Менеджер спецназначения

67
Обучение. Специализированная программа MBA может дать углубленные знания в конкретной сфере, чего не гарантирует «универсальная версия». Но заузить карьерные возможности на выходе из бизнес-школы.

Последняя пятилетка на рынке российского бизнес-образования ознаменовалась расширением спектра спецпрограмм. Потенциальный студент теперь мог спокойно отойти от «классики» – старой доброй General MBA – и обратить внимание на новинки. Выбор оказался на удивление широк. Можно предпочесть определенную область управления, как-то: финансы, маркетинг, HR, или сконцентрироваться на любимой отрасли. Причем многие школы решили не ограничиваться стереотипной «Банковской сферой», а брали на себя обязательства погрузить в специфику недвижимости, медиа, медицины и даже туризма. Не говоря уже об особенно почитаемых россиянами энергетической и нефтегазовой отраслях. Специализированных программ стало так много и они казались настолько разными, что их записали в главные «фишки» отечественного производителя бизнес-знаний. Впрочем, устойчивый тренд может свидетельствовать не только о быстром и чутком ответе на запросы потребителя, но и о неприятном отсутствии у местных школ других качественных преимуществ.

От дизайна до виноделия. На «родине» бизнес-образования – в западных школах – студентов не привыкли делить на финансистов и маркетологов или ярых приверженцев одной индустрии. Для специалистов в конкретных отраслях существуют профессиональные сертификации. И «зауженные» программы MBA там – из области экзотики. Как, впрочем, изучаемые на них сферы: спорт, дизайн, модная индустрия, виноделие и так далее в том же возвышенном духе. «Я по пальцам могу пересчитать более-менее известные спецпрограммы, – рассказывает управляющий директор MBA Consult Виктория Пралич. – В некоторой степени специализация противоречит основному принципу MBA, где готовят всесторонних управленцев и специализация появляется только в конце обучения. Выбор направления напрямую зависит от дальнейших карьерных целей студента». Россияне, которые задумываются об учебе за рубежом, редко интересуются специализированными программами MBA, уверяет эксперт. Да, иногда спрашивают про гостиничный бизнес, логистику или сферу дизайна. Но это все исключительные случаи.
Главный редактор QS TopMBA Career Guide Росс Герати, рассуждая о природе специализированных программ и их правомерности носить гордое имя MBA, говорит, что на этот вопрос нет единственно верного ответа. По мнению некоторых профессоров и деканов бизнес-школ, МВА по определению – общая квалификация по менеджменту. И специализация МВА – это сочетание несочетаемого. Если люди специализируются рано, без достаточного опыта в бизнесе, получается, что они учатся не на МВА, а проходят магистерский курс. Другие утверждают, продолжает Росс Герати, что если кто-то желает развивать карьеру в таких индустриях, как виноделие или гостиничное дело, то действительно имеет смысл выбирать профессоров, которые являются экспертами в этих узких областях, и тем самым получить доступ к глубоким тематическим исследованиям. Таким образом и создаются МВА в виноделии в Бордо и МВА в гостиничном менеджменте в Лозанне.

Маркетинговый ход. В России, как водится, решили пойти другим путем. И великое разнообразие спецпрограмм сделали одной из отличительных черт рынка. Правда, ведущие школы в этом вопросе не единодушны. Некоторые исповедуют прозападный подход и предлагают единственную программу с ожидаемым подзаголовком «Общий и стратегический менеджмент». Другие стремятся поразить воображение потенциального клиента внушительным перечнем специальностей на любой вкус. Явный лидер на этом поле – «Мирбис», в чьем учебном «меню» целых 13 наименований, от «Производственного и операционного менеджмента» до «Менеджмента гостеприимства». А также Государственный университет управления с 11 специализированными программами.
Но вот вопрос – является ли количество узких MBA-программ однозначным признаком развитости школы? Или, как говорила героиня в одном американском фильме, больше не значит лучше, иногда это просто больше? «В России спецпрограммы являются прямым отражением развития рынка – зачастую они могут появляться или исчезать, следуя подъему и спаду тех или иных отраслей, – поясняет Антон Рягузов, ведущий эксперт по работе с бизнес-школами компании Begin Group. – Наличие или отсутствие пакета специализированных программ само по себе не является показателем качества образования. При выборе бизнес-школы решающими для слушателей остаются личные рекомендации, репутация учебного заведения, его информационная активность ипреподавательский состав». Точно о спецпрограммах как «фишке» российского рынка высказалась директор программ MBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ Вероника Коцоева. По ее мнению, тенденция объясняется тем, что бизнес-школы стремятся отличаться друг от друга, найти и занять собственную нишу. Так что обширное предложение – это зачастую маркетинговый ход, вызванный стремлением «зацепить» клиента.

Выбери меня. Прежде чем остановить выбор на общей или специализированной программе MBA, будущему студенту важно понять несколько вещей. Программы российских школ, в особенности тех, кто выдает диплом государственного образца, несмотря на разные названия, по наполнению кардинально друг от друга не отличаются. Доля специальных дисциплин не так велика, как можно было предположить, особенно это касается отраслевых программ. Примерно 12–15% в среднестатистической спецпрограмме уделяется узкопрофильным курсам, в остальном – это тот же General. И чем уже направление, тем меньше «специфики» вы получите. «Специализация специализации рознь, – подтверждает директор Банковского института ГУ-ВШЭ Василий Солодков. – Когда программа MBA фокусируется на крупных аспектах, допустим, финансах или банках, это понятно. Она отражает специфику, которую в рамках обычного объема MBA дать просто невозможно. А вот на узкоспециализированных программах типа «Гостиничного бизнеса», вам, скорее всего, дадут общеменеджерскую программу с элементами простейшего финансового анализа, бухучета и общего представления о маркетинге и управлении персоналом на этом рынке. Потому что особой специ­фики там и нет». В Банковском институте, к примеру, две программы – «Управление инвестициями» и «Финансы и банки». Совпадают они примерно на 75%. Обе дают детальное представление о финансах. Разница базируется на том, что есть общеинвестиционная деятельность, и есть банковская специфика, специфические продукты и услуги. «У инвесткомпании и банка просто разные планы счетов. Разная деятельность, разные проблемы, разное регулирование – так что здесь разницу специализаций считаю оправданной», – убеждает Василий Солодков.
Серьезное отличие двух программ – общей и специализированной – в составе слушателей. На спецпрограмме он однородный, что дает возможность более глубокого обмена опытом в рамках излюбленной сферы или отрасли. С другой стороны, студенческий состав на General MBA, в хороших школах формирующийся по принципу максимального разнообразия, способствует интересному обмену опытом между представителями разных индустрий и бизнес-направлений. У студента появляется редкая возможность узнать, что происходит и в металлургии, в инвестбанкинге, и в IT, и в гостиничном бизнесе. Поэтому очень важно проанализировать собственные ожидания и цели и понять, что для вас важнее, – широта или глубина.

Нормальные клише. Когда точно стоит предпочесть специализированную программу? Если вы осознанно выбрали свою специализацию и видите себя в ней завтра, послезавтра и через двадцать лет, стоит идти на профильную программу. Потому что вряд ли финансовый директор однажды утром решит переквалифицироваться в директора по маркетингу. Но есть и другая точка зрения: спецпрограмма может существенно заузить карьерные возможности. Специалистам с подобными степенями будет сложнее сменить карьеру или повысить свою мобильность, что является основным плюсом в общем курсе MBA. «Студент, который выбирает MBA, впоследствии может работать в самых разных индустриях. В Европе тот, кто хочет специализироваться в какой-то области, обычно выбирает Master – программы с более углубленной специализацией. Не вижу большого смысла в получении специализированного MBA, так как в определенном смысле это программы Master», – замечает Серж Хейвард, директор программы FT MBA «Сколково», где она как раз общая, но с фокусом на лидерство и предпринимательство.
По словам Артема Васильева, менеджера банковско-финансового департамента рекрутинговой компании Antal Russia, финансисты идут получать MBA в трех специализациях: финансы, стратегия и общий менеджмент. Что предпочтительнее? Скорее, общий менеджмент: человек, отправляясь в бизнес-школу, наверняка стремится к новым высотам и, вполне вероятно, его конечная цель – генеральный директор. Так что это стратегически более верное карьерное решение.
Помогает ли специализированная степень MBA в карьере? Наталья Курантова, директор по продажам Kelly Services, отвечает утвердительно: «Студенту даются бизнес-модели, которые легко применимы на практике. Ему не нужно изобретать велосипед. У него в голове уже есть нормальные клише. Люди, у которых нет бизнес-образования, часто занимаются тем, что изобретают разного рода критерии, а здесь уже есть готовые наработки. Конечно, можно прочитать специализированную литературу, но MBA хорош тем, что формирует у человека широкий взгляд на вещи. Возможность отстраниться от текучки и посмотреть на стратегию – это преимущество, которое имеет MBA перед нашим фундаментальным академическим образованием». И здесь уже не суть важно, на какой программе человек отучился, общей или специализированной. Плюсы универсальны.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль