В обход России

69
Мнение. Из-за отсутствия таможенных стандартов страна теряет миллиарды долларов. Пока не создана полноценная инфраструктура для приема и обработки грузов, иностранный транзит продолжит огибать Россию.

Бизнес регулярных грузовых воздушных перевозок подобен бегу с препятствиями. По сравнению с зарубежными конкурентами у «Волги-Днепр» столько барьеров, что не приходится говорить о каких-то преимуществах. Например, связанных с отсутствием платежей за пролет над территорией страны. Но одна из важнейших проблем, тормозящая разрабатываемый нами проект хабов и саму идею усиления транзитной роли России, заключена в другом: в полном отсутствии конкурентоспособной таможенной практики по обработке грузов.

Пустыня для хабов. «Волга-Днепр» рассматривает возможность развития хаба в Москве и на Дальнем Востоке. В прошлом году мы говорили о Красноярске, но расчеты показали, что до 80% экспортно-импортного грузопотока, а также транзитных грузов, все равно идет через Москву. Кроме того, прекратила деятельность компания Krasair. Ведь грузовой хаб, как ни странно, успешно работает только в содружестве с пассажирскими перевозками – до 50% всего воздушного грузопотока перевозится в багажниках обычных самолетов. Бессмысленно строить просто грузовой хаб. Поэтому мы решили начинать работу с «Шереметьево». Есть намерение превратить аэропорт в первый в стране хаб-миллионник. Это самый подготовленный аэропортовый комплекс – в нем хотя бы есть грузовые склады и минимальный объем оборудования для обслуживания, более-менее нормальная таможенная культура. Разумеется, пассажиры там останутся. Далее следует «Домодедово». И, собственно, все – больше нет аэропортов, подходящих для хаба на своем нынешнем уровне развития. 

Недобрая таможня. Самый короткий воздушный путь между Европой и Азией пролегает через российскую территорию, а не через Среднюю Азию, например. В казахстанской Алма-Ате активно развивается хаб, строится современный аэропорт в узбекском Навои. Но оба комплекса ориентированы прежде всего на ближневосточный транзит. Вряд ли их стоит рассматривать как явных конкурентов Москве на маршрутах между Европой и Азией. У нас есть преимущество с точки зрения летного времени и, соответственно, меньших затрат.
Тем не менее огромный процент грузовых потоков – железнодорожных, морских и воздушных – идет в обход России. Почему? Большинство зарубежных перевозчиков пытаются исключить риски общения с нашей таможней. И все наши идеи относительно хабов упираются в абсолютно неконкурентоспособный таможенный стандарт. Процветающие ныне хабы в Средней Азии, Европе как раз и возникают потому, что российская таможня не соперник их таможням. В аэро­порту Хельсинки обрабатывается до 80% грузов, предназначенных для России. Товаропоток, конечным адресатом которого является наша страна, обтекает ее территорию.
Экономика России теряет миллиарды долларов. Для примера приведу расчеты ГК «Волга-Днепр» относительно только воздушного транзита. За ориентир возьмем крупный воздушный аэропортовый узел Франкфурта, где ежегодно обрабатывается порядка 2 млн тонн грузов. Напомню, что все российские аэропорты, а их несколько десятков, обрабатывают всего 700 тыс. тонн, причем  большая часть приходится на Москву. Так вот, если на территории России будет создано хотя бы 4 хаба, обслуживающих воздушный транзит и внутренние грузопотоки, по масштабу сопоставимые с Франкфуртом, то ежегодный стоимостной объем будет измеряться $23 млрд. 

Не конкуренты. Но потенциал так и остается потенциалом. По простой причине – конкурентоспособных условий для таможенного обслуживания транзита не создается. Нет ни комфортных таможенных правил для грузовых перевозок, ни инфраструктуры обслуживания грузопотока. Плюс к этому отсутствует приемлемая инфраструктура для приема зарубежных самолетов. Любая поломка в российском аэропорту ведет к недельным простоям. Нет складов, нет специализированных сервисных компаний. Чтобы решить какой-то технический вопрос, иностранным судам необходимо отправляться или в Европу, или в Китай, который за последние годы создал инфраструктуру для обслуживания Boeing. У нас ее нет и в помине.
Чтобы Россия действительно была конкурентоспособна в регулярных грузовых перевозках, нужно радикально менять такую таможенную систему. Предложение о создании инфраструктуры и таможенного регулирования, которые способны создать условия для обработки международных транзитных и экспортно-импортных грузов, мы направили в Минтранс. В перспективе реализация этих предложений позволит выйти на объемы, сопоставимые с Франкфуртом или Дубаем, и создать в стране новую индустрию. Один килограмм обработанного воздушного груза в среднем генерирует $6–8 дохода.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль