Страсти по кредитам

150
Кризис. Банки не отказываются финансировать малый бизнес и предлагают небольшим предприятиям много новых программ. Однако рассчитаны они на тех, кто в деньгах не сильно нуждается.

Если оценивать реальную роль малого и среднего бизнеса (МСБ) в отечественной экономике, то, согласно данным Минэкономразвития, доля российского МСБ в ВВП страны не превышает 21%, в то время как в развитых странах этот сектор экономики генерирует около 70% ВВП.
Достаточно неплохо с малым бизнесом обстоят дела и в Китае: более 60% ВВП – результат работы малого и среднего предпринимательства. Даже некоторые бывшие союзные республики значительно преуспели в развитии МСБ. В частности, 30% ВВП Казахстана (почти вдвое больше, чем в России) являются заслугой небольших компаний.
Согласно планам российского правительства, к 2020 году доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе, должна увеличиться с 25% до 70%. Однако многие небольшие компании не могут справиться с последствиями кризиса и вынуждены закрываться.
Главным препятствием остаются высокие издержки ведения бизнеса – налоги, арендная плата и другие платежи. По оценке «ОПОРЫ России», ежегодно около 10 млрд рублей тратится на обслуживание кассовых аппаратов. В фармацевтической отрасли на лицензирование уходит 14 млрд рублей, а в хлебопекарной – 5 млрд. На разработку проектов нормативов образования отходов для общепита требуется более 30 млрд рублей. И это только законные платежи. Кроме того, на 40–60% подорожали электроэнергия и другие коммунальные платежи. Таким образом, деньги, которые государство выделяет на поддержку малого бизнеса, почти все уходят либо на оплату различного вида лицензий, либо на поддержание текущей деятельности предприятий, ничуть не способствуя развитию отрасли.

Дорого и мало.
Почти половина банков, входящих в Топ-100, ввели ограничения или полностью приостановили кредитование МСБ еще в октябре 2008 года. Эта мера преподносилась как временная. Дескать, банкиры должны разобраться в ситуации и выработать новые правила игры, а как только разберутся, то сразу же продолжат финансировать клиентов. Однако к началу второго квартала 2009 года 61 кредитное учреждение из первой сотни ужесточило требования по кредитованию небольших компаний, а 23 полностью свернули программы предоставления займов.
Стоимость денег в третьем и четвертом кварталах 2008 года существенно выросла. Согласно данным Альфа-банка, кредиты сроком до 6 месяцев (используемые, как правило, для пополнения оборотных средств предприятий) подорожали в среднем на 46% (с 15,4% до 22,5% годовых), а 6–12 месячные займы выросли в цене на 49% (с 16% до 23,9% годовых). Что касается ссуд на срок от 12 месяцев, то проценты по ним увеличились более чем на 77% (с 14% до 24,8% годовых). При этом, по свидетельству многих банков, кредитование на срок более 1 года почти прекратилось.
В первом квартале 2009 года наблюдался незначительный рост процентных ставок по шестимесячным кредитам (+0,5% к четвертому кварталу 2008 года). А вот займы на срок 6–12 месяцев и более года слегка подешевели (-0,6% и -1,0% соответственно), хотя доступнее от этого не стали.
Ситуация с кредитованием МСБ сильно отличается по федеральным округам. Так, уровень ставок в Уральском и Поволжском ФО превышает среднее значение по России вне зависимости от сроков кредитования. При этом ряд региональных банков ссужает небольшие предприятия почти под дефолтные ставки, превышающие средние показатели в 1,5–2 раза. Например, в Поволжском ФО пиковая цена денег составляет 48% годовых. Причем это не условия предложения, а параметры из реально заключенных договоров.
С наступлением кризиса все банки резко ужесточили требования к залогам. При этом, если до осени прошлого года банки предпочитали давать в долг под недвижимость, то после начала падения цен на жилье и коммерческие сооружения кредиторы оказались в растерянности: стало почти невозможно определить стоимость объектов – сделок нет, цены индикативные, а следовательно, правильно оценить залог весьма затруднительно.
Многие банкиры не уверены, что при сохранении нынешних тенденций обеспечение по кредитам сохранит хотя бы половину своей рыночной стоимости. Этим обусловлен значительный рост дисконтов по залогам, который наиболее ярко прослеживается в федеральных округах. Наибольшее недоверие вызывает недвижимость – дисконты по ней в среднем составляют 60–70%, а в пиковых значениях доходят до 90% (например, в Уральском, Сибирском и Поволжском ФО).
Дисконт при залоге оборудования существенно меньше – 52–63% при максимальных значениях 70% (те же Поволжский, Уральский и Сибирский ФО). Что касается дисконтов при использовании в качестве обеспечения транспортных средств, то здесь ситуация чуть более благоприятная – 51–61% при максимуме 70%.
В провинции наиболее благоприятная картина наблюдается в Южном федеральном округе, где среднее значение дисконта по недвижимости находится на уровне 60%, по оборудованию – 52% и по транспорту – 53%. Эти параметры по своей величине очень близки к московским и петербургским. Кроме того, столичным меркам полностью соответствуют пиковые значения дисконтов: 70%, 52% и 60% соответственно.
Столь существенные «уценки» приводят к тому, что многие предприятия МСБ просто не в состоянии предоставить необходимое количество залога и вынуждены либо обращаться за помощью к частникам, ссужающим деньги под 60–70% годовых, либо оставаться без оборотных средств.

Проблемы. В условиях кризиса почти половина предприятий МСБ ощутила спад спроса на продукцию и дефицит финансовых ресурсов. По оценкам самих бизнесменов, эти два взаимосвязанных фактора в течение трех-четырех месяцев «вымыли» оборотные средства у многих компаний, поставив их на грань закрытия: рефинансироваться невозможно – не хватает залога, обслуживать кредиты почти нереально – подняты ставки, а покупатели мало того что сократили закупки, но периодически объявляют дефолт и ничего не платят.
Кроме того, неблагоприятными факторами, существенно снижающими интенсивность денежных потоков, являются ужесточение условий ведения бизнеса и неплатежи со стороны покупателей. Ослабление рубля и инфляцию в качестве препятствий для ведения бизнеса отметили около четверти предпринимателей. Чуть более пятой части назвали в качестве одного из основных камней преткновения усиление конкуренции. 
Остальные препятствия, которые в докризисный период сильно мешали предпринимателям (налоговые ставки, проверки со стороны регулирующих органов, низкое качество персонала, коррупция и рейдерство), по сравнению с финансовыми затруднениями отошли для МСБ на второй план.
У банков трудностей не меньше. Правда, они другого характера. Основная головная боль большинства ведущих российских кредитных учреждений – сокращение активов. Кредитный портфель у большинства лидеров рынка либо остается на прежнем уровне, либо демонстрирует некоторое сокращение. Существенные положительные изменения произошли лишь у Россельхозбанка, чей кредитный портфель в апреле вырос на 8,6%. Кроме того, сильно увеличивается просроченная задолженность. Так, только за апрель объем просрочек у Райффайзенбанка вырос на 23,3%, у ВТБ – на 32,7%, а у Росбанка – на 40%.
По данным банков, основные причины возникновения просроченной задолженности у предприятий МСБ – это снижение объемов реализации на фоне высокой доли постоянных расходов (57% случаев), мошенничество (23%), просроченная дебиторская задолженность (23%), высокая долговая нагрузка и скрытые обязательства (21%), различные форс-мажоры (11%), низкая доля собственного капитала (10%), вывод средств собственниками (4%). Разумеется, причин просрочки может быть несколько.
Кроме того, банки, в отличие от докризисного периода, обращают пристальное внимание на отраслевую принадлежность клиентов. Наиболее рискованными заемщиками считаются представители стройиндустрии, оптовой торговли и компании, занимающиеся грузоперевозками.

Банкирский идеал. Для минимизации рисков большинство банков ограничило круг заемщиков. Все их внимание сосредоточено на старых, проверенных временем клиентах, обладающих хорошей кредитной историей. Среди новых клиентов отдается предпочтение тем, кто имеет хорошее финансовое положение, не закредитован и по большому счету в деньгах не очень нуждается.
В качестве обеспечения кредиторы принимают лишь твердые залоги. Все меньшей популярностью пользуется недвижимость, и все больше внимания уделяется товару в обороте. Но тоже не всякому – предпочтение отдается базовым продуктам питания и товарам повседневного спроса. Премиальный сегмент считается слишком рискованным, и количество банков, все еще финансирующих это направление, очень невелико. В неблагонадежные заемщики также угодили предприятия, торгующие металлопродукцией, дилеры, производители стройматериалов.
Параметры кредитных продуктов изменились не в лучшую для потенциальных заемщиков сторону: помимо резкого увеличения ставок и сокращения сроков кредитования, банки уменьшили лимиты и увеличили размер комиссий. В итоге, хотя уровень ставок и остается почти неизменным с февраля 2009 года, в некоторых регионах они достигли дефолтных значений (34–48% годовых).
С точки зрения банкиров, идеальный заемщик во время кризиса выглядит следующим образом. Во-первых, его бизнес нацелен на производство товаров или оказание услуг конечному клиенту. То есть кредитные учреждения в первую очередь стремятся предоставлять финансирование потребительскому сектору: торговле (розничные и мелкооптовые магазины, мелкооптовые торговые сети), сфере услуг (общественное питание, автосервис, медицина, пассажирские перевозки, фитнес-залы и бассейны).
Кроме того, кредиты почти без проблем предоставляются небольшим предприятиям пищевой промышленности, выпускающим полуфабрикаты или готовые блюда типа расфасованных салатов. Весьма охотно снабжаются деньгами пекарни, колбасные цеха, фасовочные линии, а также производители упаковки и одноразовой посуды.
Идеальный заемщик не должен просить деньги более чем на год, обязан иметь собственный капитал не менее 30% стоимости проекта, на который испрашивается ссуда, а также иметь надежное обеспечение на весь объем кредита. К сожалению, в связи с кризисом в России подобных предприятий осталось не очень много.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль