Игорь Пономарев о химерах

41
Не надо тратить ресурсы на поиски химер. Лучше следовать основному закону глобализации: страна поставляет то, что делает лучше и дешевле

Споры о том, какой быть экономике России, идут с самого начала ее новейшей истории. Большинство с патриотическим пафосом все это время провозглашало: не дадим превратить страну в сырьевой придаток международной экономики.
В зависимости от уровня психической устой­чи­во­сти псевдопатриоты видели Россию то мировым цент­ром производства наукоемкой продукции, то лидером мирового автомобилестроения. Почему-то казалось, что грешно экспортировать нефть, а не машины, компьютеры и телевизоры. Подобная концепция, на мой взгляд, угробила те немногие конкурентоспособные отрасли, которые у нас были, в погоне за приз­рач­ным счастьем мирового господства в области экс­пор­та высокотехнологичной продукции. При этом тех, кто смел сомневаться в этой концепции, обвиняли как минимум в государственной измене и клевете на государство. Но вот кризис расставил все по ме­стам. И хочется сказать этим самым «клеветникам России», что наконец-то можно открыто выражать свое сомнение в правильности господствовавшей столько времени концепции.

На наших глазах Япония
– страна, которую всегда приводили в пример адепты концепции, стала одной из самых значительных жертв кризиса. В годы экономических неурядиц потребители могут обойтись без покупки этих самых телевизоров и автомобилей, а компании максимально сокращают свои и­нве­сти­ци­он­ные бюджеты. А вот без нефти, металлов, сельского хозяйства, пусть и в меньших количествах, им никак. Конечно, в такие моменты некоторые страны переключаются на внутренний спрос. Но мы не Китай. С нашим количеством потребителей, к тому же уменьшающимся с каждым годом, создать полноценный рынок, ориентирующийся на внутреннее про­из­водст­во, невозможно. Так, экономическая эффективность автопрома (при отсутствии, правда, насильственных преференций) возможна только при выпуске больше чем 5 млн штук в год. Таких размеров наш рынок ни разу не достигал (даже в благословенном 2008 году). Экспортировать же продукцию мешает наша дорогая и неэффективная рабочая сила. При этом она никогда не станет дешевле и эффективнее, чем в странах Юго-Восточной Азии или ряда африканских государств (вскоре), в силу ее малочисленности.

Если бы мы
не растратили силы в поисках химер, а просто следовали основному закону глобализации (каждая страна поставляет на общий рынок то, что ей удается делать лучше и дешевле остальных), то смогли бы удешевить добычу и доставку основных природных ресурсов и занялись бы потихоньку увеличением степени их переработки. Теперь мы не только растеряли научные школы и фундаментальную (да и прикладную) науку, но и «в области балета» давно уже не «впереди планеты всей». А глобальный кризис все равно бы нас накрыл, как любую страну, во­вле­чен­ную в глобализацию. Однако при отсутствии воз­мож­но­сти создать изолированный внутренний рынок другой альтернативы нет. Только не надо мес­си­ан­ских и псевдопатриотических лозунгов!

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль