«Градусник» для малого бизнеса

92
Инструмент. Изучение настроений в среде малого и среднего бизнеса позволяет не только определять текущее состояние отрасли, но и прогнозировать развитие экономической ситуации в целом.

«Градусник»  для малого бизнеса

 

Любой бизнес, сколь бы он не был защищен от внешних и внутренних угроз, сопряжен с риском. Немаловажным фактором успешного развития любой организации является доверие. Более того, по мнению многих экспертов в области экономики и финансов, доверие становится все более дорогим активом и его в полной мере можно считать фундаментальной экономической категорией.
При низком уровне доверия общественное сотрудничество в любой сфере ограничивается рамками формальных правил и регламентаций, требующих к тому же  мощных контрольных механизмов, утяжеляющих любую структуру и приносящих дополнительные издержки. Согласно расчетам, недоверие влечет за собой примерно 50-процентное увеличение себестоимости продукции, снижающей ее конкурентные способности.
При низком уровне доверия наблюдается излишняя авторитарность в управлении корпорациями. Кроме того, собственность неизбежно концентрируется в крупных городах и уходит из провинции, что в свою очередь создает кадровые проблемы и значительно увеличивает инфраструктурные и операционные издержки.
При отсутствии доверия или его очень низком уровне банки лишатся вкладчиков, компании – инвесторов, перестанут выдаваться кредиты, остановится работа биржевых площадок. До столь катастрофических явлений отечественной экономике пока еще очень далеко. Однако недостаточные доверительные отношения между властью, бизнесом и населением – это достаточно серьезное препятствие для успешного развития России. В частности, по различным оценкам у населения на руках находится около $80 млрд, которые никто не торопится инвестировать в реальный сектор либо вносить на депозиты.
Поэтому все участники рынка, включая государственные регулирующие структуры, стремятся к высокому уровня доверия своих целевых аудиторий. Именно поэтому для построения систем с положительной обратной связью, подразумевающих учет уровня доверия к политическим и экономическим процессам, многие страны и отдельные корпорации идут на создание специальных служб мониторинга настроений в различных секторах бизнес-сообщества.

Измерительные приборы. На Западе наблюдение за уровнем доверия ведется уже почти 50 лет. Одним из самых авторитетных институтов, проводящих исследования настроений потребителей (Consumer Sentiment Index) является Мичиганский университет (США). Этот индекс основан на результатах опроса населения на предмет уверенности в текущей экономической ситуации. Расчеты ведутся с 1966 года, и начальное значение индекса принято за 100 пунктов. Помимо Мичиганского университета, в США аналогичные опросы проводит Некоммерческая информационная палата (Conference Board).
В Европейском союзе рассчитываются несколько индексов, позволяющих оценивать различные аспекты деловой и политической атмосферы. Наиболее популярными являются индекс делового доверия (EMU Industry Confidence), индекс доверия потребителей (EMU Consumer Confidence) и индекс уверенности и экономической сфере Еврозоны (Economic Confidence).
Последний индикатор составляется из индексов потребительского доверия, доверия в промышленности, доверия в сфере сервиса и некоторых других параметров. Economic Confidence наиболее полно отражает настроения в экономике Еврозоны и имеет наибольшее значение с точки зрения оценки перспектив экономического роста. Индекс может меняться в пределах от 80 до 120 пунктов. Значения выше 100 пунктов говорят о хорошем уровне деловой активности, а снижение ниже этого порога свидетельствует о неблагоприятной конъюнктуре рынка.
Банк Австралии (NAB) рассчитывает индекс доверия в деловой среде (NAB Business Confidence), описывающий настроение австралийских компаний в несельскохозяйственных секторах экономики. Этот индикатор выводится на основании опроса примерно 350 компаний разного размера – от малого бизнеса до транснациональных корпораций. Национальный банк Новой Зеландии ежемесячно публикует индикатор уверенности в деловой среде (NBNZ Business Confidence), рассчитывающийся на основе опроса 1500 фирм.
В Японии наиболее интересны два индекса. Первый – индекс потребительского доверия (Consumer Confidence Index) – рассчитывается секретариатом кабинета министров и основан на ответах потребителей по четырем категориям: оценка общего состояния экономики, рост доходов, условия труда, желание покупать товары длительного пользования. Пороговым значением этого индекса является уровень 50 пунктов – выше этого показателя число оптимистично настроенных потребителей превышает количество пессимистов. Второй по важности японский индикатор – индекс доверия малого бизнеса (Small Business Confidence). Высокие показатели этого инструмента говорят об оптимизме малого бизнеса, уровень которого влияет на курс национальной валюты.

Российский индикатор. В начале 2007 года банк «Траст» и социологический центр Romir Monitoring начали регулярные исследования настроений отечественного малого и среднего бизнеса (МСБ) и расчета «Траст индекс МСБ». В качестве аналитического аппарата была использована методика Мичиганского университета, адаптированная к российским условиям.
Согласно методике исследований, Romir Monitoring каждые два месяца опрашивает более 1000 предпринимателей, которые отвечают на пять вопросов: о текущем состоянии бизнеса и сектора МСБ, об ожиданиях в области инвестиций, о взаимоотношениях с властью и перспективах кредитования. Итоговый показатель состоит из двух компонентов: индекса текущего состояния и индекса ожиданий. Оценка 200 единиц говорит о максимальном оптимизме и исключительно положительных ответах участников опроса, 100 – о равной доле «плюсов» и «минусов», значения менее 100 – о преобладании негативных настроений в МСБ.
По итогам первого замера в марте 2007 года «Траст индекс МСБ» составил 130 пунктов. При этом в группе предприятий малого и среднего бизнеса были зафиксированы более высокие значения – 136 и 138 пунктов соответственно. Более половины участников опроса отметили рост объемов рынка и улучшение состояния бизнеса.
В августе 2009 года прошел двенадцатый раунд исследований. Значение индекса составило 65 пунк­тов, что на 5 пунктов ниже результатов одиннадцатой волны, состоявшейся в мае 2009-го и почти вдвое меньше показателей августа 2008-го. Падение индекса МСБ было вызвано снижением значения параметра текущего состояния (на 12 пунктов). В то же время параметр ожидания вырос на два пункта (до 91) по сравнению с маем 2009-го.
Интересно, что впервые за все время исследований настроения и прогнозы малых предприятий оказались лучше, чем у средних компаний и микробизнеса – 68, 63 и 66 пунктов соответственно. Кроме того, предприниматели проблемных регионов продемонстрировали больший оптимизм, чем их коллеги из более благополучных субъектов федерации.
По мнению исследователей, такое распределение предпринимательских настроений связано с тем, что платежеспособный спрос в благополучных регионах упал гораздо сильнее, чем в депрессивных областях, где в итоге изменения оказались не столь заметны. А больший оптимизм малого бизнеса эксперты объясняют тем, что «малышам» чаще всего просто было нечего терять, да и долговая нагрузка у них в целом меньше – в отличие от среднего бизнеса, малый и в благополучные годы кредитовали не очень охотно. Кроме того, оправдались ожидания повышенной мобильности небольших предприятий, которые быстрее адаптируются к любым условиям.

 

* Автор – председатель правления Национального банка «Траст».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль