1:1 в пользу «серых» торговцев

67
Технологии. Кризис помог интернет-торговле увеличить свою долю в рознице. Но спрос перекочевал в основном к «серым» интернет-магазинам. Легальные продавцы сохранили докризисную динамику.

По данным Росстата, реальный оборот розничной торговли за 9 месяцев 2009-го снизился на 5%. Зато интернет-магазины чувствуют себя неплохо. По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), за первое полугодие интернет-розница выросла на 70–80% по сравнению с январем-июнем 2008 года. «Третий квартал менее удачный – рынок вырос примерно на 20%, – оценивает динамику исполнительный директор ассоциации Антон Никольский. – В целом за год прирост оборота достигнет 40%». «В 2008 году выручка Ozon.ru выросла на 15%, и в 2009-м ожидается примерно такая же динамика», – говорит Кирилл Гродинский, заместитель гендиректора Ozon.ru по операциям.
По данным НАУЭТ, сколько-нибудь значимое влияние на объемы рынка интернет-торговли оказывают только розничные сети. То есть выручка интернет-магазинов, не имеющих собственных стационарных торговых точек, гораздо меньше, чем у соответствующих подразделений «оффлайновых» операторов. «Лидируют такие компании, как “Техносила”, “МВидео”, “Утконос”, “Евросеть”», – говорит Антон Никольский. По оценкам «Оборот.ru», интернет-продажи приносят сетям «Эльдорадо», «МВидео», «Евросеть», «Связной», «Техносила» 1–2% оборота. Посещаемость их сайтов – 10–100 тыс. человек в день, покупателем становится каждый сотый посетитель, а сумма среднего чека колеблется в пределах 100–2000 рублей. Но, например, интернет-магазин re:Store (специализируется на продаже компьютерной техники премиум-сегмента) анонсирует величину среднего чека около 21 тыс. руб­лей. По словам директора направления интернет-продаж компании re:Store Светланы Беззубовой, в кризис этот показатель не изменился.
Тенденция, которую подмечают в НАУЭТ, получила развитие в недавнем приобретении холдингом X5 Retail интернет-магазинов «Болеро» и «003.ru» у холдинга eHouse за $1 млн. Впрочем, у участников рынка есть сомнения насчет успехов традиционной розницы в деле интернет-продаж. Один из владельцев интернет-магазина, торгующего бытовой техникой и электроникой, считает, что к данным сетевых конкурентов нужно относиться критически. «Например, одна крупная сеть, продающая компьютеры и электронику, заявляла, что ее интернет-оборот за 2008 год составил 50 млн рублей, – рассказывает скептик. – Мой секретарь заказала компьютер, и спустя пять дней ей так никто и не позвонил. Ей пришлось самой интересоваться судьбой заказа, спустя неделю товар так и не привезли. При такой постановке работы никак не выйдет 50 млн рублей». «Интернет-магазины розничных сетей – как нелюбимые дети. Им не уделяют достаточного внимания, и потому они прозябают», – согласен генеральный директор интернет-гипермаркета Dostavka.ru Андрей Хромов. X5 учтет ошибки сетевых коллег и выделит интернет-продажи в отдельный бизнес под управлением компании «АйТи Бизнес». 49% акций предприятия останутся в руках основателя eHouse Владислава Улендеева.

Маржа. Интернет-торговля сохранила не только выручку, но и рентабельность. «Рентабельность интернет-магазинов по EBITDA в кризис не изменилась и составляет 15–20%, нижняя планка характерна для лидеров рынка», – говорит Антон Никольский. Аналогичный показатель по направлению электроники Dostavka.ru сейчас меньше 10%, в 2010 году (компания планирует выйти на плановый объем продаж) он составит 15%. По другим направлениям Dostavka.ru он не ниже 20%. Рентабельность по EBITDA интернет-магазина re:Store, который начал работу летом 2008 года, сегодня в пределах 6–9%. Соответствующие показатели классической розницы ниже: у «МВидео» за первое полугодие – 5%, у X5 Retail за девять месяцев – 8,4%. Дело в том, что статьи расходов почти не изменились. Если традиционные сети тратятся на зарплату продавцам, аренду площадей, оборудование витрин, то интернет-магазины связаны только складскими площадями и программным обеспечением. В результате они выигрывают даже при падении выручки. «До прихода в Dostavka.ru я пять лет проработал в розничном магазине и ответственно заявляю, что издержки интернет-магазина меньше, чем торговой точки», – говорит Андрей Хромов.
Зато программное решение любого крупного интернет-магазина – know-how, стоимость которого исчисляется миллионами долларов. Дело в том, что на российском IT-рынке подобные системы бывают либо очень простыми (фронт-офис без изысков в виде учетных блоков, CRM-модуля), либо очень дорогими. Выбирая между «Битрикс» и Oracle, многие приходят к необходимости создания собственного софта. В итоге, как любой технологический бизнес, интернет-магазин не может отказаться от расходов на программистов. Потому что неработоспособность системы или утечка данных о клиентах способны привести к полному краху.

Серость. Рынок интернет-продаж техники и электроники развивается в кризис по своим законам. Казалось бы, основными конкурентами интернет-магазинов должны быть торговые сети. Однако в этой роли выступают… интернет-магазины, зарабатываю­щие на обналичке. По оценкам Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в 2009 году объем рынка электроники сократится на 25% до $12,4 млрд (в 2008-м был рост на 12%). При падении покупательной способности спрос перемещается в интернет, предлагающий более низкие цены. И в самом выигрышном положении оказываются его «серые» обитатели. Не секрет, что в России более 90% платежей за интернет-покупку осуществляются путем наличного расчета с курьером. Открыть магазин легко, набрать необходимый объем денежной массы тоже несложно. Например, можно предложить товар по себестоимости, и клиент, особенно в кризис, охотно примет самое выгодное предложение. Рентабельность последующего «обналичивания», по мнению участников рынка, может доходить до 40%. Кроме того, по оценкам РАТЭК, импорт электроники легален только на 90%. То есть на практике маржа «нелегалов» может быть выше с учетом закупки товара по цене ниже средней по рынку.
Объем «серого» интернет-рынка примерно равен величине «белого». «Если задать поиск товара в интернете, то три-пять магазинов будут общеизвестными, а остальные 500 – мелкие и новички. Из собеседований при наборе штата мы знаем, что такие магазины в день принимают один-три заказа. Умножаем 500 на два – получаем 1000. А известные магазины в день суммарно обслуживают не более 1000 заказов», – оценивает масштабы Андрей Хромов.

Наличность. По распространенному мнению, развитие интернет-торговли в России тормозит привычка граждан к наличным расчетам. «Мы постоянно пытаемся стимулировать использование банковских карт. Нам это выгодно, поскольку такой подход позволяет работать, не задействуя собственные деньги (многие товары Ozon.ru покупает под заказ за свой счет, а потом перепродает клиенту). Но пока мы никак не можем повлиять на ситуацию», – жалуется Кирилл Гродинский. Похоже, наметились некоторые сдвиги. «Мы рассчитывали, что платежи банковскими картами составят 2–3% от общего объема реализации, а в итоге пришли к 18%, – говорит Светлана Беззубова. – Примерно столько же составляет доля платежей через терминалы». «Мы предлагаем клиентам 25 способов оплаты. При этом безналичные платежи через Сбербанк составляют 27% от общего объема денежных поступлений магазина, 4% платежей поступает через Qiwi-терминалы», – подтверждает Феликс Мучник, основатель и генеральный директор Softkey.
Однако повышение уровня финансовой культуры россиян обходится магазинам дороговато: по словам Феликса Мучника, услуги эквайринга в России стоят минимум 3,5% от выручки крупного магазина. «При оплате заказа карточкой мы 3,5% платежа отдаем эквайреру, а когда мы кладем наличные в банк, то платим не более 0,5%», – говорит Андрей Хромов. На Западе же стоимость эквайринга сопоставима с затратами на классическое обслуживание счетов.

Общая витрина. Поскольку покупатель всегда стремится к сравнительному анализу товаров, посещаемость интернет-сервисов, позволяющих сделать это, растет. Однако совершить покупку через сайты типа market.yandex.ru нельзя, приходится заказывать товары в различных магазинах, что отнимает время. И вот недавно спрос породил предложение – в интернете стали появляться аналоги торговых центров – интернет-моллы. Это портал-витрина, сотрудничающий с множеством магазинов, сервисные возможности которого позволяют покупателю собрать товары различных категорий в одну корзину. Правда, потом корзина все равно автоматически разбивается по поставщикам, и духи «приедут» в один день, а стиральная машина – в другой. Например, подобный интернет-молл iferta открыла компания WebCreds (электронная платежная система). «Платежная система начала работать в феврале 2008 года, – говорит совладелец и генеральный директор группы компаний WebCreds Илья Абуд. – В процессе разработки стратегии ее развития стало ясно, что требуется торговая площадка, на которой можно будет расплачиваться с помощью нашей торговой системы. И в ноябре 2009 года заработал интернет-молл».
Сотрудничество с поисково-аналитическими сервисами магазины оплачивают по числу кликов, а парт­нерство с интернет-моллом – процентом от стоимости покупки. Iferta оценивает свои услуги в 2,5–15% от стоимости товара. По словам Ильи Абуда, стоимость услуг вполне сопоставима с расходами на «клики».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль