Грекопадение

68
Макроэкономика. Ситуация в наиболее уязвимой экономике, Греции, заставила Европейский союз вспомнить о возможности применения санкций к проштрафившимся странам-членам.

Почти с момента своего появления на свет еврозона стала сосредоточием противоречий – слишком разные страны со слишком разными экономиками согласились иметь единую монетарную и валютную систему. То, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» было известно и раньше, но в предкризисные тучные годы все острые углы сглаживались. Рецессия 2008–2009 годов вновь актуализировала проблемы. Европейские страны вновь ведут себя так, как будто не было ни Маастрихтских соглашений 1993 года, потребовавших от стран, желающих быть членами ЕС, снижения бюджетного дефицита до 3% ВВП, ни еще более строгого Пакта о стабильности и экономическом росте стран Евросоюза 1997 года (Stability and Growth Pact – SGP). В нем, помимо 3% дефицита, предполагается верхняя планка госдолга стран-членов ЕС в 60% ВВП, а также предусматриваются санкции за нарушение этих нормативов. Впрочем, сейчас у некоторых стран ЕС есть «рецессионное» оправдание – пакт специально оговаривает, что к странам, у которых чрезмерный дефицит появился в условиях экономического спада (под ним подразумевается годовое падение ВВП более чем на 0,75%), санкции применяться не будут.
Однако воспользоваться этой оговоркой хроническим нарушителям маастрихтских критериев вряд ли удастся. К злостным расточителям прежде всего относятся Португалия, Италия и Греция, нелицеприятно прозванные инвесторами PIG (или PIIGS, когда в эту группу добавляют две другие проблемных экономики – Испанию и, с недавних пор, Ирландию). Превышающие трехпроцентную планку дефициты бюджета PIG имели и до кризиса 2008–2009. Ну а в ходе кризиса, когда и у сравнительно ответственных в вопросах финансовой политики стран дефицит и госдолг зашкалили (в среднем по EС-27 дефицит бюджета в 2009-м достиг 7%, а госдолг – 73% ВВП, по странам еврозоны цифры даже чуть больше), «хроники» до­шли до совсем уже безобразных двузначных цифр по дефициту бюджета и трехзначных по госдолгу.
Проблемы PIIGS сформировались еще в эру экономического бума конца 1990-х – начала 2000-х и резко обострились в течение кризисного периода 2008–2009 годов. Однако триггером внимания инвесторов и политиков к неурядицам слабых стран еврозоны стал дубайский долговой кризис, разразившийся в конце ноября 2009 года. Именно тогда стало понятно, что слишком большое долговое бремя, накопленное государствами либо контролируемыми государством компаниями, может стать неподъемным и привести к той или иной форме суверенного дефолта. Стало ясно, что «неприкасаемых» больше не будет – раз даже богатейшая страна-нефтеэкспортер оказалась близка к дефолту, то что уж говорить о менее богатых государствах?

Троянский конь еврозоны. И тут чаша терпения наконец переполнилась, PIIGS оказались в фокусе всеобщего внимания, а для показательной порки выбрана Греция. В начале декабря рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Fitch, не удовлетворенные мерами правительства по обузданию дефицита бюджета Греции (12,7% ВВП в 2009, 12,2% ВВП по прогнозу Еврокомиссии от 3 ноября 2009 года) и галопирующего роста госдолга (112,6% ВВП в 2009, 124,9% в 2010 по тому же источнику) понизили суверенный рейтинг Греции до ВВВ+, самого низкого уровня среди стран еврозоны. Moody’s понизило рейтинг с а1 до а2.
Почему свет сошелся клином именно на Греции? Начнем с того, что родина демократии на протяжении по меньшей мере последних 50 лет имела, мягко говоря, не особо хорошую финансовую репутацию. «Греция являлась постоянным реципиентом иностранной помощи начиная с 1940-х, – отмечается в докладе Oxford Analytica «Greece: Austerity package fails to convince». – Сначала это был план Маршалла, потом дотации США на покупку вооружений, наконец, массированные денежные вливания ЕС. Все это воспитало в Греции политическую и экономическую культуру зависимости».
Если оставить вежливые эвфемизмы, то скорее это надо было бы назвать культурой паразитизма. Действительно, последний раз сбалансированный бюджет в Греции был аж в 1972 году, еще при военном режиме так называемых черных полковников, а с тех пор среднегодовой дефицит составлял 6% ВВП! Столь наплевательская фискальная политика беспрецедентна для развитой страны, и шалости других стран PIIGS меркнут по сравнению с греческими подвигами. К сожалению, отнюдь не геракловыми.

Валим друг на друга. Поддерживала эту многолетнюю финансовую безответственность и специфическая политическая система, сложившаяся в Греции за последние несколько десятилетий. Фактически политическая система страны представляет собой наследственную всенародно избираемую конкурентную олигархию, в которой два приблизительно равных по силе политических клана – Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) и правоцентристская партия «Новая демократия» на протяжении десятилетий поочередно сменяют друг друга у власти. Их сегодняшние лидеры, Георгиос Папандреу и Костас Караманлис – наследники двух самых влиятельных политических династий страны – за 47 лет демократического правления с конца 40-х годов прошлого века 32 года у руля страны стоял либо Караманлис, либо Папандреу. В 1974 году дядя и полный тезка потерявшего власть по результатам выборов в июне 2009 экс-премьера Костаса Караманлиса Костас Караманлис-старший основал «Новую демократию», а отец сегодняшнего лидера социалистов Андреас Папандреу был одним из основателей ПАСОК и сыном греческого премьера Георгиоса Папандреу-старшего. Оба клана-партии не особенно любят друг друга – каждое вновь избранное правительство традиционно уличает предыдущее во всяческих грехах, в том числе и в сокрытии реальных цифр дефицита бюджета.
Так произошло и на сей раз. Как только на выборах в июне 2009 года победил ПАСОК Георгиоса Папандреу, прогноз дефицита бюджета на 2009 год был пересмотрен с 6% ВВП до 12,7%! Да, да, это все намудрили политические конкуренты из «Новой демократии», а сами мы белые и пушистые! Точно такой же финт с пересмотром размера дефицита проделала в 2004 году и сама «Новая демократия», когда сменила у власти ПАСОК (ПАСОК тогда «творчески» подошел к вопросам финансовой статистики именно для того чтобы «хоть тушкой, хоть чучелом» пролезть в еврозону, куда поначалу греков Брюссель осмотрительно не пускал). На встрече Совета министров финансов ЕС (Ecofin) в ноябре 2009 года, министр финансов Греции Георгиос Папаконстантину также решил не изобретать велосипед и привычно попытался свалить ответственность за разбухший дефицит на политических предшественников. Однако на сей раз, это шапито нянькам из ЕС, видимо, надоело. Последние указали удивленному таким неожиданным афронтом благородному эллину на то, что махинации со статистикой являются национальной проблемой вне зависимости от того, какая партия находится у власти. В итоге Еврокомиссия таки рекомендовала Ecofin применить к Греции, начиная с февраля 2010 года, прописанную в SGP (но так и ни разу до сих пор еще не осуществленную) процедуру устранения чрезмерного дефицита (excessive deficit procedure (EDP)), кульминацией которой является наложение на страну штрафных санкций.
Решив занять жесткую позицию по отношению к Греции, Брюссель, вероятно, не только захотел хоть немного вразумить совсем уже распоясавшихся греков, а учитывал и то, что финансовый скандал вокруг родины европейской цивилизации будет иметь минимальный эффект за пределами южноевропейского государства, хотя заодно припугнет и другие, более крупные экономики PIIGS. Действительно, ведь Греция – это всего лишь 2,5% ВВП еврозоны и 1,9% ВВП всего ЕС (а вот, например, ВВП Калифорнии, которая удачно (пока) размещает гигантские займы ($4,14 млрд), составляет 12% ВВП США).
Впрочем, возможные санкции ЕС вряд ли напугали Элладу – процедура забюрократизированная и долгая, ЕС неповоротливый, а сами меры, в общем-то, не особо страшные (вроде беспроцентного депонирования средств на счетах ЕС). А вот реакция инвесторов вышла более настораживающая. После снижения суверенного рейтинга спрос на греческие гособлигации упал, а доходность по ним существенно повысилась. Спрэд по доходности между германскими и греческими десятилетними облигациями достиг 260 б.п., а сама доходность дошла до 5,8% годовых (в октябре была ниже 4,5%).

Благие намерения. Конечно, инвесторы почти не верят в возможность дефолта Греции, так как все убеждены, что в критической ситуации ЕС все-таки поможет южанам – их спасение обойдется дешевле, чем возможные последствия дефолта страны-члена еврозоны. По той же причине не верят и в изгнание Греции из еврозоны. Если бы инвесторы не были уверены в этом, спрэд и доходность по гособлигациям были бы гораздо выше текущих уровней. Но тем не менее даже относительно небольшой рост стоимости обслуживания и без того немаленького долга несколько напрягает греческое правительство, намеревающееся продать в следующем году облигаций минимум на $50 млрд. В итоге для успокоения недовольных инвесторов в середине декабря Папандреу разразился прямо-таки наполеоновскими планами по сокращению дефицита бюджета (отметим, что другие страны PIIGS, например Ирландия и Италия, опубликовали программы сокращения дефицита еще весной-летом, не дожидаясь международного скандала).
Так, Афины намереваются снизить дефицит бюджета в 2010-м до 9,1% ВВП. Далее в 2011 году его планируется довести до 7%, до 5% в 2012 году и аж до маастрихтских 3% в 2013-м. Меры включают в себя сокращение госрасходов на социальные выплаты на 10%, замораживание найма на госслужбу, отмену банковских бонусов в госбанках и 90-процентный налог на бонусы в частных банках, сокращение расходов на оборону, закрытие трети туристических представительств Греции за рубежом и целый ряд других мер. Будут ли осуществлены эти благие намерения? Вряд ли. Если правительство попытается проводить действительно жесткие меры, а не обычную, ориентированную на внешнего потребителя пиар-политику, то оно очень быстро рухнет под протестами традиционно сильных профсоюзов и недовольством общества, которое давным-давно отвыкло платить за то, что потребляет, и уверовало, что так будет всегда. Левое крыло профсоюзов Греции уже организовало протесты по всей стране, требуя остановить сокращение бюджетных расходов. Коммунистический профсоюз ПAME (Panergatiko Agonistiko Metopo – Всеобщий рабочий фронт сопротивления), объединяющий более полумиллиона членов, уже заявил, что его члены «не собираются платить за последствия капиталистического кризиса»! В Афинах и других городах страны запланированы десятки демонстраций протеста. Все хотят продолжать жить красиво и в долг, работать же на отдачу долга не желает никто – Брюссель оплатит все счета!
Именно эта уверенность, по мнению экономиста из Университета Тилбурга и советника по вопросам европейской монетарной политики в независимом исследовательском институте ECR Research Ltd. Эдина Муягика, позволяет Греции «лгать, манипулировать, шантажировать и собирать все больше и больше фондов ЕС». Как же это прекратить? Брюсселю следует задуматься о создании работоспособного механизма исключения страны из еврозоны. «Если исключение хотя бы одного члена еврозоны могло бы учредить более надежный механизм для гарантии финансовой дисциплины в еврозоне, чем смогли учредить SGP и финансовые штрафы, эти затраты вполне окупились бы», – считает эксперт.

 

Грекопадение

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль