Наш кризис – их расцвет

28
Иностранные розничные сети одна за другой приходят в Россию. Несмотря на кризис. Им нравятся русские покупатели, не готовые снижать свои расходы. Несмотря на кризис.

В последнее время очень много депрессивных разговоров про кризис, про падение продаж в рознице, про замороженные проекты в недвижимости. Аналитики предсказывают развитие кризиса, то в форме L, то в форме W.

Кризисное пришествие. Но тогда возникает логичный вопрос: почему западные сети аккурат с самого начала кризиса один за другим десантом высаживаются в России? H&M, Gap, Carrefour и другие. На подходе – великий и ужасный Walmart, пришествия которого вот уже несколько лет с тихой дрожью ждут российские ритейлеры, и Uniqlo. Странно, согласитесь? С одной стороны, рецессия, падение продаж, девальвация, с другой – бурное развитие… Ну, ведь не могут быть все эти умные заграничные менеджеры, которые берут курс на Россию, дураками. И в стадный инстинкт что-то плохо верится. Но на самом деле ответ прост: цифры и еще раз цифры. А они как раз говорят, что, несмотря на все наши проблемы, девальвацию, стагнацию, бюрократию, неясное будущее, у России есть и будет потенциал. Россия резиновая – места хватит всем.

Культурные особенности. Мне сразу на ум приходит одно очень наглядное сравнение двух магазинов H&M в Хельсинки и Москве. В одном в субботу днем всего несколько лениво гуляющих покупателей, в другом – очереди даже утром в будни. Я думаю, несложно догадаться, где расположен второй магазин. Явно не в Финляндии, где прагматичные финны тратят на одежду порядка 1/5 зарплаты и заранее продумывают свой лист покупок. Все конкретно и без лишних эмоций. Никакого транжирства и смешанного чувства вины и радости после покупки очередного платья стоимостью в ползарплаты. Другое дело – россиянки. Недавно мои маркетологи показали любопытный опрос, проведенный одной английской исследовательской компанией. Итак, с утверждением «Меня кризис волнует, но я не могу прекратить тратить деньги» согласилось 30% россиян, и всего 18% американцев и 12% англичан. А за последние шесть месяцев свои расходы сократили 78% американцев, 71% французов и 42% россиян. Конечно, в этих цифрах имеют место быть статистические погрешности, но они служат лишь еще одним доказательством, что наш кризис – это их расцвет. Причем потребительский кризис в Европе и США начался задолго до финансового кризиса. Если российский рынок одежды в последние 3-4 года стабильно прирастал на 30-40%, то европейский едва дотягивал до 5%. В этом смысле самыми бесперспективными странами считаются Великобритания, Финляндия и Исландия. Там уже просто некуда расти. Рынок зрелый, и слабых игроков, которых можно поглотить нет. Все полки заняты.

А что у нас? Просто Клондайк. Куча мелких (по западным меркам) игроков и одиночек, большинство из которых уже повесили на себя тяжелое кредитное бремя и сейчас вынуждены брать кредиты под 18-25%, а некоторые и под все 40%. Многие компании, как в одежном, так и в продуктовом секторе, уже объявили о банкротстве. И это еще не конец. И вот на такой девственный, нехоженый рынок выходят западные гиганты с шикарными внутренними ресурсами, возможностью брать кредиты под 2-3% и огромными консолидированными заказами по всему миру. Арендные ставки, на которые до кризиса было страшно смотреть, просели. Если к этому еще добавить российский менталитет и страсть к шопингу, то наш рынок сулит массу перспектив. Причем в данном случае некорректно под «нашим рынком» понимать Москву, Петербург и миллионники. Я сама не понаслышке знаю, что разница между Москвой и, например, Березниками колоссальная. Но это вовсе не значит, что в регионах нет спроса. Как может не быть спроса на шорты за 3 доллара, которые предлагает Walmart? И у этой компании в России не будет конкурентов. Чтобы стать конкурентом Walmart, надо умудриться в Китае отшить один миллион экземпляров одной модели и при этом всего в двух цветах, а потом еще завезти в Россию и растаможить! Такой подвиг никто, кроме лидера мирового рынка, совершить не может.
«Поле чудес» какое-то. Жаль только, опять все дивиденды достанутся акулам капитализма. Но расстраиваться не стоит. Российский потребитель явно останется в выигрыше, да и нефть у нас еще есть…

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль