Ключ к эффективности

59
Аналитика. Активность банков в сфере BPM в 2009 году резко сократилась, хотя три предыдущих года подобные проекты были лидерами спроса. Интерес поддерживается требованиями ЦБ.

Интенсивное обращение банков к методологии Business Performance Management (управление эффективностью бизнеса) до 2008 года включительно позволило им завоевать не­официальный титул признанных новаторов в развитии BPM. «Технология позволяет оперативно отслеживать изменения в деятельности, принимать решения для исправления ситуации, кроме того, прогнозировать воздействие случившихся событий на дальнейшую работу банка. Тем самым сводятся к минимуму возможные негативные моменты», – объясняет руководитель практики ВРМ‑решений компании Navicon Group Ольга Иванова.

Мой рулевой. По оценке Intersoft Lab, в России около 700 корпоративных пользователей ВРМ-решений, из них сто – банки. «Кредитные организации много лет внедряли BPM-технологии активнее прочих отраслей и, что важно, были новаторами в освоении BPM-функциональности», – объясняет заместитель генерального директора компании Intersoft Lab по развитию бизнеса Юлия Амириди. Правда, активность была вынужденной: без автоматизации невозможно контролировать колоссальный поток данных и формировать все требуемые ЦБ документы.
Вот и в непростом 2009 году повысить число проектов внедрения BPM-систем в банковском секторе консультантам помог Центробанк. По мнению директора отделения автоматизации деловых процессов компании «Форс – Центр разработки» Василия Анфиногентова, наиболее распространенная причина внедрения подобных систем – необходимость соответствия изменяющимся требованиям ЦБ по выпуску обязательной отчетности. «BPM-решение должно автоматически рассчитывать обязательные нормативы банка (форма 409135), которые, по сути, являются инструментами риск-менеджмента», – поясняет он. «Банки обращались к решениям для подготовки отчетности, опасаясь санкций со стороны регулятора, – согласна Юлия Амириди. – Другой причиной стало открытие проектов по контролю затрат, что было условием выживания для большинства банков». По оценке Intersoft Lab, проект по автоматизации создания регулятивной отчетности обходится банкам в $2–4 млн без учета стоимости последующего сопровождения.
В середине 2008 года Газэнергопромбанк приступил к внедрению BPM-системы на базе хранилища данных «Контур» для консолидации информации и подготовки отчетности для ЦБ. «Благодаря новым требованиям ЦБ резко увеличились объемы обрабатываемых данных. Сразу повысились риски появления ошибок при использовании решения собственной разработки», – объясняет причины обращения к стороннему поставщику директор департамента информационных технологий Газэнергопромбанка Анд­рей Бурым. Эксплуатация приложения BPM-системы «Отчетность для Банка России» началась в 2009 году.
В дальнейшем банк планирует использовать сис­тему и для управления затратами, и для составления управленческой отчетности. Изначально проект планировалось завершить в середине 2011 года, но теперь сроки могут сдвинуться: активно обсуждается поглощение Газэнергопромбанка банком «Россия».
Желание оперативно контролировать расходы участники рынка называют второй по значимости причиной внедрений. На практике оно выливается в использование BPM для бюджетирования. Примечательно, что затраты на автоматизацию планирования и контроля расходов примерно в 15 раз ниже, чем на формирование отчетности для ЦБ. И результат, по словам Юлии Амириди, можно получить раз в пять быстрее. Так, в ноябре 2009 года завершился первый этап внедрения комплексной BPM-системы в Транскапиталбанке. Сначала было внедрено и настроено хранилище данных, интегрированное с АБС. Информация бухгалтерского учета головного офиса и 15 филиалов ежедневно выгружается в это хранилище, где консолидируется и трансформируется в данные управленческого учета с учетом необходимых корректировок. В результате руководство располагает управленческой отчетностью. До создания хранилища данных ручной сбор исходных данных занимал до 70% от общего времени подготовки отчетности.

Красивые таблицы. С помощью BPM-систем удобно создавать не только регулятивную отчетность. Например, в 2009 году «Еврофинанс Моснарбанк» с помощью BPM-решения автоматизировал ведение налогового учета. Для этого пришлось организовать ввод налоговых данных в автоматизированную банковскую систему. Причем еще на стадии ввода информация распределяется по группам регистров налогового учета. На базе «первички» генерируются данные для отчетности с учетом требований НК РФ и Положения самого банка о налоговом учете. Для всех групп регистров были созданы механизмы настройки отчетных форм, причем для некоторых групп можно получать данные за любой отчетный/налоговый период. В итоге, например, налог на прибыль ведется в разрезе 40 регистров налогового учета (до внедрения их было несколько сотен). В окончательной версии системы должны быть полностью автоматизированы расчет финальных налоговых показателей для всей кредитной организации, формирование налоговых деклараций, налоговой отчетности за любой отчетный/налоговый интервал по любому подразделению, обос­нование любой цифры в отчетности.
Наконец, BPM-системы помогают систематизировать и анализировать разнородную информацию из отдельных систем в едином пространстве. В 2007 году у ГК «Тройка Диалог» появился непрофильный актив – одноименный банк. В середине 2009 года в группе началось внедрение системы формирования консолидированной финансовой отчетности на базе Microsoft Dynamics NAV. Руководство компании рассчитывает, что отчеты будут формироваться «день в день», пользователь может самостоятельно настраивать отчеты, станет возможным многомерный анализ данных.
На сегодня куб оперативной аналитической отчетности содержит более 40 измерений, каждое из которых в среднем содержит 5 атрибутов и более 30 расчетных показателей. В кубе реализованы расчеты динамических показателей, например группировка задолженности по возрасту и рейтингам контрагентов. Притом банк обладает оригинальной структурой учета. «BPM-решение поз­воляет сделать прозрачным любой сложный процесс, продемонстрировать бизнесу, на что и как уходят деньги», – заключает Сергей Литвинов, заместитель директора департамента интегрированных бизнес-решений группы компаний «Ланит». 1 апреля завершилась сделка по продаже КБ казахстанскому Евразийскому банку. И хотя у нового руководства, возможно, будут иные требования к аналитическим срезам, инвестиции не пропадут: потребуется лишь перенастроить существующую систему.

Двойные стандарты. В трудном 2009 году банки выработали два диаметральных подхода к использованию BPM-систем в зависимости от масштаба деятельности. В упрощенном варианте исходными данными для решения служит информация из хранилища данных компании. «Такой подход мало отличается от классических BI-решений, включающих в себя средства загрузки, трансформации, хранения данных, инструменты для анализа и построения отчетности», – считает заместитель руководителя центра экспертизы решений для финансовой индустрии SAP СНГ Михаил Логинов.
Основная характеристика подхода – возможность анализа факта и существование BPM-системы в виде отдельного вспомогательного приложения. «До кризиса наиболее распространенным объектом автоматизации при внедрении BPM-систем были процессы кредитования, как основной источник доходов, – рассказывает Сергей Литвинов. – Сегодня российские банки применяют такие платформы при любой активной работе с клиентами, ведь повышение производительности и качества розничных операций ведет к росту бизнеса. Среди внутренних процессов, автоматизированных с помощью BPM, очень популярна HR-деятельность».
При более строгом подходе BPM-система становится системой управления компанией на операционном уровне. Отслеживается эффективность бизнес-процессов, они корректируются по мере изменения внешних условий, появления новых сервисов и приоритетов. Ключевые показатели выбираются таким образом, чтобы привести финансовую организацию к достижению определенного стратегического результата. Контроль бюджета – наиболее распространенная цель не только для банков, но и для прочих секторов рынка, поскольку позволяет сохранять рентабельность при изменяющихся в неблагоприятную сторону внешних условиях. «Такой подход сложнее в реализации, но позволяет добиться самого важного результата – интеграции стратегических целей банка с операционной деятельностью», – считает Михаил Логинов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль