что уровень одноклассников будет равным ему по статусу и опыту. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов прагматичные карьерные мотивы. Кого-то интересует рост внутри нынешней компании. Другого привлекает повышение собственной «капитализации» на международном рынке труда. Это стало актуально в последние несколько лет, когда многие ЕМВА-программы начали предоставлять студентам доступ к сервисам карьерного центра школы.
Директор департамента Executive MBA «Сколково» Светлана Ракутина выделяет еще одну группу людей «формата программы»: уже состоялись, но ищут второго дыхания – новых идей, проектов, контактов. И в хороших школах они это получают – не только от преподавателей, но и от общения с одногруппниками. «Портрет типичной группы: половина собственников (в основном среднего и малого), половина – топ-менеджеры, – продолжает Светлана Ракутина. – В большинстве своем мужчины. Хотелось бы больше дам – пока их 14%. Но для EMBA и в принципе этого сегмента управленцев это обычная пропорция. Средний возраст студентов – 34 года. Младше, чем по миру, но весьма характерно для России. Самому молодому участнику программы – 26 лет, из них 6 он управляет своим успешным бизнесом. Такие «казусы» для Запада невозможны. Индустрии представлены самые разные, от финансов до медиа».

Костюм в шкафу. Но начинается ли на выходе из бизнес-школы «долгая счастливая жизнь»? В плане знаний и их систематизации участники программы получают то, за чем пришли. Не зря на EMBA основное внимание уделяется решению стратегических вопросов. Обучение теории сведено к минимуму, объясняет руководитель группы по работе с бизнес-школами компании Begin Group Алла Жаворонкова, и на первое место выходит обмен опытом, разбор кейсов, обсуждения и дискуссии о проблемах реального бизнеса. «Решение оперативных задач отнимают время от стратегических целей. Как в притче о рыбаке, который ловил рыбу руками, а когда ему посоветовали сплести сеть, он лишь отмахнулся: «Мне некогда, я рыбу ловлю». EМВА помогает подняться над ежедневной рутиной и привнести инновации в работу», – развивает мысль управляющий партнер рекрутинговой компании MarksMan Инна Суматохина.
С карьерным взлетом по окончании обучения дела обстоят сложнее. Нередки случаи, когда выпускники создают совместные новые проекты и бизнесы, налаживают сотрудничество между компаниями, где работают, или помогают друг другу в трудоустройстве. «Но не думаю, что EMBA нужно финансисту-контролеру: он может получить CIMA и прекрасно справляться с управлением 3–10 подчиненными. Но пригодится, например, финансовому директору, если ему не хватает самой малости для того, чтобы дорасти до позиции CEO, – рассуждает Марк Амелин, старший директор финансового сектора Staffwell. – Но я также знаю немало финансис­тов, которые после EMBA не могут ни вырасти, ни принести пользу своей компании, потому что ограничены финансовым подразделением. Для них получение EMBA стало впустую истраченным временем». К чему отличный дорогой костюм, если в нем некуда ходить? В кризис это может и помешать: если человек даже согласится на позицию ниже той, на которую он вправе рассчитывать в мирное время, его могут попросту не взять, посчитав, что наличие бизнес-степени делает кандидата over-qualified для скромной вакансии.

Россия или заграница? Принципиальные конкурентные преимущества «родных пенатов» известны. Во-первых, незнание английского языка на хорошем уровне обычно снимает все дальнейшие вопросы и прекращает метания. Во-вторых, оте­чественные программы, за исключением «Сколково», в 4–5 раз дешевле западных. И это не считая расходов на бесконечные перелеты. В-третьих, российские школы привыкли рекламировать посвященность в местную специфику. На закуску остается приятная близость к дому и возможность не отрываться ни от работы, ни от семьи. Но директор программы Executive МВА «Стратегическое управление» ИБДА АНХ Ашот Сеферян планомерно развеивает мифы: «Число управленцев, которые владеют английским языком, с каждым годом увеличивается. Нацеленность на российский рынок – во многом профанация. Да, мы делаем акцент на опыт работы в России, который есть и у отечественных, и у зарубежных компаний. Но важно понимать, что мы часть глобального мира и что управленческий опыт – мировой, а не российский или американский. Близость к дому тоже не особенно влияет на решение: ребята мобильные». И что тогда остается в преимуществах у российских школ? Эксперт уверен, что если изъять из общего уравнения мировую «двадцатку», то российские школы ничуть не хуже остальных, а во многом даже лучше: по уровню преподавателей, по контингенту. Да, пока не IMD и не Harvard. Но ехать в европейскую глубинку или на «Аризонщину» только чтобы получить зарубежную «корочку», пусть и в неизвестной школе, смысла нет. Хедхантеры на загадочные иностранные названия реагировать не будут, уверен Ашот Сеферян. А вот национальные брэнды им точно известны.
Ключевой вопрос: где я хочу жить и работать через пять лет? Если жить в Штатах, то кроме как в американской школе вообще делать нечего. Западные программы, как правило, выбирают люди, которые трудятся в транснациональных корпорациях, планируют и дальше развиваться в международном бизнесе или перейти в него, используя полученные в бизнес-школе знания и контакты. В то же время те, кто работает в российских компаниях, чаще предпочитают обу­чение «на месте». Причины – новые связи, полезные для ведения бизнеса именно в России, обмен опытом с теми, кто работает на том же рынке.
Но нередко решение о месте обучения принимает не сам человек, а его работодатель. «EMBA является корпоративной степенью, в большинстве случаев такую программу оплачивает компания, – говорит Надежда Курляндская, консультант по оценке и развитию руководителей Pynes & Moerner. – А так как западные программы имеют значительно более обширную историю, то организация, отправляя своего сотрудника в топ-школу, фактически получает гарантию качества образования». Также на выбор зачастую влияет брэнд. Собственнику приятно сказать, что его топ-менеджер учился в известной школе. Значит, он человек определенного уровня и статуса. Наконец, такой менеджер умеет общаться с представителями разных культур. Что важно для компаний, которые в перс­пективе хотят выходить на IPO, работать на международных рынках.
По мнению Зои Зайцевой, выбирать нужно не столько страну и школу, сколько саму программу. А так как по содержанию большинство ЕМВА-курсов не отличаются друг от друга, обращать внимание надо в первую очередь на состав студентов и расписание модулей. Среди россиян наиболее популярны программы, не требующие слишком долгих и час­тых отлучек из офиса: Duke GEMBA, Chicago (London campus), INSEAD. Сконцентрироваться на студенческом контингенте советует и Светлана Ракутина. Потому что любой MBA – это твои одногруппники и сообщество выпускников, в которое ты попадаешь по окончании школы. «Уровень участников программы очень важен. Они действительно топы, как ты, или нет. В хорошей школе всегда дают возможность встретиться со студентами, вывешивают подробный group-profile, где можно увидеть, кто учится на программе. Нужно собрать максимум информации, тут нельзя лениться, – уверена она, – на полтора-два года школа зай­мет по вовлеченности если не второе, то третье место в вашей жизни».

Ветер перемен.
Кризис оказал весьма серьезное влияние на EMBA. Так как значительная часть слушателей получала средства на обучение от компаний-работодателей, то из всех типов программ MBA, по словам Аллы Жаворонковой, этот сегмент пострадал сильнее всего. О существенном снижении спроса в целом по рынку говорит и Ашот Сеферян: «Месяц назад у нас стартовала очередная группа ЕМВА из 28 человек. И количественно, и качественно ее состав близок к оптимальному. Но, во-первых, помимо нас, весной очень немногие набрали программы. Во-вторых, количество людей, готовых идти учиться, в целом сократилось. И это тренд. Нельзя утверждать, что он однозначно плох. В тучные годы, не секрет, контингент на данных программах был неоднороден. Кто-то дейст­вительно был безумно мотивирован, долго и упорно готовился к учебе. А кто-то шел за компанию или потому, что это было модно, гламурно. А в кризис эти люди поняли, что сейчас не до “понтов”». Теперь приходят «по делу». Это заметно, продолжает эксперт, по тому, как они пишут эссе, – видно, что это не формальная отписка, порой это литературный и смысловой шедевр, обличающий в авторах людей, которые приняли серьезное и вдумчивое решение. Они знают, зачем им Executive MBA.

 

Executive МВА в России: ключевые параметры

Бизнес-школа

Название программы

Продолжительность

Язык
обучения

Вступительные

требования

Возможность
получения
двойного диплома

Стоимость

Высшая школа международного бизнеса АНХ

Стратегический менеджмент – международный бизнес

2 года

Русский, английский

Тестирование, собеседование, эссе, рекомендации

Да

860 тыс. руб.

Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ

Менеджмент XXI века: квалификация собственников и эффективность менеджеров

2 года

Русский

Опыт управленческой работы

Нет

790 тыс. руб.

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ

Стратегическое управление

2 года

Русский

Рекомендации, эссе, собеседование, вступительный кейс

Сертификат по итогам недельной стажировки в школе-партнере

840 тыс. руб.

Институт экономики и финансов «Синергия»

Общий менеджмент

2 года

Русский, английский

Опыт управленческой работы не менее 3 лет, собеседование, 2 тестирования (менеджмент и английский язык), эссе

Сертификат о прохождении модуля в западной бизнес-школе

15,5 тыс. евро

Международный институт менеджмента ЛИНК

Драйв-менеджмент

1,5 года

Русский

Опыт управленческой работы не менее 5 лет, возраст – не моложе 28 лет, собеседование

Нет

823 тыс. руб.

Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»

Общий менеджмент

2 года

Русский, английский

Опыт управленческой работы не менее 4 лет, интервью, тестирование по менеджменту, эссе

Да

600 тыс. руб.

Московская школа управления «Сколково»

General Management

1,5 года

Английский

Опыт управленческой работы не менее 5 лет, свободный английский язык, 3 эссе, 3 рекомендации, логико-математический тест, интервью

Нет

90 тыс. евро

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента

Стратегия

2 года

Русский

Опыт управленческой работы

Нет

950 тыс. руб.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль