Об экспортных госгарантиях

36
Механизм поддержки нашей промышленной продукции в существующем виде фактически не работает. Начиная с 2006 года выдано всего три экспортные гарантии. И это несмотря на то, что ежегодно в бюджете на эти цели предусматривается до $2 млрд.

Может сложиться впечатление, что экспортные государственные гарантии и не нужны. Но это абсолютно не так. В России в условиях катастрофического падения платежеспособного спроса внутри страны промышленным предприятиям приходится либо останавливаться, либо выходить на новые рынки. В сельскохозяйственном машиностроении есть примеры, когда заводы держатся только благодаря экспорту. Для предприятий, которые принимают участие в тендерах по госзаказу иностранных государств, крайне важно иметь на руках госгарантию, чтобы брать более дешевые кредиты и предлагать более выгодные условия. Особенно это актуально, если поставка продукции идет в развивающиеся страны, где нужно отсечь риски неплатежей, военных конфликтов и тому подобное. Опыт экспортоориентированных стран, например Германии или США, показывает, что большинство сделок по поставке высокотехнологичного оборудования обеспечивается именно гарантиями государственных эксимбанков и экспортных агентств. Потому что это гораздо более эффективный инструмент поддержки по сравнению, например, с субсидированием экспортных кредитов. И гораздо более дешевый, поскольку гарантийный случай – исключение из правил, а деньги, выделенные на субсидии, обязательно будут потрачены.

Полгода ждать… Главная причина, почему в России мало используют экспортные госгарантии – крайне трудная, забюрократизированная процедура их получения. Например, нужна встречная гарантия со стороны иностранного государства. Хотя сама по себе госгарантия уже подразумевает отсутствие рисков, наше государство требует от нашего экспортера пройти эту процедуру, по сути, по второму кругу. Или взять сроки рассмотрения заявок. Здесь опять идет двойная проверка – сначала на уровне Росэксимбанка, потом – Минфина. На практике получить гарантию невозможно и за три-четыре месяца. А ждать продукции до года не будет ни один заказчик.
Проверка заявок на госгарантию у нас идет на этапе принятия решения о ее выдаче. При этом все данные необходимо подкреплять справками из налоговой службы. Это противоречит мировой практике, когда проверка происходит на этапе выплаты. Иностранный экспортер подписывается под анкетой, что его данные достоверные, и он принимает всю ответственность за ложную информацию. Наступил гарантийный случай – давай проверим документы. Если все в порядке, получи деньги по гарантии, если нет – виноват сам заявитель и выплат по госгарантии не будет.
Складывается впечатление, что за красивыми лозунгами проводится политика российского Минфина в области минимизации рисков. При этом забывается суть госгарантий – инструмента, посредством которого государство принимает всю тяжесть рисков на себя и таким образом поддерживает своих производителей. Прибавьте к этому низкую мотивацию банков к работе по госгарантиям, и вот результат – три сделки за четыре года.

..и букв не хватит. Необходимо менять процедуру – предоставить Росэксимбанку право самостоятельно принимать решение о выдаче госгарантии и сократить число требуемых документов – сейчас букв русского алфавита с трудом хватает для их нумерации! По нашему мнению, экспортерам достаточно предоставить заявку-анкету, проект экспортного контракта и бухгалтерскую отчетность. Вряд ли требуется больше 30 дней, чтобы на основании этих документов вынести решение – выдать гарантию или нет. И одновременно нужна мотивация для банков-агентов, чтобы они стремились увеличивать количество выданных гарантий. Например, платить банку небольшой процент. Сейчас правительство мотивирует Росэксимбанк посредством фиксированных отчислений из бюджета – небольших, всего около 20 млн рублей.
Поручение Владимира Путина производителям представить свои предложения по госгарантиям было выполнено через две недели. И вот прошло уже более четырех месяцев, а окончательного заключения по ним так и нет. Точно так же наши экспортеры месяцами ждут ответа – будет гарантия или нет.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль