Как обойтись без консультантов

66
Технологии. Приглашение внешних специалистов при автоматизации бизнеса считается не просто хорошим тоном, а жизненной необходимостью. В итоге изучение «лучших практик» выливается в «незавершенку».

В 2007 году владельцы крупного автодилера Genser пришли к выводу о необходимости наладить автоматизированный учет по МСФО. На тот момент структура компании включала 20 торговых и сервисных центров, 35 юридических лиц. Под проект акционеры позвали нового финансового директора Сергея Устименко, на которого и возложили почетную обязанность по внедрению. Тот справился без консультантов. Первым делом в сентябре 2007 года он создал отдел МСФО, в штат которого взял трех новых сотрудников. «Опытным был лишь один, остальные только окончили институт, – вспоминает Сергей Устименко. – Отбирали по двум критериям: человек должен «рваться в бой» и обладать незаурядным интеллектом». Трое сотрудников разработали методологию и руководили внедрением системы на базе Cognos Controller. Автоматизация велась собственным IT-отделом.
Менее чем через год, в августе 2008-го, Genser прошел аудит PwC за 4 года, причем аудиторское заключение было безоговорочным. Сейчас отдел по МСФО занимается подготовкой ежеквартальной отчетности и дорабатывает функционал IT-системы. На консультантов не было потрачено ни рубля. Сергей Устименко называет еще одну весомую причину, по которой не следует привлекать консультантов для построения систем учета. «Если работу выполняет аудиторская компания (консалтинговая компания зачастую предоставляет услуги аудита), то исчезает элемент состязательности при аудите. Она никогда не найдет собственные ошибки и исходя из принципов осторожности сделает наиболее негативную отчетность, какую только можно», – предупреждает он.

Арена конфликтов. Автодилеру в данной ситуации требовалась автоматизация только одного направления, причем сотрудничество с прочими подразделениями выражалось исключительно в выгрузке первичных данных из модуля бухгалтерского учета. Но зачастую собственные сотрудники могут оказаться компетентнее внешних специалистов и на более сложных проектах. Так, компания ИВК с момента создания вела автоматизацию собственными силами. По мере развития настал момент, когда ей потребовалась если не ERP, то близкая к ней система на 40 рабочих мест. Руководство отдало предпочтение решению Microsoft Dynamics Navision. Поскольку платформа была незнакомой, компания привлекла консультантов, рассчитывая на более технологичный и плавный переход. «Первое время мы «смотрели в рот» консультантам, – вспоминает генеральный директор ИВК Григорий Сизоненко. – Но благодаря успешной эксплуатации собственного решения, переход на новую платформу был эволюционным шагом, а не откровением. Через два года наши сотрудники разобрались в новой платформе и тонкостях ее настройки. А консультанты по-прежнему находились на исходном уровне понимания наших процессов». В течение следующего года ERP-система была внедрена собственными силами.
Необходимость участия консультантов во внедрении полнофункциональной информационной системы (начиная с автоматизации оперативного учета и заканчивая аналитикой) – вопрос спорный. Сами консультанты, разумеется, скептично оценивают вероятность справиться своими силами. «Настройка КИС требует знания особенностей как программного продукта, так и бизнес-функций, – говорит Наталия Татарникова, заместитель директора департамента IT-консалтинга и системной интеграции АКГ «Развитие бизнес-систем». – В этом случае не обойтись без разработки методики управления проектом внедрения, а также опыта по управлению проектом». Но ведь на практике сложности вызывает не столько незнание программы, сколько проблемы взаимодействия всех подразделений, чья деятельность подпадает под автоматизацию. Сталкиваются противоположные интересы, появляются подводные течения, руководители отделов тянут одеяло на себя. Любой проект внедрения – арена конфликтов. С одной стороны, у независимого консультанта здесь есть преимущество: вряд ли найдется IT-департамент, способный диктовать условия прочим подразделениям. Но если акционеры (руководство) настроены решительно, то справиться с проблемой самостоятельно возможно.

Выбрав, слушайте. Первым шагом становится привлечение в штат опытного специалиста. Обычно для этого переманивается руководитель проектов из IT-компании. Тенденцию подтверждает обилие соответствующих вакансий на «кадровых» интернет-ресурсах. «Проведя некоторое время в поисках работы, обнаружил большой спрос на руководителей проектов и просто специалистов по внедрению «1С:УПП», – рассказывает Федор Меньшиков, специалист по внедрению этой системы. – Причем вакансии не франчайзинговых партнеров или крупных системных интеграторов, а конечных клиентов. На нескольких собеседованиях услышал одну и ту же историю: планировалось внедрение «1С:УПП», консультанты «ковырялись» год, результат нулевой или как максимум автоматизирован бухучет». Представитель системного интегратора, пожелавший остаться неизвестным, также настоятельно рекомендует начинать отнюдь не с выбора программы. «Берите на хорошую зарплату или привлекайте на временной основе своего руководителя проектов. Если речь идет об автоматизации 20–100 рабочих мест, то у претендента должен быть опыт работы и с «1С:УПП», и с Microsoft Dynamics AX, NAV. На собеседовании задавайте конкретные вопросы, например, как будет фиксироваться расход ингредиентов, если количество соли меняется в зависимости от поставщика мяса. Большинство ответов вас позабавят. Но, выбрав человека, следуете его советам», – рекомендует он.
Неудачный итог внедрения зачастую закладывается в самом подходе к автоматизации бизнес-процессов. Сначала выбирается решение, затем следует обращение к вендору, который, в свою очередь рекомендует партнера. И партнер, даже если прекрасно ориентируется на рынке, предложит решения исключительно из собственного портфеля. По­этому основная рекомендация – найти независимого эксперта.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль