Артем Федоров о буме розничного кре­дито­вания

42
Россиянин-потребитель в кризис зарекомендовал себя лучше, чем россиянин-производитель. Банки это оценили

Сотрудники «Сбера» усердно обзванивают владельцев зарплатного пластика и «положительных» заемщиков, предлагая кредитки. ВТБ24 снизил ставки по ипотеке. Чуть раньше пример ему подал ряд других крупных и не очень банков. На рекламных носителях депозитные продукты постепенно уступают место кредитным. Ссуды реально выдают не только в столице, но и в регионах. Не только федеральные, но и местные банки. Не только в рублях, но и в валюте. Условия постепенно возвращаются к докризисным. Была бы у человека работа и хоть какая-то зарплата.
Данные ЦБ нового бума потребительского кредитования пока не обнаруживают: с начала года ссудный портфель по «физикам» сократился на 8,9%, но снижение по большей части пришлось на первую половину года, а за август оно оказалось на уровне всего 0,6%. Не исключено, что к моменту сдачи номера сегмент потребкредитования вернулся к росту. Наверняка узнаем чуть позже, и в любом случае его объем все еще на 23,1% выше, чем в начале 2008-го.
Доля просрочки по «физикам» больше, чем по «юрикам» (на 1 сентября 6,2 против 5,7%), но взглянем на динамику: с 1 января 2009-го этот относительный показатель по кредитам гражданам вырос в 1,7 раза, тогда как по кредитам нефинансовым организациям – в 2,7 раза. А если отсчет вести с 1 января 2008-го, то в 1,9 и 6,2 раза соответственно. То есть кредитоспособность розничных клиентов пострадала из-за кризиса гораздо меньше, чем корпоративных. И это без учета реструктуризаций, о масштабах которых известно лишь одно – они огромны.
Граждане более выгодные дебиторы – они менее чувствительны к ставкам. Каких-то два-три года назад люди одаривали себя новыми телевизорами и холодильниками, выплачивая банкам по 50–70% «эффективных» годовых. И ничего, массовых банкротств не наблюдалось. Частный заемщик ценен и другим качеством: он – конечный потребитель, он покупает квартиры у девелоперов, машины у автодилеров, бытовую технику в розничных сетях – средства поступают как раз туда, откуда банки ждут возврата кредитов. Кстати, Росстат по итогам третьего квартала зафиксировал значительный – на 7 п.п. по сравнению апрелем-июнем – рост индекса потребительской уверенности. С показателем на уровне -25% Россия оказалась в компании таких стран, как Германия (-22,6%), Эстония (-25,1%), Словакия (-27,4). «Положительные сдвиги» статистики объясняют в том числе «снижением негативных оценок условий для крупных покупок». В общем, потребительские кредиты сейчас впору.

Жаль, что уровень импортозамещения в секторе товаров длительного пользования невысок. Раз уж сам производитель автомобилей признается, что выпускает низкокачественные машины, никакой автокредитный бум ему не поможет. Сети по продаже бытовой техники не изобилуют отечественной продукцией. А строительный сектор формирует слишком большой спрос на иностранную рабочую силу, снижая спрос потребительский внутри России. Но этот сектор, по крайней мере, тянет другие отрасли именно отечественной промышленности.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль