«Лишние» расходы розницы

99
Бюрократия. Закон «О торговле» все ближе к принятию. Его декларируемая цель – снижение розничной наценки. Между тем чиновникам стоило бы для начала разобраться с истинными причинами завышенных цен.

Шведская IKEA летом заявила о заморозке инвестпроектов в России «пока не появятся четкие признаки улучшения непредсказуемой бюрократической системы». Компания два года не может открыть торговый комплекс в Самаре. Областная госинспекция стройнадзора не дает IKEA разрешительной документации, и каждый раз после выполнения требований компания получает новые списки замечаний. Французский Carrefour вовсе заявил об уходе с российского рынка. Причиной стало «отсутствие перспектив достижения лидерства в краткосрочной перспективе». Но не последнюю роль могла сыграть неопределенность в регулировании ритейла. «Отсутствие новой редакции закона «О торговле» создает дополнительные риски, – отмечает заместитель начальника аналитического отдела «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. – А региональная экспансия в России без того таит множество сложностей, связанных с различным уровнем экономического развития регионов, а также с коррупцией местных чиновников».

Ловушки для бизнеса. В исследовании Price­water­house­Coopers «Ритейл сегодня и завтра» 2007 года 77% респондентов – руководителей розничных компаний – назвали административные барьеры фактором, оказывающим наибольшее влияние на бизнес. Сюда включены чрезмерное количество документов, препятствия на пути импорта товаров и получения торговых площадей. А также региональная дифференциация административных органов: имея определенную свободу, местные власти вправе устанавливать различные правила и рекомендации, которые ставят дополнительные барьеры для прочих игроков, заставляя предприятия розничной торговли разрабатывать различную политику развития для разных регионов. «Вместо единого российского рынка мы видим 83 рынка с 83 различными нормами регулирования», – опасается представитель федеральной розничной сети. Например, широко распространены рекомендации о закупке товаров у местных производителей, которые часто не могут обеспечить надлежащее качество и регулярность поставок. «Подобная система противоречит существующей системе логистики и снижает эффективность с точки зрения затрат», – отмечается в исследовании PwC.
«Чтобы открыть магазин, нужно обойти 33 контролирующих органа, соблюсти нормы из 600 подзаконных актов, – сетует управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. – Процесс получения любых разрешительных документов в России крайне усложнен. Сроки, количество согласований в законах подробно не прописаны. А когда нет измеряемых данных, работа складывается неэффективно. В итоге стоимость введения в эксплуатацию одного магазина увеличивается минимум на треть». Генеральный директор «Виктории» Олег Жуников говорит, что здесь он поддерживает Дмитрия Потапенко: «Сложно с этим. Ты можешь не получить бумажку, или подпись от пожарной инспекции, или Роспотребнадзора, даже если все правильно делаешь. А без разрешения работать не можешь. Так и появляются на полках: вода от пожарного, консервы от СЭС. Минимизировать такие расходы можно только через борьбу с коррупцией».
Ежемесячная «административная рента» может составлять от 0,5%, а в отдельных регионах – и все 3% от месячного оборота, рассказывает исполнительный директор АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) Илья Белоновский. В итоге страдают покупатели. «Ритейлеры в любом случае будут стремиться переложить такие непроизводственные расходы на конечного потребителя. В условиях сильной конкуренции им это не всегда удается. Однако там, где на рынке доминирует один игрок, это сделать проще и розничная цена корректируется на эти расходы», – рассуждает партнер BDO в России Елена Хромова.
«Пути минимизации таких расходов – единые стандарты и подходы к регулированию торговли по всей стране, чтобы правила не отличались от региона к региону. Принятие обсуждаемого закона «О торговле» должно упорядочить эту систему, в нем прописан исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления. Это закон прямого действия, который распространяется на всю страну, на каждую торговую точку, – отмечает Илья Белоновский. – И это один из его немногих положительных моментов».

Неучтенные кражи. Порядок выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию зданий становится наиболее актуальной проблемой в регионах, где нет достаточного количества площадей, подходящих под современные форматы. «Федеральные и региональные сети уровней вынуждены строить магазины самостоятельно, – отмечает эксперт KPMG Ирина Пенкина. – Длительные процедуры согласований, многочисленные разрешения делают инвестиции в развитие рискованными и зачастую неэффективными, что отражается на норме прибыли, необходимой для окупаемости отдельно взятого магазина и сети в целом».
«Завышены арендные ставки и цены на торговую недвижимость. В большой мере из-за неэффективной работы механизмов государственного регулирования в сфере строительства и землепользования, – полагает Елена Хромова. – Нередко в расходы включается коррупционная составляющая». Взятки – вот почему крупные западные ритейлеры не стремятся в Россию. «Впрочем, как раз это на руку нашим российским компаниям, – отмечает аналитик «Метрополя» Мария Сулима. – Допустим, если Wal-Mart решит открыть здесь 150 магазинов, то это негативно скажется на перспективах конкурирующих с ним сетей».
Один из болезненных вопросов – неэффективное регулирование учета потерь и излишек из-за жесткости налогового законодательства. В мировой практике потери розничных сетей оцениваются в размере 0–3% от товарооборота, половину из которых составляют кражи, треть – ошибки в бизнес-процессах. «Эти же показатели в российских сетях существенно выше, – заявляет Ирина Пенкина. – Однако невозможность списывать на расходы недостачи без наличия винов­ных лиц приводит к искажению финансового результата».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль