Виктор Носов: «Среди крупных игроков больше потерь не будет»

60
Интервью. Несмотря на дефолт двух лидеров российского факторингового рынка, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов считает, что все самое худшее уже позади, и уверен, что отрасль справится с кри­зисом

Виктор Александрович, как вы оцениваете итоги 2008 года? Каким он был для отрасли в целом и для Промсвязьбанка в частности?
– Оценивая 2008 год, можно сказать, что он состоит из двух частей: до сентября и после. До кризиса рынок развивался в привычном темпе, однако в четвертом квартале не только снизились обороты факторов, но и два прежних лидера – МФК «Траст» и ФК «Еврокоммерц» – были вынуждены выйти из бизнеса.
Показательно, что попытки продать портфели этих компаний завершились безрезультатно. Тот же ВТБ забрал у МФК «Траст» команду и технологии, но портфель брать не стал, а клиентов «Еврокоммерца» пытались предлагать Промсвязьбанку, но после рассмотрения предложения мы от него отказались: слишком велики риски.
В этих условиях Промсвязьбанку удалось про­ве­сти необходимые изменения в своем портфеле, пересмотреть систему риск-менеджмента и закончить год с умеренным, но все-таки ростом.
Оборот Промсвязьбанка по факторингу в 2008 году вырос на 47%. Рост в 1,5 раза – это неплохой показатель?
– Да, но мы планировали увеличить объем на 100%. Если обычно IV квартал для факторинговой отрасли был ударным, то в прошлом году он стал «антиударным».
Почти по всем показателям Промсвязьбанк вышел в лидеры факторингового рынка России. Что позволило вам успешно закончить год?
– Наш риск-менеджмент всегда быль чуть более консервативен, чем у большинства участников рынка. И как показал кризис, мы оказались правы в таком подходе. Сегодня многие банки отказываются от факторинга в связи с нехваткой ликвидности, но для Промсвязьбанка факторинг остается одним из прио­ри­тет­ных направлений развития.
Банк планирует поддерживать темпы развития факторинга в регионах?
– В прошлом году в нашу банковскую группу вошли Ярсоцбанк и Городской банк «Нижний Новгород». У них возникли проблемы с финансами, и мы их поддержали. Ярсоцбанк до присоединения к нам занимался факторингом, и мы продолжаем развивать это направление. В нижегородском банке этого бизнеса не было – надеюсь, что мы его там запустим.
В целом на фоне того, что многие предприятия оказались отрезанными от кредитов, факторинг стал очень востребованным.
Как это отразилось на вашей работе?
– Если говорить о величине портфеля, хоть это и не совсем корректно, то его объем за IV квартал 2008 года уменьшился. При этом общее количество клиентов у нас возросло. Сокращение стоимости порт­фе­ля произошло из-за дефолта некоторых предприятий. А некоторым мы сами перестали предоставлять финансирование, чтобы не доводить их до дефолта.
Они перестали соответствовать каким-то вашим критериям?
– К сожалению, да. Здесь сыграл свою роль наш консервативный риск-менеджмент. С начала кризиса мы всем клиентам без исключения установили планку – 60% финансирования от суммы счета-фактуры. После чего стали «мониторить» платежную дисциплину контрагентов и постепенно увеличивать этот процент. Спустя полгода большая часть из них финансируется на 90% от суммы поставки. То есть по «докризисному» уровню.
Что изменилось на российском рынке факторинга за последние 6 месяцев?
– Сокращение ликвидности продолжается. Следует отметить, что российские дочки иностранных банков, которые занимались факторингом, были вынуждены поднять стоимость своих услуг и ресурсов. Раньше мы не могли конкурировать по стоимости продукта: фондирование у них было дешевле. А сейчас некоторые дочки привязали свои ставки к MosPrime и на выходе у клиента получается более 30% годовых. Теперь выигрываем мы.
В чем специфика российского рынка факторинга и сектора финансовых услуг в целом?
– Во-первых, наш факторинг главным образом ре­грессный. В отличие от Запада, где основная ставка делается на безрегрессный. В кризис это является несомненным плюсом – по возврату средств мы имеем дело и с дебитором, и с поставщиком. Кстати, у одной из иностранных дочек сейчас большие проблемы: они продавали безрегрессные контракты и оказались один на один с дебитором, крупной сетью элект­ро­ни­ки.
Еще одна отечественная специфика – в отличие от Запада, у нас нет бюро кредитных историй. Точнее, они в России существуют всего три года и толку от них пока немного. На Западе риск-менеджер факторинговой компании может за несколько минут и не­сколь­ко долларов получить всю необходимую информацию по дебитору, включая отчетность и кредитную историю. Я лично наблюдал эту процедуру в одной из иностранных факторинговых компаний. Для этого требуется всего лишь зайти на сервер бюро кредитных историй. В России получение аналогичной информации подчас сопряжено с колоссальными сложностями. Мы до сих пор сталкиваемся с тем, что, когда просим отчетность дебитора, в ответ получаем полное непонимание. При этом мы запрашиваем сведения, не являющиеся коммерческой тайной: Форму 1 и Форму 2.
Еще один момент. Российские факторы пока не могут прийти к консенсусу со страховыми компаниями. Почему на Западе развит безрегрессный факторинг? Потому что, помимо четкой работы кредитных бюро, там налажено тесное взаимодействие со страховщиками. У нас, кстати, был опыт работы с одной по российским меркам очень крупной страховой компанией. Ее тарифы соблазнили всего двух клиентов…
То есть вам ничего более не остается, как продолжать использовать скоринговые программы для оценки потенциальных клиентов?
– Скоринг, комплексная система риск-менеджмента и индивидуальный подход к каждому клиенту – старые проверенные инструменты продолжают работать и работают лучше, пока на рынке пытаются внедрять какие-то схемы взаимодействия со страховщиками. Сейчас кризис еще больше притормозил движение страховых компаний в сторону факторинга. Хотя мы периодически общаемся с ними…
Какой общий объем российского рынка факторинга в 2008 году? И какова его глубина развития?
– Мы надеемся на $28–30 млрд. Больше не будет – однозначно. При этом совокупный объем оптовой торговли в нашей стране превышает $800 млрд. Если учесть, что основной хлеб факторов – это работа с оптовиками, то российский рынок факторинга находится пока на стадии формирования. Не случайно ино­стран­ных факторов от активной экспансии в Россию удерживает только несовершенство российского законодательства.
В некоторых европейских странах вовсе нет законодательства о факторинге. Может, ваших иностранных конкурентов не это останавливает?
– Возможно, у них есть и другие соображения. Но я постоянно, каждый год, встречаюсь с иностранными коллегами по их инициативе; они постоянно мониторят наш рынок, встречаются со всеми лидерами и подчеркивают, что Россия стоит у них в приоритете – если не сегодня, то завтра. Факторинг Промсвязьбанка вырастал за год в два раза. Но и рынок при этом ежегодно удваивался. На Западе о подобных темпах роста могут только мечтать.
Можно констатировать, что раньше вы с рынком росли в одном темпе, а теперь его обогнали. У вас плюс 47%, а рынок сократился.
– Да, в целом рынок серьезно ужался. В том числе в связи с уходом с него двух прежних лидеров. Только у «Еврокоммерца» была доля почти 23%. Однако его клиенты нигде не проявились. Хотя, казалось бы, они должны были искать новые источники финансирования. Так же, впрочем, как и фирмы, работавшие с МФК «Траст». Мы не видим активного потока перераспределения их клиентов. Это говорит о том, что качество обоих портфелей было невысокое: как только рынок качнуло, они рассыпались.
Вы, тем не менее, говорили, что у вас появились новые клиенты…
– Это те, кто раньше по тем или иным причинам был нам недоступен. Кто имел доступ к дешевым кредитам.
Можете кого-то назвать?
– Например, мы открыли очень большой лимит на крупную сеть магазинов. До кризиса наши конкуренты предлагали им меньшие ставки. Теперь мы успешно работаем с ними по рыночным ценам.
Откуда у вас лимиты? Вы же говорили, что на рынке нет длинных денег…
– Длинных денег действительно нет, рублей занять не у кого, поэтому в структуре пассивов в основном короткая валюта. Это объективная ситуация, характерная для всего рынка. Поэтому мы опираемся на собственные средства банка, у нас есть четко определенный лимит, и пока учредители нас не ограничивают.
Как увеличение стоимости ресурсов отразилось на цене услуг?
– В целом стоимость услуги выросла почти в два раза. Если раньше эффективная ставка была 20–25%, то сегодня у некоторых факторов она доходит до 40% годовых. Если мы говорим о кредитах, то нормальная рыночная ставка – 20%. Что касается факторинга, то здесь средневзвешенная ставка около 30%. Более высокий процент может стать неподъемным для клиентов.
Оглядываясь назад, как вы считаете, можно было избежать дефолта отечественных факторинговых компаний, являвшихся к тому же лидерами рынка? Какие ошибки совершило руководство, и какой урок следует извлечь из этого всем остальным?
– Мне кажется, что избежать этого было не­возможно. Основная ошибка была в риск-ме­неджменте. Очень часто те, кого мы не брали, оказывались у рухнувших компаний.  Другое дело, была ли ошибка или это было сделано целенаправленно, чтобы раздуть портфель и продать компанию. Просто не успели или не смогли этого сделать.
Следует ли в ближайшем будущем ожидать дефолтов факторов?
– На лидеров рынка приходилось ранее около 65% его объема. Поэтому если даже кто-то обанкротится, то это не будет заметно. Среди крупных игроков больше потерь не будет. 
Что происходит с Ассоциацией факторинговых компаний?
– Ровным счетом ничего, она как была в коме, так там и остается, к сожалению. Действующее про­фес­сио­наль­ное объединение могло бы сыграть в кризис положительную роль.
А господдержка факторингу нужна?
– Летом исполнится семь лет, как Промсвязьбанк занимается факторингом, и я здесь с самого первого дня. Все это время у нас не было никакой господдержки, но развивались мы очень хорошо. Мы очень давно говорим о том, что нужно вводить лицензирование факторинговой деятельности, но законодатели не торопятся.
Ваши услуги направлены в том числе на малый и средний бизнес. Что в ближайшем будущем ожидает этот сектор экономики?
– Я обратил внимание на то, что в кризис сильнее всех пострадали наши крупные клиенты. Они имели доступ к дешевым ресурсам, и их кредитная нагрузка была неимоверной. А существенная часть малого и среднего бизнеса доступа к деньгам не имела. Поэтому для этих предприятий прак­ти­че­ски ничего не изменилось: у них нет проблем с возвратом того, чего они не получали. Ведь не секрет, что вся предкризисная поддержка МСБ была больше на словах.
Как я понимаю, вы работаете с этим сектором, исходя из новых критериев риск-менеджмента?
– Если раньше мы были просто консервативны в подходе к поставщику, к его дебиторам, то сейчас мы консервативны в кубе. К сожалению, по этой причине многие небольшие компании не получают у нас финансирование.
Они не могут получить деньги и поэтому не развиваются, а финансирование им не предоставляют, потому что маленькие, – получается замкнутый круг…
– Вот здесь и нужна настоящая помощь го­су­дар­ст­ва. Нужно дать малому и среднему бизнесу доступ к кредитным ресурсам, компенсировать их стоимость хотя бы в пределах ставки рефинансирования. Это была бы конкретная поддержка, которая дала бы реальный результат.
Как будет развиваться российский рынок факторинга в текущем году?
– По нашим оценкам, рынок, скорее всего, повторит показатели 2008 года. И если будет прирост, то совсем незначительный.
А сжатие рынка возможно?
– Сжатие маловероятно. Вряд ли банки начнут активно кредитовать: ликвидность за короткий срок нарастить не получится, поэтому востребованность факторинга будет стабильно высока.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль