Роман Огоньков: «Российский рынок ритейла еще не оформился окончательно…»

86
Интервью. Председатель правления Национальной факторинговой компании Роман Огоньков рассказывает о новых инструментах финансирования для российской розничной торговли.

Роман, как вы оцениваете состояние российского ритейла?
    – Сравнивая ситуацию в ритейле с ситуацией в других отраслях, можно сказать, что если уж есть сегменты в экономике, которые в большей или меньшей степени устойчивы, так это ритейл. Невзирая на пересмотр потребительской корзины, люди приходят в магазины и покупают товары первой необходимости. То есть стабильный неэластичный спрос стал фундаментом для сохранения входящего денежного потока.
Что произошло в этом секторе за первые 9 месяцев 2009 года?
– Главным позитивным событием является то, что подавляющее большинство ритейлеров-федералов смогли реструктурировать долги. Стоит отметить, что увеличилось влияние сетей на своих поставщиков, особенно на представителей малого и среднего бизнеса. Эти компании, столкнувшись с ограничениями в кредитовании, прежде всего оборотного капитала, были вынуждены сокращать объем «дебиторки». Минимизируя риски, они отказывались от работы на условиях отсрочки со слабыми покупателями. Однако продолжали работать с сетями, попадая, таким образом, еще больше под пресс зависимости.
Какие инструменты торгового финансирования используются участниками рынка?
– В России появился закупочный факторинг, известный на Западе как конферминг (от англ. сonfirm – подтверждать). Схема работы предполагает финансирование поставщика в размере 100% от суммы поставки по факту приемки товара покупателем. Таким образом, поставщик ликвидирует кассовый разрыв, а покупатель получает отсрочку платежа на необходимый срок и сумму. 
Насколько я понимаю, для российского рынка это новое явление?
– Я полагаю, что были ситуации, когда инициаторами факторинговой сделки выступал покупатель, но мне не известно о существовании готового поточного продукта.
То есть НФК объявляет о создании такого продукта?
– В сентябре мы «запустили» первого клиента – региональную продуктовую сеть в Татарстане. Закупочный факторинг – это не наше ноу-хау, мы просто адаптировали его под российский рынок. В Великобритании Sainsburry`s работает по конфермингу с Royal Bank of Scotland, Walmart в Мексике с NAFIN. Оказывает услуги конферминга испанский Santander – доля конферминга составляет там около 40% рынка факторинга.
Мне известны сделки, когда факторинговые компании, предоставляющие финансирование, опирались на сеть. В частности, так было с «Детским миром». Но это был не поточный продукт, а эксклюзивный. В связи с этим вопрос. Насколько близок продукт, который вы предлагаете, к «коробочному», если можно ввести такое определение?
– После некоторых событий использовать прилагательное «коробочный» рядом с существительным «факторинг» не хочется. Но вы точно подметили особенность, связанную с технологией. Документооборот осуществляется исключительно через электронную систему с использованием электронно-цифровой подписи как со стороны покупателя, так и со стороны поставщика.
Можно ли конкретизировать, в чем выгода поставщика и покупателя от применения именно этого продукта?
– Для поставщика работа с закупочным факторингом равнозначна получению оплаты в размере 100% по факту отгрузки. Покупатель же сокращает издержки, связанные с необходимостью подтверждать действительность денежных требований – эта процедура переведена на IT-платформу. При закупочном факторинге, в отличие от классического, покупатель четко представляет размер установленного на него лимита и может самостоятельно им распоряжаться, выбирая, каких поставщиков финансировать, а каких нет.
Получается более оптимальная структура?
– Это структура продукта, который в большей степени учитывает интересы покупателя.
Как происходит оценка рисков?
– Помимо проведения классического финансового анализа серьезное внимание обращается на бизнес-модель. Можно говорить о грамотном управлении ассортиментным рядом, о сбалансированности издержек, о соотношении этих издержек с входящим денежным потоком.
Вы сказали, что по технологии поставщик получает от вас сразу же 100% суммы. Где тогда «зашита» ваша прибыль и в чем она выражается?
– Существует несколько схем, по которым может взиматься комиссия.
Комиссию платит сеть?
– Это классический вариант. Мне известно, что ряд наших партнеров ведут переговоры со своим поставщиком о пропорциональном разделении расходов.
Насколько дорого обходятся ритейлу ваши услуги? До какого срока вы готовы финансировать? И сколько это может стоить?
– Максимальный срок отсрочки платежа – 120 дней. Стоимость финансирования – от 18% до 22% годовых. Фиксированная часть комиссии, которая зависит от величины установленного лимита и взимается в процентах от оборота, – от 0,5% до 1%. Если говорить о средних ставках по безрегрессу, то это в среднем 1–1,2 % от суммы страхового покрытия.
Все разумно и не очень дорого.
– Смотря с чем сравнивать.
Стоимость финансов вы назвали 18–22 %. Это среднерыночная стоимость кредита.
– Закупочный факторинг дешевле, чем классический. Но нужно четко понимать, что есть регресс и безрегресс, потому что эти 1–1,2 %, которые являются платой за страховое покрытие, занимают ощутимую долю в расходах. Но это уже личное решение поставщика – продавать дебиторскую задолженность, списывая ее с баланса сразу, или работать по схеме с регрессом.
Как вы оцениваете перспективы этого инструмента на российском рынке?
– Хорошие. Российский рынок ритейла еще не оформился окончательно, нас ждут слияния и поглощения. Чтобы тебя купили или пригласили присоединиться к другой структуре, нужно быть привлекательным. Для чего требуется развиваться, следить, так сказать, за интерьером в виде торговых помещений, ассортиментного ряда, количеством поставщиков и т.д., и за экстерьером, в виде, в первую очередь, хорошей отчетности. На все эти «удовольствия» нужны деньги, которые можно получить, в том числе работая по закупочному факторингу. Период острой потребности в финансировании мы оцениваем в 3–5 лет и видим для себя возможность получить дополнительный доход от этого продукта.
Дополнительный относительно чего?
– Мы минимизируем затраты, связанные с продажами наших продуктов. Консультант, концентрируясь на одном ритейлере, получает доступ к большому числу потенциальных клиентов, которым можно предложить другие продукты факторинговой семьи. Некая экономия на масштабе.
Мультиплицирующий эффект.
– Да. Оговорка, которую хотелось бы сделать: когда мы говорим о факторинге, мы имеем ввиду семейство всех продуктов, объединенных на Западе в линейку Asset Based Finance. Философия ABF заключается в том, что сумма займа в первую очередь зависит от стоимости обеспечения, в отличие от банковского кредитования, которое первично основывается на состоятельности и кредитоспособности самого заемщика. Однако ABF работает только при наличии инфраструктуры, которая способна правильно оценить риски и потом работать с обеспечением. Эти две оговорки имеют большое значение.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль