Большие заботы о малых деньгах

84
Финансы. Микрофинансовые организации сравнительно спокойно переживают кризис, увеличивший аппетиты их клиентов и послуживший дополнительным стимулом для основательного изменения законодательной базы.

По данным Минфина, в начале 2008 года в стране было зарегистрировано около 4,5 тыс. кредитных потребительских кооперативов граждан, более 1,8  тыс. сельскохозяйственных кредитных кооперативов и 300 государственных муниципальных фондов поддержки предпринимательства, почти 6,6 тыс. организаций, нацеленных на выдачу небольших займов начинающим бизнесменам.
Согласно результатам мониторинга Российского микрофинансового центра, на 1 января 2009 года реально работаю­щих микрофинансовых учреждений насчитывалось чуть менее 2 тыс., а обслуживали они почти 700 тыс. клиентов. При этом около 70% рынка микрозаймов контролируется 150 крупнейшими организациями. Все остальные очень небольшие – многие кредитные кооперативы существуют в масштабах отдельно взятого провинциального населенного пункта и насчитывают 30–40 пайщиков и заемщиков. Таким образом, дисперсия рынка по уровням достаточно сильная.

Влияние кризиса. Для кредитных кооперативов начало кризиса оказалось довольно чувствительным – в конце 2008 года многие вкладчики стали изымать свои сбережения и перекладывать их в доллары и евро. Ситуация осложнялась тем, что по закону микрофинансовые организации имеют право работать только с рублями, поэтому люди либо открывали валютные счета в банках, либо уходили в кэш.
Отток средств из микрофинансовых организаций наблюдался с ноября 2008 года по февраль 2009-го включительно. Начиная с марта ситуация стабилизировалась и начался слабый приток вкладов. Тенденция окрепла в середине апреля, когда курс доллара начал обратное движение и рубль стал укрепляться. Многие конъюнктурно отреагировали на это событие – как только валюта как инструмент инвестирования стала терять доходность, инвесторы вышли из нее и принесли деньги обратно в кредитные кооперативы.
Сильный отток денег в начале года вызвал проблемы с ликвидностью у некоторых небольших микрофинансовых учреждений. Как правило, все деньги, полученные от сберегателей, вкладываются в займы. И для того чтобы вернуть эти средства, необходимо, чтобы заемщики погасили полученные ссуды, но принудительным правом требовать досрочного их возврата кредитные кооперативы не обладают. Поэтому реструктуризация пошла по пути  привязки графиков погашения займов и выплат.
По свидетельству Российского микрофинансового центра, микробизнес в целом оказался менее подверженным кризисным эффектам. Причина хорошей устойчивости в том, что у крошечных предприятий мизерные товарные остатки и этот бизнес может очень быстро переориентироваться на новый ассортиментный ряд.
Тем не менее просрочка погашения микрозаймов увеличилась. В среднем по микрофинансовому рынку она составляет 3,5–4%. Для сравнения, в банковском секторе просрочка выше – оценочно примерно 5,5–6% (по официальной статистике Центробанка – 3,6% на 1 мая 2009 года). Вырос также портфель риска – до 7–8%, а в некоторых организациях и до 10%. При этом нормальным уровнем считается 3%.
За первый квартал 2009 года количество активных заемщиков в среднем по рынку уменьшилось на 2,7–2,8%%. Параллельно с этим в некоторых субъектах федерации наблюдается небольшой рост.
В начале 2009 года совокупный кредитный портфель микрофинансирования превысил $3 млрд. При этом спрос на микрозаймы оценивался в размере $10 млрд и за прошедшие полгода увеличивался до $11,5–12 млрд. Далеко не последнюю роль в этом сыграли программы Минэкономразвития и Центра занятости населения по выдаче субсидий начинающим предпринимателям. Их уже получили около 4,5 тыс. новых бизнесменов на общую сумму более 150 млн рублей. Разумеется, после стартапа требуются деньги на дальнейшее развитие, которые легче всего получить в кредитных кооперативах.
С учетом того, что до конца 2009 года в России запланировано создать несколько десятков тысяч новых субъектов малого бизнеса (в том числе фермеров, индивидувальных предпринимателей, микро- и малых предприятий), прогнозируемый спрос по микрофинансированию на начало 2010 года составляет $13 млрд.
При этом к началу 2009 года средняя сумма займа по сравнению с аналогичным периодом 2008-го уменьшилась с 129 тыс. до 92 тыс. рублей (-28,7%). Основная причина этого явления – сокращение сроков кредитования. В условиях кризиса сами предприниматели боятся брать длинные деньги, потому что не знают, как изменится ситуация на рынке. В условиях нестабильности лучше и проще взять четыре трехмесячных ссуды вместо одной годовой – быстро меняются конъюнктура и величина ставок. К тому же опасно закупать большие объемы товаров.
Примерно такая же картина наблюдается в секторе банковского финансирования малого бизнеса. Если проанализировать структуру новых кредитов (выданных с начала 2009 года), то сроки по ним стали короче (максимум 3 года вместо прежних 7-8 лет), а средние объемы снизились с 382 тыс. до 211 тыс. рублей.

Законодательная коррекция. По мнению профильных ведомств (Минфин, Центробанк, ФСФР, Минэкономразвития), главной проблемой рынка микрофинансирования является неоднородность его регулирования и, как следствие, необходимость структурной перестройки отраслевого законодательства.
В частности, кредитные потребительские кооперативы граждан находятся в юрисдикции отдельного закона, сельскохозяйственные – закона «О сельскохозяйственной кооперации», прочие потребительские кооперативы регулируются напрямую Гражданским кодексом РФ и частично законом «О потребительской кооперации».
Такое «лоскутное» регулирование приводит к ситуации, которую юристы квалифицируют как регуляторный арбитраж. Имеется в виду, что юридическое лицо в разных юрисдикциях может хозяйствовать по-разному, занимаясь при этом одной и той же деятельностью. Таким образом, предприятия «перепрыгивают» из одной системы в другую, находя наиболее выгодные для себя варианты.
Самым неудобным для микрофинансовых организаций является закон «О потребительских кредитных кооперативах граждан» – он содержит максимальное количество ограничений: не более 2000 пайщиков, запрет на участие юридических лиц, запрет на выдачу в качестве займов на предпринимательские цели более 50% фонда финансовой взаимопомощи и т. п. При этом документ требует присутствия на рынке регулятора, которого до сих пор нет, так как он не определен правительством. Поэтому большинство крупнейших старых микрофинансовых организаций действуют в форме потребительских кооперативов на основании Гражданского кодекса РФ.
Чтобы установить единые стандарты деятельности кредитных кооперативов, Минэкономразвития разработан новый закон «О кредитной кооперации». Он уже прошел первое чтение в Госдуме, и ожидается, что будет принят до конца 2009 года.
Под юрисдикцию этого документа попадут все кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных, которые останутся под действием закона «О сельскохозяйственной кооперации». Причина в том, что у Минсельхоза имеется специальная программа по поддержке отраслевых микрофинансовых организаций, которую министерство реализует через Россельхозбанк. И для ее выполнения принципиально важно, чтобы сельский потребительский кредитный кооператив был определен в рамках старого закона.
Новаций у закона «О кредитной кооперации» много. Главные состоят в том, что вводится единый стандарт, устанавливается многоуровневая система кредитных кооперативов (организация, членами которой могут быть только кредитные кооперативы), а также устраняется много юридических недоработок действующего законодательства. Например, повышается защита прав пайщиков и заемщиков, упрощается работа со внешним заемщиком, четко прописывается имущественная ответственность – на какие средства можно накладывать взыскание, а на какие нет.
Еще один новый законопроект, разрабатываемый Минфином и позволяющий более удобно структурировать рынок – «О микрофинансовых организациях». Его главное предназначение – заполнить «юридический зазор» между законодательством о банках, регулирующим деятельность банков, расчетных кредитных организаций и НКО, и о потребительских кредитных кооперативах.
Задача закона «О микрофинансовых организациях» – определить принципы хозяйствования учреждений, не привлекающих вклады и сбережения населения. Например, коммерческих и некоммерческих микрофинансовых организаций, опирающихся на инвестиционные деньги, частные ресурсы, кредиты банков и целевые ресурсы типа бюджетных транзакций, грантов и пожертвований. 
Поскольку все эти структуры не работают со средствами вкладчиков, институциональная природа рисков у них другая. И поэтому нет необходимости в стандартах и жестких ограничениях запретительного характера. По мнению разработчиков, закон должен усилить инвестиционную привлекательность этого сектора рынка и стимулировать прямые инвестиции частных лиц и фондов. Второй не менее важной задачей является определение уровней господдержки и мер налогового стимулирования сектора.
Законопроект одобрен Минфином, Минэкономразвития, Центробанком и ФСФР и находится на экспертизе в правительстве. Вполне вероятно, что он также будет принят до конца 2009 года.

 

 

Основные типы микрофинансовых организаций в России

Тип организации

Законодательство

Основные источники финансирования

Не регулируются ЦБ РФ

1

Кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ)

Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан»

Сбережения пайщиков (физических лиц)

2

Кредитный потребительский кооператив

Статья 166 Гражданского кодекса РФ

Сбережения пайщиков (физических и юридических лиц)

3

Потребительское общество

Закон «О потребительской кооперации
(потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации»

Сбережения пайщиков (физических и юридических лиц)

4

Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (СКПК)

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»

Сбережения пайщиков (физических и юридических лиц – сельхозпроизводителей). Внешние
заимствования

5

Государственные (муниципальные и региональные) фонды поддержки малого предпринимательства (ФПМП)

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Субсидии муниципального и/или регионального бюджетов. Внешние заимствования

6

Частный фонд (ЧФ)

Федеральный закон «О некоммерческих организациях». §1 гравы 42 Гражданского кодекса РФ.

Пожертвования. Внешние
заимствования

7

Частная коммерческая некредитная организация микрофинансирования (КМО)

§1 главы 42 Гражданского кодекса РФ

Собственный капитал. Внешние заимствования

Регулируются ЦБ РФ

8

Небанковская депозитно-кредитная организация

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Собственный капитал. Внешние заимствования. Депозиты
юридических лиц

9

Коммерческий банк

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Собственный капитал. Внешние заимствования. Депозиты
юридических лиц

Источник: Российский микрофинансовый центр

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль