Проверок становится меньше

29
Чтобы правовые акты, ограничивающие число внеплановых проверок, заработали в полную силу, сотрудники прокуратур должны быть внимательнее.

С 1 мая вступили в силу статьи Федерального закона № 294 о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного или муниципального контроля и надзора. Два главных положения закона, призванные охранять предпринимателей, особенно малых и средних, – ограничение количества проверок и «торможение» внеплановой контрольно-надзорной активности. Спустя три месяца можно говорить о некоторой статистике. Так, за май прокуратуры 31 субъекта РФ рассмотрели свыше 2,3 тыс. обращений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых проверок. И отказали в 40–80% случаев в зависимости от субъекта. На заседании межведомственного совета по безопасности при министре внутренних дел уровень отказов было предложено считать характеристикой степени коррумпированности контрольно-надзорных органов региона. В самом деле, если предприятия совершенно спокойно проверять можно на 80% меньше, чем до мая, что и зачем проверялось до сих пор?

План по валу. В конце июня Генпрокуратура озвучила ошеломляющую цифру – почти 40 контролирующих органов могут проводить ежегодные плановые проверки. А в социальной сфере, здравоохранении, образовании их еще больше. В соответствии с п. 2 ст. 13 срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней, а ее суммарная продолжительность для малого предприятия – 50 часов (п. 3). Расчеты показывают, что закон считает нормальным ситуацию, когда проверяющие могут мешать предприятию работать четыре дня в неделю в течение всего года, занимая при этом четверть рабочего времени – 200 дней в году. Это только в плановом порядке – без учета того, что руководители контролирующих органов с удовольствием изыщут основания, чтобы объявить данный случай «исключительным» и продлить проверку. На все это еще накладываются сверхплановые проверки. А также проверки, не подпадающие под действие ФЗ-№294, в первую очередь налоговые.
Впрочем, в законе предусмотрены механизмы защиты по крайней мере от внеплановых проверок. Это резкое ограничение и предельная формализация оснований для их назначения. Минэкономразвития разработало приказ № 141, в котором последовательно и планомерно проводится в жизнь такой комплекс принципов. К документу прилагаются четыре формы приложений, которые контрольно-надзорный орган должен заполнить при запросе на проверку. Произвольная форма исключается.

Лишний шаг.
Конечно, контролирующие ведомства не могли не начать поиск путей, по которым можно «на кривой козе» объехать ограничения. Меры действуют юридически, но в плане правоприменения, к сожалению, контрольно-надзорные органы где-то об этом законе не знают, а где-то пытаются его игнорировать. Недавно мне на стол легло решение о проведении внеплановой проверки, принятое в соответствии с новым ФЗ. Обоснование: «недопущение возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, растениям, окружающей среде». То есть запрашивающий орган официально признал отсутствие не только вреда как такового, но и возникновения угрозы его причинения, коль целью проверки было названо «недопущение» такого возникновения.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ целями проведения внеплановой проверки, связанными с проблематикой безопасности, могут выступать только расследование причин и обстоятельств причинения вреда либо его недопущение – если есть реальная угроза. В данном случае федеральный орган – очень характерно для практики правоприменения – незаметно сделал лишний шаг, изобретя еще одно, как бы «следующее» основание для внеплановой проверки, не предусмотренное законом. А заместитель прокурора это согласовала. Так и обессмысливаются федеральные законы.

Кого, кто и сколько. Нужно добиться от прокуратур, чтобы они сами согласовывали свои действия с законом, а не давали разрешения на проверки предпринимателей без оснований. Здесь должна проводиться централизованная работа, чтобы сформировался обычай, практика применения нормативного акта, а контрольно-надзорные органы и предприниматели понимали, как процедура должна проходить. Все это будет подкрепляться еще одним защитным механизмом. Предполагается, что с 1 января 2010 года прокуратура начнет вести единый реестр всех проверок. Тогда мы получим общую картину – кого, кто, сколько раз и по каким основаниям проверял.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль