Далеко не уехал

49
Отрасль. Власти планируют накачать автопром деньгами вместо стимуляции потребительского спроса. Это спасет отрасль от катастрофы, но объем продаж снизится более чем наполовину

 

Далеко не уехал

Российский авторынок так и не стал крупнейшим в Европе, хотя и претендовал на это место весь 2008 год. И если на европейских рынках наметилось замедление темпов падения, то в России снижение продолжается. В апреле, по данным European Business Association (AEB), было продано на 53% меньше пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта, чем год назад – 135,7 тыс. штук. Устойчивая отрицательная динамика держится с января, что дало АЕB основание понизить ранее сделанный уже «кризисный» прогноз продаж новых пассажирских автомобилей на 2009 год с 1,9 млн машин до 1,7 млн. По сравнению с 2008 годом, когда было продано 2,8 млн авто, падение составит 39%. В свою очередь, глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что пересмотрел свой декабрьский «оптимистичный» прогноз снижения объемов рынка на 40%. Реальное падение может составить 60%.
Но нельзя судить о состоянии автозаводов только по продажам. В начале года они занимались реализацией продукции, изготовленной ранее. Росстат сообщает, что в I квартале производство легковых автомобилей в России упало на 62,9% (123 тыс. единиц) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, грузовых – на 75,4% (до 16,3 тыс. единиц). Почти все заводы останавливались или были загружены не полностью, начиная с декабря. Простои бумерангом отразились на поставщиках сырья. По подсчетам «Металл-курьера», в январе-феврале 2009 года потребление металла составило чуть более 3% от аналогичного периода предыдущего года (9,2 тыс. тонн против 303 тыс. тонн). В дальнейшем темпы падения сохранялись. Упал спрос на продукцию шинников. В результате, по данным Росстата, в I квартале производство автошин снизилось на 44,3% до 4,7 млн штук.
О степени влияния кризиса на автомобильную отрасль можно судить по результатам марта. По расчетам агентства «Автостат», с конвейеров сошло 57,9 тыс. легковых авто, что на 53% меньше, чем годом ранее, но на 23% больше февраля. Аналогичные показатели для грузовиков – 7,6 тыс. штук, -70% и +65%, соответственно. В целом за март российский автопром вырос на 28% по всем типам автомобильной техники к предыдущему месяцу.

Планы меняются. Работа налаживается? Рано радоваться: потребительский спрос низок несмотря на программу по субсидированию процентных ставок на потребительские автокредиты, а долги компаний велики, и возможностей по их рефинансированию немного. В результате заводы не спешат переходить на полную неделю. «Автовазу» уже два месяца обещают поддержку в размере 115 млрд рублей. В результате в апреле и мае завод работал на 4-дневной неделе в две смены по 6 часов. Зависимость проста: нет денег для поставщиков комплектующих – конвейер стоит. Деньги могут прийти только к середине июня: в начале лета Владимир Путин потребовал от Минфина срочной отправки средств. Завод Toyota в Санкт-Петербурге приостанавливал конвейер с 1 по 11 мая. А московский «Автофрамос», выпускающий Renault Logan, с 1 мая работает в две смены вместо трех.
Автопроизводители корректируют производственные планы. «Ижавто» в апреле выпустил последние 300 седанов Kia Spectra и 180 внедорожников Sorento из автокомплектов, которые были закуплены осенью прошлого года. По словам гендиректора «Иж­авто» Михаила Добындо, в связи с ростом курса доллара закупать новые комплекты на прежних условиях компания не будет. При наличии спроса, завод может вернуться к производству Lad-2104 и Иж-27175. Mitsubishi и Peugeot-Citroen отложили строительство автозаводов на неопределенный срок. А Ford перенес запуск массового производства Mondeo.

Спрос и ныне там. По мнению директора «Автостата» Сергея Целикова, продажи новых автомобилей в России вернутся на уровень 2008 года не раньше, чем через 3–5 лет: «В текущем году уровень продаж упадет до 1,7–1,8 млн штук, и это близко ко дну. Потому что в течение последних 5 лет активно развивалось автокредитование. В 2008 году в долг было приобретено 1,3 млн автомобилей (45% продаж). А в текущем году рынок автокредитования упадет в 5 раз».
Меры господдержки автопрома не обеспечивают нужного уровня спроса: одни начали работать лишь недавно, другие не дают ожидаемого результата. По признанию президента РЖД Владимира Якунина, объемы почти бесплатной перевозки автомобилей на Дальний Восток очень малы, и компенсацию из госбюджета в 2 млрд рублей некуда девать. До сих пор не подготовлены решения по кредитным линиям от ВЭБа лизинговым компаниям. Но объем финансирования программы в 2009 году уже снижен с 43 млрд до 21 млрд рублей. С начала апреля за полтора месяца работы Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк выдали лишь 5,5 тыс. субсидируемых автокредитов. На финансирование ставок по ним, согласно подсчетам «Ф.», в 2009 году государство потратит порядка 100–120 млн рублей. Очень мало – всего в бюджете на эти цели выделено 2 млрд рублей только на 2009 год.
«Важнейшая поддержка – госзаказы, – считает аналитик «Траста» Андрей Петров. – Например, ГАЗ собирается продать за госсчет чуть ли не половину продукции, которую произведет в 2009 году». В конце марта принято решение о выделении регионам 20 млрд рублей субсидий из федерального бюджета на приобретение российских автомобилей. Помощь по стимулированию спроса стали предлагать и региональные власти. Например, правительство Ульяновской области и Россельхозбанк договорились о совместном кредитовании жителей сельской местности на покупку автомобилей УАЗа. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль