Кризис структурирует продукты

82
Упаковка. Инвесткомпании и банки предлагают странные, на первый взгляд, вещи: гарантированно сохранить капитал, не теряя шанса получить неограниченную доходность. На поверку «чудесного» в этой технологии немного.

В отличие от американского рынка, на котором приток средств клиентов во взаимные фонды возобновился с апреля 2009 года, отток средств из российских ПИФов не думает останавливаться. Инвесторов не воодушевила ни возможность купить паи на дне зимой, ни весеннее ралли, ни обновление посткризисных максимумов осенью. По данным Национальной лиги управляющих, в октябре из открытых ПИФов утекло 1,15 млрд рублей. Самая очевидная причина – снижение доверия к управляющим, сомнения в их профессионализме. На Западе эта тенденция проявляет себя во все большем интересе к пассивным инвестиционным стратегиям. Если вновь создаваемые взаимные фонды не могут перекрыть количество ликвидированных, то число новых ETF (exchange-traded fund) и объемы выпускаемых ими паев, напротив, растут, и по самым оптимистичным оценкам до конца года стоимость активов этих фондов может превысить $1 трлн.
В России свои формы пассивного инвестирования также появились и зарекомендовали себя еще до кризиса. Однако пока это не ETF (их не было и нет), речь идет о структурных продуктах (СП) – индексируемых депозитах и кредитных нотах, ставки по которым привязаны к определенному индикатору, акции или товарному контракту, иногда корзине активов.

Нефтяные депозиты. Наиболее демократичные структурные продукты – индексируемые розничные вклады, входной билет в которые зачастую не превышает 100 тыс. рублей. Это обычные депозиты, на которые даже распространяется Система страхования вкладов. Однако при этом доходность теоретически не ограничена, а доля участия в росте цены, скажем, нефти, кофе или доллара варьируется в зависимости от срока вклада и его размера. К примеру, при сумме вклада от 100 тыс. руб­лей максимальный коэффициент участия во вкладе «Нефть» у «КИТ Финанса» определен в 50%. По словам Натальи Газиевой, директора департамента структурных продуктов и торговых операций «КИТ Финанса», с момента запуска компанией таких продуктов в 2007 году и до начала прошлой осени их покупали примерно на 100 млн рублей в месяц. Кроме «КИТа», этот продукт сегодня предлагает, например УБРР. Но многие, запустившие инвествклады до кризиса, уже успели вывести их из своих линеек.
«С ним можно заработать до 20% годовых!» – заявляет о своем депозите тот же УБРР, оговариваясь, что такой результат возможен, если прирост индекса РТС составляет более 15,085% за три месяца или более 20,085% за шесть (в зависимости от варианта вклада), в противном случае – только 3% годовых. Сегодня пусть не 20%, но 16% – уж точно можно получить по обычным депозитам без всякого риска. К тому же человеку несложно самому сформировать некое подобие продукта с защитой капитала. Берем 100 тыс. рублей, 93,5 тыс. из них размещаем на депозите в банке, скажем, под 16% годовых с ежемесячной капитализацией на полгода. На оставшиеся 6,5 тыс. – приобретаем паи индексного ПИФа. Через шесть месяцев банк гарантированно возвращает 100972  руб­ля (результат до вычета НДФЛ – 101234). То есть вкладчик обеспечен доходностью более  1,9% годовых даже при падении индекса РТС до нуля. Но если ожидания относительно 20-процентного прироста оправдаются, то без учета издержек, связанных с доверительным управлением, доходность такого кустарного продукта приблизится к 17,2% годовых (18% до вычета НДФЛ), а при нулевом приросте приблизится к 15% (15,5%). Другое дело, что она может оказаться значительно выше при более мощном движении рынка  или если в качестве источника потенциально неограниченной прибыли применять инструменты срочного рынка – более сложные для неподготовленного инвестора.
Именно сложность и непонятность инструментов ограничивает потенциальный спрос на них. Ну а попытки «персональных финансовых менеджеров», используя практику холодных звонков, продать облигации «с защитой капитала и с неограниченной доходностью» встречают неоднозначную реакцию у людей подготовленных.
Структурированные ноты предлагает, например, «Тройка Диалог». Эмитентом последнего выпуска выступила дочка компании – ООО «Тройка Инвест», переменная доходность привязана к изменению индекса РТС и динамике доллара к рублю согласно формуле. В случае неисполнения обязательств «Тройкой Инвест», выпуск будет выкуплен головной компанией по безотзывной оферте. Нынешним летом-осенью «Тройка Инвест» разместила два выпуска индексируемых бондов общим объемом 371 млн рублей.
Большинство же игроков предлагают СП в рамках доверительного управления, имея в виду операции на срочном рынке, ограниченные для обычных ПИФов. «Структурные продукты развивают те компании и банки, которые сами являются сильными маркет-мейкерами на рынке опционов, поскольку, как правило, в структурных продуктах зашиты именно такие контракты», – напоминает гендиректор агентства Derivative Expert Илья Ефимчук.
Эксперты замечают, что пока в России не так уж много способов оформления СП. «Сегодня существует только два прозрачных механизма: индексируемые депозиты и облигации. Остальные формы – договоры с векселями и т.д. – намного менее прозрачные, с ними возникает больше вопросов, связанных с налогообложением. Индексируемые депозиты и облигации позволяют оформлять только СП с защитой капитала. 95% таких продуктов в России – со встроенными стандартными опционами колл/пут, чаще всего одиночными, очень редко – с бинарными. А продуктов с барьерными, азиатскими и еще более сложными опционами крайне мало – опыт российских банков и инвесткомпаний по прайсингу и хеджированию таких инструментов пока ограничен», – уточняет Михаил Глухов, руководитель проекта SProducts.ru.
Растущий интерес к СП именно сейчас участники рынка связывают с неопределенностью ситуации на рынках – будет ли вторая (третья) волна кризиса? Пока нет однозначного ответа на этот вопрос, хорошо бы сделать безубыточную инвестицию, а в случае роста актива – получить и высокую доходность. Гарантии возврата капитала в случае с инвесткомпаниями, естественно, не те, что по вкладам. Полагаться тут можно на надежность эмитентов облигаций или на дополнительные гарантии самого продавца СП. То есть риски, связанные с дефолтами, все равно остаются.

Мелководье. Но не страхи будущих дефолтов объясняют зачаточное состояние индустрии СП. Главные барьеры – слабое развитие рынка деривативов, недостаточный опыт банков и инвесткомпаний в данной сфере. Кроме того, спрос на СП напрямую связан с популяризацией этих продуктов и просветительской работой самих управляющих.
Оборот на рынке опционов в FORTS не превышает $50 млн в день, при этом основной объем приходится на три-четыре акции. Остается только один ликвидный рынок – фьючерс на индекс РТС, объемы торгов которым в октябре 2009 года достигли $1,3–1,4 млрд в день. Но одного инструмента мало. Объемы продаж СП большинство компаний предпочитают не раскрывать. «В нашей компании они растут по 50–100% последние месяцы, однако в общем объеме реализованных нами продуктов, включая ПИФы, доверительное управление и прочие, СП занимают, может быть, 1–2%», – говорит Павел Сороковой, начальник отдела срочного рынка «Брокеркредитсервиса». «Был период, когда 10% всех депозитов в нашем банке приходилось на индексируемые депозиты, – вспоминает Наталья Газиева. – Сейчас мы снова активно продвигаем СП».
«Рынок структурных продуктов внебиржевой, и информация о его объемах не публикуется или публикуется очень отрывисто. Нет обязательного отчета о сделках. К тому же формы реализации СП могут быть разные, как правило, они не предполагают публичности. Поэтому оценить объем можно с очень серьезными допущениями», – замечает Михаил Казарин, управляющий директор департамента казначейских операций Росбанка. Интерес к СП хорошо иллюстрируется и косвенными методами. «По данным Google, общее количество запросов по СП во всем Рунете чуть превышает 500, в то время как запросов на «structured products» во всем мире делается более 50 тыс. ежемесячно», – рассказывает Михаил Глухов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль