Игорь Пономарев об «Автовазе»

65
Не успела утихнуть тема с покупкой Opel, как возникла новая – не менее мутная – попытка раскрутить Renault на инвестиции в «Автоваз»

О странностях первой сделки я уже много писал, теперь пришла пора начинать русско-французкую автосагу. Прежде всего напрягает в ней то, что власти порой идут на шаги, противоречащие элементарной норме справедливости по отношению к своим гражданам, а о законах даже говорить не стоит – известно, что они в России что дышло.
Во-первых, предполагается безвозвратно потратить на нужды «Автоваза» около 2 млрд из бюджета, т.е. средства граждан РФ. Сумма инвестиций со стороны Renault-Nissan при сохранении ими доли в 25% пока предполагается на уровне 300 млн евро, причем технологиями и оборудованием. За бюджетные 2 млрд евро мы получим одну, на мой взгляд, не самую интересную в своем классе платформу и, скорее всего, старое оборудование. Сам Renault его не выпускает, а на новое концерн не будет тратить живые деньги. Чудеса арифметики или щедрый дар французскому народу? В период высоких цен на оборудование и прочие инвестиционные активы вложения в $1 млрд позволили VW, Nissan и Toyota построить три завода в РФ. То есть на 2 млрд евро можно построить 9 заводов в Тольятти. Не лучше ли было провести международный тендер и дотировать инвесторам на каждый вложенный евро еще один-два из бюджета? Но это была бы слишком открытая и понятная сделка. Во-вторых, откровенная спекуляция – социальная сторона вопроса. Сокращение 27 тыс. человек муссируется постоянно, и для создания новых мест и прочего направляются колоссальные средства. А планируемое сокращение только в Сбербанке составит 30 тыс. человек до конца этого года, и еще 20 тыс. – в будущем. И таких предприятий – тысячи. Похоже, эти люди правительство не интересуют. В-третьих, предприятие на грани банкротства кредитуют банки с госучастием под низкий процент. Чудная модель поведения менеджмента банков после проведенных народных IPO! Полный аналог советских займов на восстановление народного хозяйства и, похоже, с тем же финалом. В-четвертых, российская сторона фактически предоставила французской бесплатный опцион на дальнейшее участие в проекте.

Похоже, в Renault определяются с будущей стратегией и делают вывод об ошибочности предыдущей. Ведь инвестиции в 1 млрд евро были произведены менеджментом концерна вопреки интересам акционеров лишь для того, чтобы войти в тройку крупнейших производителей за счет продукции «Автоваза». Но что сейчас значат 300 тыс. «Жигулей» против планировавшегося миллиона? А конкуренты правильно вычислили тренд, и VW, например, по итогам трех кварталов 2009 года стал крупнейшим производителем в мире, прирос Китаем, Бразилией и Мексикой. Для Гона это стало настоящим Ватерлоо вместо Аустерлица.
И наконец, вследствие абсолютно разного понимания целей и задач обеими сторонами, тексты названий соглашений на русском и французском языках различаются. Каждый видит то, что хочет видеть. Разве это не индикатор того, что сделка, если она состоится, будет непонятной, запутанной и мутной? Так что финал может быть аналогичен мегасделке с Opel.

 

* Автор – председатель совета директоров автодилера Genser.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль