Чтобы инвесторы бежали к нам

39
Власти европейских держав закручивают гайки в отношении собственных резидентов-инвесторов, будь российская финансовая инфраструктура развитой, она извлекла бы из этого немало выгод.

Пока у России нет возможности воспользоваться хоть небольшими, но все же шансами, которые иногда предоставляет кризис. Так, например, правительство Великобритании решило с 9 декабря 2009-го по 5 апреля 2010 года ввести налог на бонусы банковских служащих. Если премия превысит 25 тыс. фунтов, любой, в том числе иностранный банк, работающий на территории страны, должен уплатить 50-процентный налог на эту сумму. Кроме того, с суммы бонуса гражданина будет удерживаться 40% подоходного налога в этом году и 50% – в следующем. Цель шага проста – пополнить дефицит бюджета. Очевидно, указанные меры будут иметь свои последствия. Успешные банки и их менеджеры могут поменять прописку своей деятельности. Безусловно, деловая привлекательность страны, вводящей дополнительные налоги на доходы, в этом случае снизится. Схожие правила вводит и Франция. Уже три крупнейших европейских банка заявили о переводе своих топ-менеджеров на работу в другие страны, с льготным налоговым режимом, а компания Electrolux сообщила о том, что выводит свои акции с Лондонской биржи.
Если бы Россия могла уже сейчас обеспечить понятные, стабильные и комфортные условия ведения деятельности западных инвесторов, упомянутые ограничения в ведущих странах Европы непременно создали бы для России дополнительное конкурентное преимущество. Но, увы. Известно, что у нас, например, самый низкий в Европе подоходный налог. Но стал ли он стимулом для массовой миграции иностранных инвесторов? Не стал. Потому что для этого требуются не точечные льготы, а серьезный пересмотр самих принципов развития рынка.
Среди приоритетов, направленных на формирование инфраструктуры рынка, – консолидация ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключение конкуренции между российскими биржами. План по их слиянию прописан в стратегии развития финансового рынка до 2020 года. Первым шагом на этом пути должно стать объединение технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее стоит говорить о завершении процесса слияния. Этот процесс может затянуться надолго. Возможно, без политического решения здесь не обойтись.
Создание одной биржи даст возможность объединить расчетные центры и депозитарии двух нынешних площадок. Это существенно повысит устойчивость и снизит издержки операций на фондовом рынке. Кроме того, это решит проблему создания в России Центрального депозитария, что позволит тесно интегрировать наш рынок в международный. Не говоря уже о том, что само наличие такого центра существенно повысит российский деловой имидж. Имея Центральный депозитарий, мы могли бы эффективно привлекать зарубежных инвесторов и с большей легкостью выходить на внешние рынки ценных бумаг.
При этом роль государства как надзорного и регулирующего органа должна быть повышена. Очевидно, что обеспечение надежного контроля над оборотом средств будет более эффективным в условиях функционирования одной современной торговой площадки. Государство в этой области должно стать гарантом стабильности, что даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструменты фондового рынка средств пенсионной системы, системы ипотечного кредитования и других.
Учитывая то, что большинство иностранных инвесторов, работающих в России, зарегистрировано в офшорах, можно было бы подумать над возможностью создания у нас «налоговых гаваней». Процветает же крупнейший в мире офшор в американском штате Делавэр, пока президент США ведет борьбу с такими «гаванями» на территориях других стран.
Кроме того, стоит обратить внимание еще на одну тему – кадровый вопрос. Очевидно, необходимы поправки в российское законодательство, предусматривающие, что высокооплачиваемые нерезиденты, привлекаемые финансовыми организациями на работу, должны иметь льготы в части визового режима.
Пока же мы делаем лишь небольшие шаги в реализации этого стратегического направления – формируем законодательное поле. В разной стадии готовности в комитете Госдумы по финансовому рынку находится пакет законопроектов, регулирующих в том числе биржевую, клиринговую, депозитарную деятельность. Важная роль отводится закону об инсайде.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль