Цыплята и бройлеры

62
Субсидии. Бурный рост количества фондов поддержки МСБ создает ощущение, что государство все же решило заняться развитием малого бизнеса. Однако КПД этой деятельности долго будет близок к нулю.

На первый взгляд дела небольших предприятий должны вот-вот пойти просто замечательно. На Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу озвучена новая антикризисная программа правительства России. Документ предусматривает налоговые преференции, льготный период перехода с ЕСН на страховые выплаты, освобождение части компаний от необходимости использовать контрольно-кассовую технику, особые условия при участии в конкурсах, аукционах и тендерах, упрощение системы подключения к электросетям, а также вполне конкретную финансовую помощь.

Благие намерения. Спустя короткое время глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, выступая на заседании президиума правительства РФ, представила проект «Развитие малого и среднего предпринимательства», предусматривающий в срок до 2012 года увеличить долю небольших компаний в ВВП с 21% до 32% (+52,4%), а количество занятых в отрасли с 16% до 28% экономически активного населения (+75%).
В докладе министра говорится о том, что целью государства является формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства, что непосредственно связано с изменением отраслевой структуры малого бизнеса. Доля небольших компаний неторговой сферы (строительство, ЖКХ, услуги, инновации и т. п.) должна увеличиться с 28% до 50%. Что в ценах 2008 года означает рост оборота этой группы с 4 трлн до 9 трлн рублей (+125%).
По словам Эльвиры Набиуллиной, такая динамика «соответствует основной стратегической задаче в развитии малого и среднего предпринимательства – приблизиться по основным показателям к экономически развитым странам мира». Параметры, к которым стремится министерство, таковы: доля МСБ в ВВП – не менее 40%, количество занятых в отрасли – не менее 50% экономически активного населения.
Для обеспечения гарантированного спроса на продукцию малых предприятий предполагается использовать госзаказ, в том числе электронные аукционы. В качестве целевых индикаторов приводятся следующие параметры: в 2012 году доля госзаказа у малых предприятий должна составлять не менее 35% (+250% к 2008 году), при этом через интернет должно размещаться не менее 30% (+2990%).
По замыслу разработчиков, в рамках программы будут трудиться 13 ведомств, которые совместными усилиями обязаны увеличить спрос на продукцию небольших компаний, обеспечить доступ малых предприятий к объектам недвижимости, способствовать трехкратному сокращению затрат на подключение к технологической инфраструктуре, усилить бизнес-образование, увеличить количество субсидий для экспортно-ориентированных производителей товаров и услуг. В итоге реализация всех мероприятий должна привести к росту заинтересованности россиян в создании собственного дела.

Гладко было на бумаге. Более детальное ознакомление с проектом Минэкономразвития вызывает серьезные сомнения в реальности осуществления столь грандиозных планов за относительно небольшой (3,5 года) период. В частности, представляется сомнительным 300-кратный рост доли госзаказа, размещаемой через электронные аукционы.
Если сравнить количество небольших пред­приятий-экспортеров, уже получивших поддержку из федерального бюджета (400 единиц в 2008 году), и тех, кому она предположительно будет предоставлена в 2012 году (1000 единиц), то все получается очень красиво – налицо рост в 2,5 раза. Но при соотношении числа этих счастливцев с общей численностью субъектов малого бизнеса (1,4 млн на 1 января 2009 года) вырисовывается довольно унылая картина – за весь срок действия программы помощь во внешнеэкономической деятельности получит лишь 0,23% «малышей». И это при условии, что в 2009–2012 годах число компаний останется на прежнем уровне.
Запланированное двукратное увеличение доступа к недвижимости (имеются в виду производственные и офисные помещения) представляется наиболее реальным пунктом проекта. Во-первых, в 2009–2011 годах в ходе реализации закона о преимущественном выкупе малыми предприятиями арендуемых помещений запланировано продать не менее 5 тыс. объектов, принадлежащих государству (тоже капля в море по сравнению с общим количеством субъектов МСБ). А во-вторых, свою положительную роль сыграет кризис, в ходе которого коммерческие объекты производственного, офисного и торгового назначения уже подешевели на 35–50%.

Курочка по зернышку. При запланированном почти трехкратном росте количества бизнес-инкубаторов (с 70 до 200) число предприятий, способных воспользоваться их услугами, также совершенно незаметно на фоне уже действующих компаний МСБ. Так, в частности, пропускная способность инкубатора Нижегородской области составляет 36–40 предприятий за три года. При этом в регионе уже существует более 100 тыс. небольших бизнесов (охват 0,04%).
В Курганской области система из трех «наседок» рассчитана на 100 резидентов, а количество субъектов МСБ – более 28 тыс. (0,36%). В Ярославской области за трехлетний цикл имеется возможность произвести примерно 80 «цыплят» при наличии 50 тыс. действующих ИП и компаний (0,16%). Очень похожая картина наблюдается и в других субъектах Российской Федерации. Таким образом, трехкратное увеличение количества бизнес-инкубаторов без резкого изменения их пропускной способности также ничего не даст.
По мнению начальника отдела развития предпринимательства правительства Курганской области Сергея Пугина, предприятия-выпускники бизнес-инкубаторов – гораздо более качественный «продукт», чем обычные небольшие компании: «Если взять общемировую практику, то из вновь созданных малых предприятий выживает каждое десятое. Мы не можем дать гарантию, что из прошедших бизнес-инкубаторы никто никогда не разорится. Но соотношение будет гораздо лучше. Компании, отобранные и выпестованные нами, будут также иметь неплохой административный ресурс, что является значимым конкурентным преимуществом».
Пусть так. Но тогда получается, что региональные исполнительные власти вместо того чтобы поточным методом выпускать большое количество перспективных «цыплят», выращивают эксклюзивных «бройлеров». Конкурентную среду это не улучшает и создает при этом дополнительную коррупционную составляющую, укрепляющую ситуацию, когда региональные власти блюдут на рынке собственные коммерческие интересы: при микроскопической пропускной способности бизнес-инкубаторов их возможностей только-только хватит, чтобы обеспечить эксклюзивные преимущества и более-менее надежный стартап «своим людям».

Мало для немногих. Для решения проблемы финансирования малого бизнеса в рамках федеральной программы поддержки МСБ уже выделено 9 млрд рублей. Согласно предписанию Мин­экономразвития, 20% этих средств пойдет на гранты начинающим бизнесменам, 20% – на микрофинансирование, 20% – на компенсацию процентов по кредитам. Оставшиеся 40% выделены на поддержку активно создающейся системы гарантийных фондов:  если в 2008 году такие структуры существовали в 21 регионе, то в 2009 году о своем участии в программе заявили 63 субъекта федерации.
Помимо этих средств, по подсчетам главы Внеш­экономбанка Владимира Дмитриева, в 2009 году через систему государственных банков малый и средний бизнес получит еще примерно 100 млрд руб­лей. Через региональные банки пройдет около 30 млрд рублей (в 2008-м было только 9 млрд). Кроме того, ВЭБ заключил соглашение с Немецким банком развития (KFW) на предоставление кредитов региональным банкам на сумму 200 млн евро под гарантию Внешэкономбанка. Еще 1 млрд евро готовы предоставить ЕБРР и Дойче-банк.
Здесь необходимо учитывать, что капитализация региональных гарантийных фондов до сих пор находится на довольно низком уровне, в большинстве случаев не сильно отличаясь от определенного законом минимума 10 млн рублей. Согласно методике, фонды имеют право выдавать поручительства по кредитам на общую сумму, вдвое превосходящую их капитализацию. Поэтому поступившие из центра 3,6 млрд рублей, разумеется, являются существенным подспорьем, но погоды на рынке заимствований не делают. Их явно не хватит, чтобы обеспечить выдачу в качестве кредитов 100 млрд руб­лей. Возможности фондов выглядят еще скромнее, если учесть, что по данным Банка России суммарная долговая нагрузка на малый и средний бизнес уже составляет около 1 трлн рублей.
Что касается субсидирования процентной ставки, то и здесь масштабы помощи не столь велики – по данным Минэкономразвития, в 2009 году будет возмещена уплата процентов для 25 млрд рублей кредитов малых компаний.
Гранты на открытие малого бизнеса также не способны хоть как-то улучшить положение начинающих предпринимателей. Размер этой материальной помощи колеблется от региона к региону в пределах 200–500 тыс. рублей. Плюс 60 тыс. может выделить фонд занятости, и то только в том случае, если помогает открыть свое дело официальному безработному, прошедшему обучение на специальных курсах.
При этом реальные возможности для выдачи субсидий у подавляющего большинства субъектов федерации весьма невелики. Так Нижегородская область в 2009 году может помочь 35 предпринимателям из расчета 300 тыс. рублей каждому. Ярославская область предлагает 250 новым компаниям по 250 тыс. рублей. Алтайский край готов поддержать 50 стартапов и оценивает каждый в 300 тыс. рублей.

Законные препятствия. Но даже раздача столь незначительных средств небольшому количеству новичков оказывается не совсем законной. По словам ведущего специалиста комитета по развитию малого и среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Валерия Круглова, парадокс заключается в том, что законом предусмотрена выдача «грантов (субсидий)». С другой стороны, Бюджетный кодекс определяет субсидию, как возмещение уже произведенных затрат. То есть предприниматель, обращающийся за материальной помощью, обязан сначала где-то найти необходимую сумму, продемонстрировать, что деньги у него есть, и лишь после этого конкурсная комиссия вправе принимать решение о предоставлении ему гранта.
В ответе на запрос администрации Ленинградской области Минфин указал: «Считать возмещение затрат до их возникновения». Однако это письмо не является нормативно-правовым актом и чиновники, выдающие субсидии предпринимателям по формальным основаниям, могут быть привлечены к ответственности.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль