Какие виды малого и среднего бизнеса в условиях кризиса ждут лучшие перспективы?

470

Какие виды малого и среднего бизнеса в условиях кризиса ждут лучшие перспективы?

Василина Макурина, начальник управления развития банка «Новый Символ»:
– Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому и среднему бизнесу не занимать.
Малому и среднему бизнесу легче перегруппироваться и сориентироваться, чтобы занять свободную нишу в экономике. «Входной билет» значительно дешевле, коммуникации проще. Еще совсем недавно многие инициативы разбивались о пороги бюрократического равнодушия или инвестиционной незаинтересованности в «мелочи». Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами, как я думаю, и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставление возможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

Какие виды малого и среднего бизнеса в условиях кризиса ждут лучшие перспективы?

Магомед Магомедов, начальник управления по развитию клиентской базы банка «Развитие-столица»:
– В краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе я бы выделил следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.
В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, – имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

 

Какие виды малого и среднего бизнеса в условиях кризиса ждут лучшие перспективы?

Илья Волков, генеральный директор системы открытого бартера «B2B.RU»:
– Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые и средние компании – заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро- и малого бизнеса. В первую очередь, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания.
Очевидной особенностью нынешнего периода является острая нехватка денег. Резкое закрытие большинства каналов финансирования и рост стоимости ресурсов привел к нескольким важным последствиям: некоему отрезвлению рынка труда, тенденции к оптимизации бизнес-процессов и отказу от всего лишнего, появлению новых форм расчетов. В частности, открытого бартера.

 

Какие виды малого и среднего бизнеса в условиях кризиса ждут лучшие перспективы?

Сергей Шлейко, заместитель начальника департамента малого и среднего бизнеса Русского банка развития:
– Лучшие перспективы ждут те виды малого бизнеса, которые направлены на конечного потребителя, – розничную торговлю и сферу услуг. Причем в кризис наиболее сильно пострадал так называемый «средний класс», поэтому наиболее востребованными становятся услуги и продукты экономкласса. Именно эти виды бизнеса чувствуют себя более устойчиво в условиях экономической нестабильности. К кризисным изменениям быстрее всего приспособились компании, которые работают на массовом рынке товаров и услуг повседневного спроса, неэластичного к изменению цены.
В условиях кризиса легче развиваться предприятиям, имевшим небольшую кредитную нагрузку, соизмеримую со своими возможностями. Малый бизнес обладает еще одним неоспоримым преимуществом – мобильностью. Он лучше адаптирован к стремительно меняю­щейся экономической ситуации, что позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и корректировать деятельность с оглядкой на спрос. Например, изменять продуктовый ряд, ценовую политику, переориентироваться на другую целевую аудиторию, оптимизировать затраты.

 

Какие виды малого и среднего бизнеса в условиях кризиса ждут лучшие перспективы?

Олег Ивасько, заместитель генерального директора кредитного брокера City Mortgage:
– По отраслевой принадлежности лучшие перспективы ожидают предприятия потребительского рынка, нацеленные на конечного клиента. К ним можно отнести розничные и мелкооптовые магазины и торговые сети, предприятия сферы услуг. Среди производителей хорошо себя будут чувствовать небольшие компании пищевой и химической промышленности, пекарни, колбасные цеха, фасовочные линии и подобные модульные структуры. Хуже всех дела идут у МСБ, специализирующегося на строительстве и производстве материалов, оптовой торговле металлопродукцией, производстве и реализации продукции премиального сегмента.
Компании малого и среднего бизнеса по определению являются более гибкими и адаптируемыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению с крупным бизнесом. Они способны быстрее переключиться на производство новой продукции и оказание новых услуг, оперативнее сократить издержки, наилучшим образом использовать свои преимущества в быстро меняющейся обстановке. Кроме того, банки не баловали представителей этого сектора кредитами, и предприятия привыкли надеяться на собственные ресурсы. Это привело к тому, что сегодня они не перегружены долгами, а значит, не имеют серьезных затрат по обслуживанию займов. Собственная выносливость малого и среднего бизнеса вкупе с объявленной широкомасштабной поддержкой государства должны привести к более быстрому выходу из кризиса этого сектора в целом.

 

Какие виды малого и среднего бизнеса в условиях кризиса ждут лучшие перспективы?

Дмитрий Скоркин, начальник управления кредитования мос­ковского филиала «Смоленского Банка»:
– Предпринимательская среда подвержена как макроэкономическим, так и микроэкономическим рискам, которые в совокупности оказывают влияние на финансовое состояние организации. С этих позиций и следует анализировать сегмент МСБ, который кризис поставил в двойственное положение. Финансовые потрясения нанесли наиболее болезненный удар по небольшим компаниям, так как они, в отличие от крупных игроков, обладают ограниченными резервами. С другой стороны, многие предприятия МСБ занимают очень узкие ниши на рынке и их продукция востребована даже в условиях кризиса. Общей особенностью сектора небольших компаний является способность оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и быстро перестраивать свой бизнес под новые условия. Бизнесу «широкого масштаба» это не под силу. Однако кризис затронул всех: кого-то в большей, кого-то в меньшей степени. Поэтому в данный момент было бы уместнее говорить не о лучших перспективах для тех или иных видов МСБ, а о том, какие факторы помогут малым компаниям пережить трудные времена.
В выигрышном положении окажутся «незакредитованные» компании, то есть те, кто не имеет большой долговой нагрузки. Наиболее заметное снижение оборотов в розничной торговле произошло в сегментах бытовой техники, строительных товаров, а также на автомобильном рынке. До кризиса эти виды бизнеса были весьма привлекательными для банковского кредитования, а их продукция пользовалась стабильным спросом со стороны населения.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль