«Ученый» неплательщик

83
Долги. Обиженный заемщик – самый проблемный должник, особенно если это бывший сотрудник банка.

«Наш внутренний collection порой даже отказывается работать с бывшими сотрудниками, это самые тяжелые и агрессивные должники», – уверяет корреспондента «Ф.» собеседник в одной из кредитных организаций группы Societe Generale. «Уволенные работники банков, которые не платят по кредитам, – это действительно проблема», – соглашается гендиректор коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.
По словам коллекторов, эти люди более грамотны в финансовом смысле, чем среднестатистические заемщики, и к тому же неплохо знают, как устроена система работы с должниками в кредитной организации.

С приставкой «экс». Бывшие банковские работники обычно имеют представление о кредитной «кухне» и владеют определенным объемом информации, признает заместитель гендиректора коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров: «Среднестатистический сотрудник банка обычно знаком с кем-то в службе collection, а тот, как минимум, представляет, как «живет» долг этого человека». По его словам, в подавляющем большинстве «тяжелых» для коллекторов случаев речь идет об уволенных в разгар кризиса клерках западных банков. «Они точно знают, что им не придется столкнуться с мифами, которые ходят о коллекторах в России, и никаких «третьих лиц» в их случае не появится», – говорит Александр Федоров.
Кроме того, такие «специалисты» готовы идти только в суд, чтобы там отстаивать свою правоту в споре с банком, напрочь отказываясь от общения с коллекторами. Часть кредитных организаций вообще предпочитают не судиться по «мелочи», и если сумма не превышает некой планки, то после определенных процедур по взысканию долга в отсутствие результата его просто списывают. «Дело в сумме – у каждого банка свой порог списания», – говорит Александр Федоров.
Несмотря на массовые увольнения в финансовой сфере в период острой фазы кризиса, коллекторы сдержанно говорят о масштабах проблемы. «В процессе реализации нескольких проектов мы сталкивались с реестрами должников, в которых была заполнена графа «профессия», но количество банковских сотрудников в этих реестрах обычно не превышало 1%», – рассказывает управляющий партнер агентства Morgan & Stout Димитриос Сомовидис. Примерно те же цифры называют и другие эксперты.
Однако, по словам одного из собеседников «Ф.», в кредитных организациях очень опасаются эскалации: с недавних пор в резюме сотрудников нескольких банков появилась новая обязательная к заполнению строка – «кредитная история». Таким образом, финансовые учреждения пытаются отсеять потенциальных должников, которые могут появиться в их рядах. Пока же им приходится сталкиваться с разными ситуациями. В одном из банков рассказывают, как обращались за помощью к коллегам, поскольку злостный неплательщик оказался инкассатором в другой кредитной организации. «Согласитесь, весьма пикантная ситуация, когда человек, который кому-то должен, ежедневно перевозит деньги буквально в мешках», – рассуждают в банке.
«Если честно, я удивлен, – говорит президент группы компаний «Долговой эксперт» Валерий Кардашов. – В моей практике бывшие сотрудники банков, наоборот, платили весьма исправно. Не могу сказать, что делали это с энтузиазмом, но все-таки платили». Валерий Кардашов сам выходец из банковской системы: несколько лет курировал розницу в ранге вице-президента в Промсвязьбанке и зампреда правления в Русь-банке, поэтому знает, о чем говорит. С декабря прошлого года он и несколько его бывших коллег стали коллекторами, запустив проект «Долговой эксперт». По словам Валерия Кардашова, бывший сотрудник банка как раз лучше других понимает, чем ему грозит имидж злостного неплательщика: он не только испортит свою кредитную историю, но и получит отрицательные рекомендации с предыдущего места работы. Фактически ему будет сложно устроиться на работу в любую более или менее крупную кредитную организацию. «Так могут поступать только недальновидные банковские работники, – говорит Валерий Кардашов. По его словам, он сам вынужден был досрочно погасить кредит, когда увольнялся из банка.
Коллеги с ним не согласны. У уволенных сотрудников банка обычно есть дополнительный повод для раздражения, поскольку в большинстве случаев в договоре прописывается условие, по которому в случае увольнения он должен погасить кредит, полученный на льготных условиях. Второй вариант – экс-сотрудника переводят на «обычные» условия, то есть на повышенную ставку. «И тот и другой вариант, вполне естественно, вызывают у человека раздражение», – говорит Елена Докучаева.
Коллекторы солидарны: обиженный должник – страшный должник. Вне зависимости от профессии. При этом в разных секторах экономики и настроения у проблемных заемщиков разные: сотрудники, скажем, девелоперских компаний продолжают «копить» долги, в то время как граждане, занятые в телекоммуникационном секторе, стали платить лучше, чем еще несколько месяцев назад.

Путин vs Обама. По данным Столичного коллекторского агентства, в зависимости от различных характеристик, влияющих на качество портфеля (вида кредита, срока просрочки), во внесудебном порядке удается договориться о вариантах погашения с 30–40% должников. С остальными приходится разбираться в суде.
«Снижение уровня доходов, потеря заемщиками работы являются главными факторами роста невозвратов по стране. В условиях резкого снижения доходов отвечать по своим обязательствам в срок многим заемщикам проблематично, – говорит Димитриос Сомовидис. – Конечно, есть небольшой процент людей, которые используют финансовый кризис в качестве отговорки и не погашают кредит вовремя». В компании «Секвойя» приводят следующие данные: сегодня около 44% должников, ссылающихся на финансовые трудности, продолжают вносить платежи в счет долга.
Что интересно, согласно статистике, граждане с высшим образованием платят гораздо хуже, чем должники, у которых нет вузовского диплома. Менее образованная публика, в свою очередь, легче клюет на всевозможные популистские трюки. Год назад, как рассказывают операторы рынка, доходило до смешного. «Путин же сказал, что можно не платить по кредитам», – заявил должник представителям одного из банков. «Наш банк американский, а Барак Обама сказал, что платить все-таки нужно», – парировали сотрудники кредитной организации.

Кризисные цифры. При ухудшении платежеспособности граждан в период нынешнего кризиса в среднем на 10% рост просрочки составил 50%, подсчитали специалисты компании «Секвойя Кредит Консолидейшн». По данным Центрального банка, на 1 октября 2009 года просрочка граждан по кредитам достигла 231 млрд руб­лей, или 6,38% от объема выданных ссуд. Однако реальная проблемная задолженность по кредитам гражданам, по мнению экспертов, находится на уровне 15%.
Средняя сумма долга заемщиков-граждан в 2008–2009 годах выросла на 52,4% – с 24,6 тыс. до 37,5 тыс. рублей, говорят в «Секвойе». В Столичном коллекторском агентстве называют среднюю цифру долга в 45 тыс. рублей.
«Хотя многие считают, что у коллекторов начался «золотой период», не все так просто, – рассказывает Елена Докучаева. – На работу с должниками нам приходится тратить больше средств, чем раньше». Затраты за последний год, по подсчетам «Секвойи», увеличились в полтора раза. В частности, количество совершаемых визитов в расчете на одного должника за девять месяцев 2009 года выросло на 42,4% – с 1,5 до 2,15, а доля заемщиков, «нуждающихся» в посещениях, – на 69,7%. С началом кризиса коллекторам приходится и больше работать с телефоном – количество звонков в месяц выросло с 80 до 96 на «клиента». «Чтобы достигать прежней эффективности в текущих условиях, необходимо предпринимать больше высокозатратных действий», – говорит Елена Докучаева.
Аналитики СКА предполагают, что к концу года объем выданных розничных кредитов составит 3,5 трлн рублей, из которых 300–310 млрд рублей, согласно только официальным данным, будут просрочены. Радует коллекторов лишь то, что число бывших сотрудников банков, числящихся в должниках, должно пойти на спад – чиновники спешат объявить о стабилизации ситуации в банковской системе.

 

«Ученый» неплательщик

 

«Ученый» неплательщик

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль