Рейтинг городских бюджетов

69
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Госфинансы. Статус субъектов федерации позволяет Москве и Санкт-Петербургу тратить на своих горожан в разы больше, чем могут себе позволить другие «миллионники».

По данным Росстата, на начало 2009 года в России было 11 городов с численностью населения более 1 млн человек. «Ф.» отсортировал их по объему бюджетных расходов, запланированных на 2009 год, в расчете на душу населения. Очевидно, что две столицы – обладательницы самых больших в стране городских бюджетов. Рост экономики до кризиса позволял им жить на широкую ногу. В 2002-м–2008-м расходы московской казны увеличивались в среднем на 28% в год, причем начиная с 2005-го рост этот постоянно ускорялся. У Санкт-Петербурга в тот же период расходы прирастали в среднем на треть ежегодно. Остановить гонку удалось только кризису: в бюджете Москвы на текущий год расходы запланированы на 12% меньше, чем в 2008-м. Питерская мэрия намерена сократить их на 4,5%. Тем не менее по уровню расходов в расчете на одного жителя оба лидера остаются недосягаемыми для других городов с более чем миллионным населением. Так, Москва тратит в десять, а Санкт-Петербург – почти в шесть раз больше, чем такие крупные региональные центры, как Челябинск, Казань, Омск и Самара.
Этот отрыв в бюджетном благополучии объясняется не только большим масштабом экономики, но и различием налоговых баз. Во-первых, Москва и Питер, будучи не просто городами, а субъектами федерации, располагают более серьезными источниками поступлений. Они получают часть налога на прибыль: для официальной столицы России это около трети всех доходов, для северной – примерно одна пятая. Еще одна дорогостоящая привилегия городов-регионов – налог на имущество организаций. Например, ожидается, что в московскую казну по итогам 2009 года по этому каналу поступит более 20 млрд рублей от одного только «Газпрома». Менее значимые, но тоже существенные статьи доходов – акцизы, а также транспортный налог.
Во-вторых, если сравнивать одни и те же источники в разных городах, то две столицы и тут будут в выигрышном положении. Налогоплательщиков – как юридических, так и физических лиц – в Москве и Питере больше, и в среднем они богаче. К примеру, возглавляемая Юрием Лужковым мэрия рассчитывает в следующем году получить в виде НДФЛ более 417 млрд рублей, даже несмотря на потерю ценного налогоплательщика – Михаила Прохорова, который в мае этого года сменил прописку, зарегистрировавшись в поселке Еруда Красноярского края. А скажем, в Казани физлица предположительно дадут бюджету лишь 3,9 млрд рублей – в 100 с лишним раз меньше, чем в Москве. При этом разница в численности населения двух городов только 10-кратная. Объяснение такого перекоса кроется в более высоких в среднем доходах москвичей, но не только в них. Дело еще в том, что огромное число жителей Подмосковья трудится в столичных компаниях. Эти люди делятся частью своих зарплат с бюджетом Москвы, но не учитываются в статистике как ее население. Конечно, нечто подобное происходит и в региональных центрах, но в гораздо меньших масштабах.
У обычных крупных городов структура собственных доходов поскромнее, средний налогоплательщик победнее. Помимо НДФЛ, муниципальные финансы в значительной мере опираются на безвозмездные поступления из бюджетов субъектов федерации, в которых находятся города. Если Москве помощь из центра дает чуть больше 1% доходов, а Санкт-Петербургу – около 14%, то в других «миллионниках» более типична доля 30–40%. Однако возможности «вышестоящих» бюджетов в кризис также ограничены. Даже расчет на федеральное софинансирование строительства крупных инфраструктурных объектов зачастую оказывается неоправданным. Поэтому городским властям приходится сокращать расходы, прежде всего на капитальное строительство. В следующем году многим придется пойти и на заморозку зарплат бюджетникам: уже известно, что в Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске повышение пока не планируется (как, впрочем, и в Москве). Но, несмотря на экономию, бюджеты всех «миллионников» в следующем году, вероятно, сложатся с дефицитом, как и в нынешнем.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль